С 13 по 18 июля Республика Марий Эл принимала первый Межрегиональный форум молодых педагогов Приволжского федерального округа. Мероприятие, заявленное как окружное, вышло далеко за пределы ПФО: в оздоровительно-образовательный центр «Таир» республиканской организации профсоюза прибыли представители 22 российских регионов – настолько востребованными оказались идеи и цели форума. За шесть дней молодежь успела поучаствовать в психологических тренингах, семинарах, посетить открытые уроки коллег и творческие мастерские, обсудить актуальные проблемы образования, пройти суровые испытания в спортивно-технической игре «Экстремальный Интернет» и разработать проекты «Твои шаги к успеху».
Главными задачами форума были заявлены: создание единого творческого сообщества молодых педагогов Приволжского федерального округа, содействие росту их профессионального мастерства; создание условий для общения молодых специалистов и обмена опытом; установление личных (деловых и дружеских) контактов; подготовка и дальнейшая реализация совместных проектов в целях становления молодых педагогов и развития образования в целом.
О том, что подобные мероприятия нужны (и не только молодежи), свидетельствует то внимание, с каким отнеслись к форуму руководство и региональные организации Общероссийского профсоюза образования, власти Марий Эл. В работе форума приняли участие представители Центрального совета и исполкома профсоюза, депутатского корпуса, правительства и министерства образования республики, а также бизнес-структур, поддерживающих развитие образования в регионе.
Каждый день был настолько насыщен событиями, что рассказать о них стоит в хронологическом порядке. А поможет нам в этом газета «ПУТь» – «Профсоюз. Учитель. Таир», освещавшая жизнь летней школы. Название газеты было выбрано по итогам конкурса и согласно предъявленным требованиям обозначает организаторов, участников и место проведения форума. Но «скрыто» в нем и многое другое – жизненный путь, путь в профессию, профессиональный союз, путь к сердцам читателей.
Предвосхищая события, отмечу, что на форуме было принято решение инициировать издание газеты для молодых учителей и, конечно, силами молодых учителей. Для реализации этого проекта предлагаем в нашей газете «Мой профсоюз» открыть полосу, которая будет посвящена исключительно молодежной проблематике. И приглашаем в авторы всех молодых педагогов, которым небезразличны сегодняшние образовательные проблемы, которым хочется поделиться своим опытом…
Итак, «пятая четверть» на Таире.
13 июля. День приезда, торжественное открытие и первый день работы.
На церемонии поднятия флагов России, Марийской Республики и лагеря «Таир», которая дала официальный старт форуму, присутствовало множество высоких гостей. Молодых педагогов приветствовали депутат Государственной Думы РФ, председатель Партнерского комитета по проведению Года учителя в Марий Эл Лариса Яковлева, заместитель главы правительства республики Владимир Шишкин, председатель Профобъединения РМЭ, заместитель председателя Государственного собрания Ольга Цветкова, министр образования республики Галина Швецова, председатель Государственного комитета РМЭ по профессиональному образованию Василий Ушаков, директор ООО «Нью Трейд», заместитель председателя Партнерского комитета по проведению Года учителя Андрей Герасимов, руководитель Татарского рескома профсоюза, председатель координационного совета Приволжского федерального округа Юрий Прохоров. И, конечно, инициатор и хозяйка форума – председатель Марийской республиканской организации профсоюза Людмила Пуртова: «Замечательное мероприятие открываем мы на территории нашего детского центра «Таир». Форум креативных, энергичных, позитивных молодых людей, которые в наше время выбрали непростую педагогическую профессию. Идея встречи в форме летней школы молодых педагогов вынашивалась долго и, судя по сегодняшнему представительству, оказалась чрезвычайно востребованной. Молодежи необходимы обмен опытом и повышение квалификации, профессиональное и межличностное общение, совместные проекты и, конечно, совместный отдых, который сближает нас и делает наше профессиональное сообщество единым. Надеюсь, что, несмотря на насыщенный рабочий график форума, вам удастся отдохнуть на берегу красивейшего марийского озера Таир, а мы, организаторы, постараемся сделать всё, чтобы форум оказался полезным и интересным для наших участников».
То, что работы предстоит много, мы поняли сразу же после организационного собрания, на котором принималась программа форума. Программа была составлена таким образом, чтобы представители всех регионов стали ее активными участниками, чтобы в ней нашлось время не только для обучения, но и для обмена опытом, разработки совместных проектов.
Уже вечером прошло первое мероприятие «Педагогическая мозаика»: учителя рассказывали о своих регионах и образовательных учреждениях, о работе клубов молодых специалистов и профсоюзной деятельности… Можете представить, каким насыщенным и интересным было наше «путешествие» по школам Марий Эл, Астраханской, Владимирской, Кировской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областей. Мы «побывали» на Кубани и в Москве, в Башкирии и Карелии, Мордовии и Удмуртии, Чувашии и Татарстане, «заглянули в гости» в Пермский край и Забайкалье.
14 июля. Несмотря на то, что в первый день учителя разошлись далеко за полночь, утром на «Час здоровья» собрались многие, на завтрак почти все, а на психологический тренинг и командообразующие игры – все до единого.
Игры на сплочение – необходимый элемент любого форума или летней школы, если участники раньше не были знакомы друг с другом, а им предстоит серьезная работа в команде в течение нескольких дней.
Молодежь разделилась на пять межрегиональных групп, каждая из которых придумала себе название и девиз. Что касается названий, то они получились шуточными и почему-то фруктово-овощными: «Апельсин», «Лимончики», «Баклажан», «Малинки» и «Укроп». Впрочем, это не помешало вполне серьезно провести командообразующие игры и приступить к обучению.
В этот день мастер-классы давали победители и лауреаты Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» 2006 и 2010 годов, а также все, кто хотел поделиться опытом. Желающих оказалось так много, что тренинг «Раскрытие потенциала молодого педагога в современных условиях» пришлось немного отложить, а все оставшиеся вопросы к выступающим по подготовке к урокам, формам их проведения, выбору учебных программ перенести на «послеотбойное» время, поскольку вечер было решено посвятить творческим мастерским, ведь учитель должен быть не только образован и методически грамотен, но и обладать серьезным творческим потенциалом. Раскрыть его участникам форума помогли специалисты центров дополнительного образования Йошкар-Олы.
В тот же вечер (а точнее, в ночь на 15 июля) появился на свет и первый номер газеты «ПУТь». Презентация номера, представление редколлегии и объявление победителя конкурса на лучшее название газеты прошли уже на следующий день.
15 июля. Современному учителю недостаточно иметь все те качества, которые мы перечислили, ему необходимо также быть здоровым! Поэтому день традиционно начался с зарядки на берегу озера, а продолжился в конференц-зале центра «Таир». Сначала в мастерской профессиональной адаптации по теме «Коммуникационные компетенции и распределение зон ответственности педагога», затем на семинаре по пенсионному обеспечению, который проводили специалисты негосударственного пенсионного фонда «Образование и наука».
Казалось бы, для молодежи тема пенсий не актуальна. Но это далеко не так. Если сегодня мы не станем задумываться о завтрашнем и даже послезавтрашнем дне, как делают люди во всех цивилизованных странах, то к старости рискуем оказаться без средств на достойную жизнь и вместо «заслуженного отдыха» нам грозит жалкое существование. Поэтому знать, из чего складывается наша будущая пенсия, уметь ее формировать и увеличивать посредством негосударственного пенсионного обеспечения, молодым работникам необходимо.
Надо сказать, что семинар вызвал неоднозначные отклики. Кто-то сразу же решил вступить в НПФ «Образование и наука», кто-то задумался об этом, а для кого-то «вера» в фонды и в наше государство оказалась сильнее веры в свои и общие возможности. Поживем – увидим. Но, перефразируя известную поговорку, хочется сказать: плох тот солдат, который не мечтает о генеральской пенсии.
После рассмотрения столь сложных тем организаторы форума устроили всем участникам настоящий праздник – поездку в столицу Республики Марий Эл, Йошкар-Олу, с экскурсией по памятным местам города. Незабываемым стало для ребят посещение лучшего конехозяйства республики «Чудо-кони».
Вечер долгого дня закончился концертом группы «Мари», исполняющей национальную музыку в современной аранжировке, и, конечно, танцами.
16 июля. Основными событиями этого дня стали «круглый стол», посвященный участию молодых учителей в реализации президентской инициативы «Наша новая школа», и презентация педагогического проекта «Я хочу работать в школе» государственного образовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей Бауманский».
Что касается «круглого стола», то здесь учителя постарались поднять наиболее актуальные проблемы, которые волнуют молодежь в регионах, и совместно выработать меры по их устранению. Не случайно статья в газете «ПУТь» об этом мероприятии называлась «Острые углы «круглого стола».
Общие для всех «больные точки» обозначил заместитель главы правительства Республики Марий Эл Владимир Шишкин, который отметил, что сегодня главными проблемами для молодых педагогов и для отрасли в целом «остаются низкая заработная плата, отсутствие жилья и низкое качество образования». Это, действительно, так. Но если на повышение зарплаты и обеспечение жильем молодежь пока не в состоянии повлиять, то повышение качества образования – в ее руках. Достижению этой цели, по мнению участников дискуссии, служит не только создание благоприятных условий труда и отдыха педагогов, но и личностный рост. Сгладить острые углы, которые встречаются на пути новичков, способна система становления молодых педагогов. А именно: развитие профессиональных педагогических сообществ; проведение уроков лидерства для молодых учителей; создание школ наставничества; привлечение молодежи к участию в педагогических конкурсах и научной деятельности. И, конечно, по мнению собравшихся за «круглым столом», решать проблемы нужно сообща, всем профессиональным союзом и так, чтобы Правительство РФ обратило более пристальное внимание на образование.
Одним из главных итогов «круглого стола» и четвертого дня форума стало выявление ключевых направлений адаптации молодых специалистов и начало работы групп над соответствующими проектами.
17 июля. Этот день учителя провели не «за партами», а в полевых условиях – в условиях проведения спортивно-технической игры «Экстремальный Интернет». Здесь от участников форума потребовалось не только продемонстрировать навыки владения ИКТ, но и проявить недюжинную физическую подготовку, выносливость и выдержку, а также умение взаимодействовать в команде. Все группы прошли дистанцию успешно и, несмотря на усталость, за короткий срок подготовили к показу компьютерные презентации по итогам игры.
Получив небольшую передышку во время презентаций и чествования победителей, ребята разбрелись кто куда. Кто на семинар о порядке проведения аттестации, кто на лекцию о возможностях профсоюзных кружков в системе профессиональной подготовки учителя, кто на дискуссию «Легко ли быть молодым»… Не до отдыха! Времени до окончания форума оставалось мало, а так хотелось везде успеть!
18 июля. Последний день форума. Ответственный и немного грустный. День защиты проектов, принятия итоговой резолюции и закрытия летней школы.
В названии всех проектов, подготовленных командами молодых учителей, присутствовало слово «успех».
Группа «Малинки» предложила «Формулу успеха во взаимодействии с коллегами». Цель проекта – создание условий для адаптации молодых педагогов в коллективе, формирование у них лидерских качеств, повышение профессионального мастерства.
Над темой «Твои шаги к успеху во взаимодействии с администрацией» работала группа «Лимончики».
О том, «Как достичь успеха во взаимодействии с детьми», рассказала группа «Баклажан».
«Родители + учитель + успех» – тема проекта команды «Укроп». Проект предполагает создание модуля (учебного блока, включающего тренинги, семинары, «круглые столы», стажировки), обусловливающего развитие качеств, необходимых для успешного взаимодействия молодого учителя с родителями.
Наконец, «Апельсин» представил «Слагаемые успеха личностного и профессионального роста молодого педагога». Здесь, правда, ребята отошли от узкой проблематики и замахнулись на создание межотраслевого клуба «Служу Отечеству» для молодых специалистов четырех сфер: образования, здравоохранения, сельского хозяйства и… Российской армии. Ожидания от реализации такого проекта у «Апельсина» – закрепление педагогических кадров; создание условий для личностного и профессионального роста молодых специалистов; привлечение в образование ресурсов культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, Российской армии; создание молодых семей; формирование и поддержка молодой элиты России…
Немного фантазийный проект? Безусловно. Но разве это плохо? Ведь на форуме собрались молодые, те, для кого сегодняшние «фантазии» завтра могут стать реальностью. И именно от них зависит будущее образования, будущее страны. И, возможно, форум положит начало формированию молодой ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ элиты России? Той элиты, для которой, как писали корреспонденты газеты «ПУТь», «не страшны профессиональные трудности, низкая зарплата или отсутствие жилья, ведь мы пришли в образование НАВСЕГДА!»
Прощаясь, все участники желали только одного: новых встреч! Молодые педагоги разъехались по домам с твердым намерением продолжить начатую на форуме работу, инициировать создание клубов и ассоциаций молодых учителей, стать организаторами и участниками подобных съездов у себя в регионах.
И хочется верить, что подобные мероприятия станут неотъемлемой частью общей работы профсоюза (как на региональном, так и федеральном уровнях), цель которой – развитие отечественного образования.
P.S. С проектами молодых педагогов и резолюцией форума наши читатели могут ознакомиться на сайте Общероссийского профсоюза образования www.ed-union.ru. И конечно, с нетерпением ждем ваших материалов для молодежной странички по адресу: eduprof@spectrnet.ru.
Комментарии