Тридцать лет я переступаю порог школы. Десять – как ученица, двадцать – как учитель. Много раз мои ученики спрашивали меня: «Вы, наверное, хотели стать учителем с детства? Ведь ваша мама работает в школе, и вы пошли по ее стопам». Не могу ответить на этот вопрос ни утвердительно, ни отрицательно. То, что училась у мамы быть учителем, дорожить своей репутацией, видеть в ученике партнера, не сгибаться перед сложностями, – да, безусловно. Могла ли пойти другой дорогой? Выбрать другую профессию? Может быть. Мой путь в профессию, наверное, как у многих, не был однозначным, но то, что я выбрала профессию учителя, считаю правильным. Как же я шла к этому? Сколько шагов отделяло меня от школьной доски?
Шаг первый. Блокнот с голубыми линованными листами. Я рисую в нем какие-то каракули. Мне 4 года. Я сижу за последней партой. Мама ведет урок – она учительница. Ее слушают сорок учеников. Это мое первое знакомство со школой.Шаг второй. Маленький перрон железнодорожной станции. Мы с мамой уезжаем к папе. Вокруг много молодых людей. Они провожают маму – это ее выпускники. Они ее очень любят, им не хочется с ней расставаться. Вчера был их выпускной бал.Шаг в сторону. Приемная комиссия технического училища. На столе – мой аттестат с одними пятерками и результаты экзамена по рисунку. Я – будущий живописец фарфоро-фаянсовых изделий, вопреки убеждениям моих учителей, что мое место в педагогическом вузе. Но огромный завод и сказочные букеты, распускающиеся на белоснежных боках чайников и ваз, притягивают к себе, манят, кажутся романтичными. Я хочу здесь работать.Шаг третий. В руках диплом с отличием об окончании Богдановического технического училища и медицинское заключение с рекомендацией не работать по специальности в связи с вредностью производства. Разговор с родителями заканчивается.- Света, может быть все-таки в педагогический?- Хорошо, я попробую, я ведь смогу вернуться в училище преподавать.Шаг четвертый. Август 1989 года. Я, как замужняя дама, получаю направление на преддипломную практику в родную арамильскую среднюю школу №1. Разговор в кабинете директора не был долгим.- Светлана Витальевна, у нас уволился учитель рисования, тридцать часов изо повисли в воздухе. Выручайте.-Хорошо, я попробую.Шаг пятый. Распределительная комиссия Нижнетагильского государственного педагогического института.- Светлана, вы поступали в институт по направлению Богдановического технического училища, но как человек семейный вы можете получить свободное распределение, по месту жительства. Выбирайте, где вы хотите начать свою педагогическую деятельность.- Конечно в своей родной школе…Я открываю дверь кабинета. Шаг… второй… третий… четвертый… пятый. Я – у доски, на меня смотрят двадцать пять пар глаз, двадцать пять лиц, таких разных, серьезных и веселых, настороженных и доверчивых Что сказать им? Как научить их видеть Красоту? Как объяснить, что Красота бывает разной? Как помочь их рукам стать умными и послушными, а сердцам добрыми и отзывчивыми?Я смотрю в эти лица. Да, я знаю, я умею, я чувствую. Во мне знания, опыт, чувства моих учителей и учеников. Я делаю пять шагов к доске. Урок начался…Арамиль, Свердловская область
Комментарии