search
main
0

Пятак в ботинке . Экзамены – испытание не для слабонервных. Но не стоит поддаваться панике

Даже для самых-самых отличников и всезнаек экзамен – отнюдь не праздник, а стресс. Недаром во всех анекдотах на эту тему экзаменаторы представлены самодовольными и ухмыляющимися, а их бедные жертвы – бледными, дрожащими и испуганными. Иным бедолагам до самых седин снится кошмар: трясущейся рукой вытягиваешь билет и, как водится, ничегошеньки не знаешь, что-то мямлишь, и позор обрушивается на несчастную голову «утопающего». Наверное, поэтому каждый из нас с пониманием и сочувствием относится к тем, кому нынешним летом придется сдавать экзамены в школах и штурмовать высшие учебные заведения. О том, как выпускникам и абитуриентам выйти из экзаменационных испытаний, не потеряв лица, не «убив» максимум нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются, сохранив здоровье и хорошее настроение, рассказал психолог новосибирского психологического центра «Золотая половина» Александр КОЛОМИЙЦ.

– Экзамены – это всегда стресс. И уберечь себя можно только одним способом – не сдавать. Других рекомендаций на сей счет не существует. Ведь, по сути, любой экзамен – это вопрос личностного отношения к ситуации, своего рода проверка человека на соответствие социальному статусу. И стресс в этом случае неизбежен. А вдруг не соответствуешь?! Есть, конечно, такие индивидуумы, которые никак не реагируют на происходящее, но это уже на грани маргинальности. Другое дело, что переживать можно по-разному, и сами стрессы под одну гребенку не причешешь, очень уж они разные. Эустресс тренирует человека, делает его сильнее, самостоятельнее, а дистресс подавляет, разрушает психику и даже может перейти в нервное расстройство.

– Как определить хороший и плохой стресс?

– К сожалению, по статистике, только 30 процентов населения готовы пройти через экзаменационные испытания достойно, получив полезный опыт. Остальные 70 процентов испытывают дистресс. Причин тому, на мой взгляд, несколько. Во-первых, культурная преемственность поколений в стране прервана, и наши дети привыкли быть сами по себе, опираться на собственные соображения, а не на знания старших. Второй момент: сервисная индустрия, которая коснулась и сферы образования. С одной стороны, это облегчает жизнь, делает ее комфортной, с другой – человек рассчитывает на нее больше, чем на самого себя. Если подросток жил не тужил на всем готовом, а потом его вдруг начинают проверять, то справиться с такой ситуацией очень сложно. Существует, конечно, и масса индивидуальных факторов: отношения с преподавателями, личностные особенности, темперамент. Здесь, как в пословице: что русскому хорошо, то немцу смерть. Меланхолику, например, чтобы он показал нормальный уровень своих знаний, нужен более мягкий подход, а флегматика не мешает разозлить. Для него это будет положительный эустресс, который его «разгонит».

– Незаметно только, чтобы эти факторы как-то учитывались преподавателями на вступительных экзаменах.

– Сейчас пытаются прийти к какой-то стандартизации, обезличить контроль. Я имею в виду единый государственный экзамен, когда никто не давит, над душой не стоит и с прищуром не смотрит. Однако исключение человеческого фактора – плюс только с одной стороны, с другой – сама атмосфера казенности, сухости, когда ты не видишь глаза преподавателя, его реакцию на твои ответы, хорошо влияет не на всех. Зачастую человек просто не может раскрыться в такой обстановке. Опять-таки, за определенное время выдать необходимое количество информации, переработать ее – тоже напряжение. Кроме того, на обычном экзамене человек учится презентовать себя вовне, что обязательно пригодится ему в дальнейшем.

– В силах ли школьник или абитуриент во время тяжелой экзаменационной поры сам, без помощи профессионального психолога, справиться с нервами и волнением?

– Уверяю вас, равнодушным к своему волнению не остается никто, и каждый работает над этой проблемой в меру своих сил и понимания. Существует масса стихийных способов, начиная от капель валерьянки, заканчивая пятаком в ботинке, когда люди пытаются привести себя в равновесие, собрать в кулак и настроиться на решительный бой. Если ты плюнул через плечо и тебе стало спокойнее – молодец, это твоя личная заслуга и личная психотерапия. Лучше всего, когда помогаешь себе сам, без посторонней помощи. Ведь и психолог вопреки расхожему мнению не решает проблему. Его задача – помочь человеку разобраться в ней. И в следующий раз страдающий не пойдет к специалисту, а поможет себе сам. Но если человек действительно ушел в крутое пике – давление зашкаливает и коленки дрожат, смысл обратиться за помощью, конечно, есть. И здесь придется серьезно работать над причинами такого страха: почему экзамен приводит в такое жуткое состояние, хотя по идее не должен? И здесь проблема может оказаться сложнее и глубже, чем кажется.

– На мой взгляд, во многом виноваты еще и родители, нагнетающие стресс. Мамы и сами безумно переживают, и ребенку жить спокойно не дают.

– А почему, спрашивается, мамы так безумно переживают? Значит, не доверяют своему чаду, его способностям и его учат тому же самому. Это как эстафетная палочка. Мудрые родители своим детям верят, а это самое главное. По большому счету, помогать следует тогда, когда ребенок попросит. На тех же самых экзаменах – выпускных или вступительных – молодой человек учится брать ответственность за свою жизнь в собственные руки, и уже не мама с папой за него отвечают, а он сам. На мой взгляд, очень полезно оставлять детей на время вступительной поры одних, если, конечно, дитя не оболтус. Другое дело, что иные мамы-папы до 17 лет опекают чадо со всех сторон и не дают ему приобрести полезный опыт самостоятельности, а потом бросают любимую дочку или сыночка головой в омут: «Ты уже взрослый, сам все решай». Вот здесь-то «взрослое» дитя и получает первые психотравмы.

– Сейчас психологические центры начали проводить специальные предэкзаменационные тренинги, значит, есть спрос. Вы сами работаете в таком центре, интересно, кто ваши клиенты?

– В основном приходят студенты, а ситуации, конечно, самые разные. Кому-то необходим коллективный тренинг или индивидуальная работа, чтобы снять излишнюю нервозность, научиться контролировать свои эмоции. Случается, что проблема не только и не столько в самом человеке, а в личных взаимоотношениях между студентом и преподавателем. Была у меня, например, такая забавная ситуация. Со второго курса за одной выпускницей университета тянулся хвост. Шесть раз ходила девушка к преподавателю, но сдать экзамен у нее никак не получалось. И предмет студентка знала чуть ли не наизусть, и на вопросы дополнительные отвечала, а вот уперся профессор, и все. Сдать другому экзаменатору тоже не было возможности. К нам отчаявшаяся девушка обратилась, чтобы научиться… гипнозу, с помощью которого пыталась разрешить конфликт. Решилась же проблема достаточно просто. Отталкивала злого экзаменатора излишне уверенная манера студентки держаться. И преподаватель воспринимал такую уверенность как вызов его знаниям. И тогда, принимая вызов, он выбирался из своих окопов и начинал проверять: а кто же действительно больше знает? Судя по счету 6:0, девушка явно проигрывала. В следующий раз, отправляясь на экзамен, студентка нагнала на себя скромность и сдала злополучный предмет.

– Существуют какие-то стандартные рекомендации, как привести себя в равновесие перед экзаменом?

– Несколько раз глубоко вздохните и выдохните, а еще лучше сосредоточьтесь на обычном ритме своего дыхания и прислушайтесь к своим ощущениям. Уверяю вас, успокоитесь непременно. Полезно позаниматься также аутотренингом по классической схеме: сознательное расслабление и внушение себе формулировок. Представьте, как вы блестяще отвечаете, и напитайтесь этим успехом. А вот от различных антидепрессантов и прочих лекарств от нервных расстройств я бы порекомендовал отказаться. Эти препараты угнетают нервную систему, и о какой самопрезентации, требующей живости во взгляде, в этом случае может идти речь?

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте