search
main
0

Пять шагов к успеху. Как организовать профессионально-творческую деятельность во внеурочное время

Магазин ценностей. Есть такая игра для подростков, которая заставляет всерьез задуматься, заглянуть в себя, понять, а что действительно важно в этой жизни?

Сначала на таблички надо выписать десять своих самых лучших качеств. Педагог дает на это время, потому что для некоторых ребят отыскать эти качества в себе непросто, не все даже об этом размышляли. А потом выбор еще усложняется. В условном магазине можно обменять то хорошее, что есть в них самих, на здоровье близких, дорогую машину, виллу на берегу моря… Соблазнов много. И поступают все, конечно, по-разному. Когда выбор сделан, все собираются в круг и делятся своими чувствами. Одни обменивались в магазине, не задумываясь: игра все-таки! Другие, приобретая что-то ценой своего лучшего качества, потом жалели и переживали. Но в том-то и дело, что в жизни, как в игре, нужно принимать решения – помочь или пройти мимо, поддержать или предать, отстоять свое мнение или промолчать…

Мастерство педагога как раз и заключается в том, чтобы в каждом, кто сидит в круге, игра оставила свой след.

Есть идея!

Подростково-молодежный возраст – время самоутверждения, формирования личности и жизненных планов, а для ребят из училищ, лицеев и техникумов это еще и время профессионального становления. За два-три года, а иногда и за год они должны получить профессию, но в действительности за время теоретических и практических занятий многие успевают приобрести лишь основные знания, умения и навыки по своей специальности. А вот ощутить себя в выбранной профессии, полюбить ее и себя в ней, почувствовать вкус от творческого труда и испытать гордость за хорошо выполненную работу успевают далеко не все.

В Центре юношеского технического (профессионального) творчества – структурном подразделении Нижегородского индустриального техникума – эту проблему решили. Специалисты центра разработали систему организации профессионально-творческой деятельности учащихся во внеурочное время и специальную программу развития профессионального творчества учащихся «Ступени к совершенству». Программа включает в себя пилотные проекты и комплекс мероприятий. По словам руководителя центра, Лидии Павловны Носковой, в программе сегодня задействованы больше десяти тысяч ребят из 83 учреждений НПО и СПО Нижегородской области.

Авторы программы решили не ограничиваться реализацией проектов и проведением областных конкурсов профессионального мастерства, олимпиад, фестивалей профессионального творчества, выставок в течение учебного года. В каникулярное время, решили в центре, можно организовать профильные смены. Впервые такая смена «Прекрасная страна «Профтех» состоялась в 2004 году, и участвовали в ней победители программы «Ступени к совершенству». С тех пор главная задача каждой смены – создать такую среду и такое пространство, чтобы ребята действительно поняли, что такое профессиональное достоинство, профессиональная честь, профессиональный долг и профессиональное творчество.

Операция «Уют»

Программа профильной смены – это пять функциональных блоков.

Первый блок – обучающий, включает теоретические и практические занятия, деловые игры, упражнения по нескольким направлениям. Например, творческое решение изобретательских задач, основанное на теории Альтшуллера, где ребята решают задачи из любой профессиональной области по заданному алгоритму, история профессионально-технического образования России, основы экономической культуры, где можно освоить азы экономических отношений и научиться бизнес-планированию, психология общения, где учат навыкам общения и взаимодействия в коллективе.

Второй блок – развивающий – занятия в школе творческого роста. Это творческое применение знаний, умений и навыков, полученных по основной профессии, расширение границ профессионального кругозора через освоение родственных профессий. Швейники, например, за несколько занятий осваивают роспись по ткани. Будущие мастера столярно-плотничных изделий учатся основам резьбы по дереву, а будущие строители в специальной студии штудируют дизайн интерьера.

По итогам работы школы творческого роста за день до окончания смены ребята представляют творческие работы «Улица творческих Я» и защищают свои проекты.

Третий блок – самоуправленческий. Современный рабочий – не пассивный исполнитель, а активный гражданин, который должен обладать навыками демократической культуры. А потому уже в первые дни в стране «Профтех» проходят выборы. Президента страны определяют пошагово. Идут на общее собрание, изучают закон о выборах и основные этапы их проведения. Дальше создаются партии, и на вечернем сборе «Голосуй, а то проиграешь» кандидаты представляют свои программы. Потом наступает время агитации, голосования, подсчета голосов, объявления результатов и инаугурации президента.

В итоге самоуправление в стране осуществляется советом «Профтех», возглавляемым избранным президентом с полномочными представителями от городов.

Четвертый блок – организационный – направлен на активное участие ребят в жизни страны «Профтех» и ее городов. В этом блоке проводятся фестиваль профессий, конкурсы костюмов по самым разным номинациям: «Дары природы», «Бумажный бум», «Целлофановый сюрприз». А еще обязательно проходит операция «Уют». В итоге на территории детского оздоровительного лагеря «Красный плес» появляются новые скамейки, освещение на летней площадке и покрашенные заборы.

Пятый блок – воспитательный. Его ведущая идея – воспитание творческой преобразующей личности будущего профессионала и гражданина. Эта идея пронизывает все содержание смены и воплощается в жизнь педколлективом, по сути – автором этой программы.

Делу – время,

потехе – час

Так уж сложилось, что учреждения начального профобразования ориентированы на детей из семей с низким социально-экономическим статусом. А для них каникулы – это возможность заработать деньги. Специалисты центра объединили сразу несколько задач – отработку профессиональных навыков, полученных в процессе обучения, вознаграждение за труд и отдых. Так появилась еще одна программа профильной смены – смена труда и отдыха «Создай свой дом».

Участниками смены стали около шестидесяти учащихся строительных специальностей: будущие столяры-плотники, мастера-отделочники, электромонтеры. В каждую из пяти сформированных бригад входили еще и будущие художники и оформители. Руководили группами, как и положено, бригадиры из состава учащихся.

Содержание этой программы также строилось на базовых модулях: обучающем, развивающем, организационном, самоуправленческом, воспитательном. Разница в том, что акцент сделан на труд. Остальные модули по наполнению и содержанию тоже отличались. Так, обучающий модуль был представлен в меньшем объеме и включал занятия по конкретному узкому профилю по таким направлениям, как дизайн интерьера, основы технологии ремонта, основы экономики ремонтных работ. Творческий модуль строился на занятиях по дизайну интерьера, реставрации мебели, на новых строительных материалах, выполнении витражей и текстильного дизайна.

Самоуправленческий модуль также предполагал активность учащихся в смене, где первичный орган – это бригада во главе с бригадиром, которая два раза собирается на «планерку» и «вечерку». На следующем уровне – это оперативный совет с бригадирами и руководителями служб (службы здоровья, «социум», «досуг», «пресс-центр»). Высший законодательный орган – общее собрание участников смены.

Организационно и содержательно смена была разбита на этапы, где каждый этап проходил под своим девизом.

1-й этап – знакомство и сплочение в группах. Он проходил под девизом «Дом, который построим мы» и включал игры на взаимодействие, общее собрание смены, формирование бригад, выборы в органы самоуправления всех уровней.

2-й этап получил девиз «Твори, выдумывай, пробуй». На этом этапе по жребию распределили двухэтажные дачные домики, планировали ремонтные работы, разрабатывали и защищали дизайн-проекты, подбирали расходные материалы.

3-й этап – стартовый. На этом этапе в торжественной обстановке каждой бригаде дали наряд-задание, инструменты и материалы и проинструктировали по технике безопасности.

Девиз 4-го этапа – «Дело движется – дело спорится». Работать надо было очень оперативно: времени на ремонт и внутренний дизайн помещений отводилось не так уж и много. При этом ежедневно велся мониторинг трудовой и творческой активности бригад, а по итогам работы должна была состояться «госприемка» с определением лучшего объекта и лучшей бригады. «Ребята спорили, воспитывали всем коллективом нерадивых членов бригады и работали так, что педагоги с трудом могли оторвать их от своих объектов, – рассказывает руководитель центра Лидия Носкова. – Да и внутренне они менялись – помогали друг другу, подсказывали, просто взрослели на глазах».

5-й этап. «Красота, уют, комфорт». Под таким девизом бригады работали над интерьером комнат: шили эксклюзивные портьеры и покрывала на кровати, с выдумкой делали полки и панно, вазоны, стулья и вешалки для одежды.

Последний этап, «Прекрасный праздник новоселье», с волнением ждали все. Шутка ли, госприемку всех объектов проводил директор лагеря и Нижегородского индустриального техникума Сергей Александрович Варакса. А помогали ему члены президиума Совета директоров учреждений начального и среднего профобразования. Впрочем, они по достоинству оценили труд и творчество участников смены, ведь каждый из пяти домиков получился особенным – Дом леса, Дом музыки, Дом феи, Дом лета и Дом сказок. Неудивительно, что, оценив качество работ, районные службы занятости заключили с ребятами договоры.

Нашлось в смене и время для спорта и отдыха, а главное – ребята почувствовали себя мастерами своего дела. На смене работала психологическая служба, и анализ итоговой диагностики очень порадовал. Психологи подтвердили: совместная деятельность, направленная на конкретный результат, достижение этого результата и его высокая оценка позволяют снизить тревожность и повысить уверенность подростка в себе, поднять его самооценку. «Эффект от проведения такой смены получается весьма значительным, – уверена руководитель центра Лидия Павловна Носкова. – Содержание программы отвечает психологическим потребностям ребят из учреждений НПО и СПО и их естественному стремлению самоутвердиться в коллективе, в своей будущей профессии, в обществе. Умение хорошо выполнять свою работу приносит большое удовлетворение, а признание такого умения другими, как известно, – основная форма утверждения личности».

Двери «Красного плеса» не закрываются ни осенью, ни зимой. Лагерь работает круглогодично. А это значит, что ребята, которым посчастливится сюда приехать, точно научатся придумывать, творить и доводить начатое до совершенства.

Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте