search
main
0

Пять с плюсом за историю

Общеизвестно: учебники пишут ученые, а учатся по ним дети. Но почему-то принято давать путевку в жизнь учебникам, не считаясь с мнением детей. А напрасно.

В 2001/2002 учебном году в школы поступил новый учебник по истории России для 6-7 классов, часть II А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной.
С самого начала ученики восприняли эту книгу с большой радостью, даже отказались пользоваться бесплатными учебниками других авторов из фонда школы и купили “Данилова и Косулину”. Школьников порадовал прежде всего сравнительно небольшой объем учебника и каждого параграфа в отдельности, его художественное оформление, цветные иллюстрации картин, исторические карты (их недостаток остро ощущается в школах).
Уже сам этот факт говорит о том, что дети прекрасно понимают, что такое хорошо, а что такое плохо в отношении учебников.
Предоставлю слово семиклассникам: “Учебник мне очень понравился. События в нем описаны кратко, ясно и понятно, поэтому легко запоминаются”; “Когда вчитываешься в содержание параграфов, кажется, что ты не читаешь, а видишь все это перед собой, как будто живешь в этом времени”; “В конце каждого параграфа помещены вопросы, на которые легко отвечать”; “Учебник написан доступным для нас языком”; “В тексте нет заумных слов”; “Особенно понравились параграфы, посвященные культуре, быту и обычаям народов”. Но некоторые ребята посетовали: “Плохо запомнились русско-турецкие и русско-польские войны”, “Исторические карты небольшого формата, тусклые и мелкие, поэтому трудно по ним разобраться”; “Мало написано об открытиях М.В.Ломоносова”.
После таких кратких и всесторонних замечаний “главных судей” мне как учителю остается добавить, что учебник широко иллюстрирован умело подобранными черно-белыми рисунками, отчего материал становится более доступным. В конце каждого параграфа помещены словарь незнакомых слов, отрывки из документов, вопросы и задания для самостоятельной работы. Это расширяет словарный запас школьников и помогает им выработать умения и навыки работы с документами.
В дополнение в рубрике “Человек эпохи” даются краткие биографические данные о людях, чьи имена упоминаются в тексте (Никона, Степана Разина, Меншикова, Миниха, Суворова).
Преодолен недостаток прежних учебников, когда школьникам приходилось самим делать вывод о причинах народных восстаний и выступлений. Авторы по-новому излагают этот материал. Так, например, в параграфе “Народные движения” авторы учебника пишут: “Главными причинами народных движений были…” – и кратко, в сжатой форме идет их перечисление.
Таким же образом авторы излагают политику просвещенного абсолютизма и золотого века Екатерины Второй.
Важным элементом нового учебника являются краткие выводы, которыми завершается каждый параграф. Они обращают внимание школьников на главное содержание темы и учат их свой собственный рассказ заканчивать соответствующими выводами.
Ранее изученные исторические события авторы учебника увязывают через вопросы, помещенные в начале новой темы. Так, уже первый параграф учебника начинается вопросом: “ВСПОМНИМ”: Чем завершилась Ливонская война для России?” Ливонская война изучается в шестом классе. Под руками учащихся нет учебника и негде подсмотреть. Это заставляет их напрячь свою память, чтобы ответить на поставленный вопрос. И пусть семиклассники за летние каникулы изрядно подзабыли материал и на вопрос ответит сам учитель, но это авторское “ВСПОМНИМ” показывает детям, что история – это не нагромождение исторических событий, между ними существуют причинно-следственные связи.
“ВСПОМНИМ” повторяется из параграфа в параграф. Это не жужжание назойливой мухи над ушами школьников, а методический прием, впервые введенный авторами учебника. Заранее зная,что перед изучением новой темы их обязательно спросит учитель, они невольно стремятся запомнить ранее изученный материал.
Такую же роль выполняет напоминание “РАБОТАЕМ С КАРТОЙ” при изучении тем, связанных с войнами, в которых участвовала Россия, экономическим развитием страны и народными движениями.
Есть и замечания. Вызывает сомнение, например, дата Семилетней войны – 1756-1762 гг. В течение многолетней практики работы в школе я замечал, что во всех учебниках Семилетняя война датировалась 1756-1763 гг. Впрочем, если быть точным, война фактически продолжалась шесть лет и шесть неполных месяцев. И лишь условно она вошла в историю как Семилетняя.
Тема “Политический строй” в учебнике излагается только текстом. Это несколько затрудняет представление учащихся о государственном устройстве России на разных этапах развития. Хотелось бы, чтобы на страницах учебника были помещены схемы органов управления. Они займут мало места, но абстрактное представление о государственном устройстве будет дополнено наглядностью, и это позволит лучше усвоить сложный материал.
По моему убеждению, из всех учебников по истории России, выпущенных за последние годы разными издательствами, учебник авторов А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной наиболее удачный, написан на основе самых современных достижений исторической науки и методических изысканий. Это делает учебник приемлемым и для учителей, и для учеников, я бы поставил ему оценку “пять с плюсом”.

Петр ПАРШАЧЕНКО, учитель истории средней школы N33
Муром, Владимирская обл.

От редакции

Учителю П.Л. Паршаченко и его воспитанникам из Мурома не зря понравился учебник по истории А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. Они попали, что называется, в точку. Ведь один из авторов – доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории МГПИ, действительный член РА естественных наук Александр Анатольевич Данилов – является признанным специалистом в области учебного книгоиздания исторической направленности. Сфера его научных интересов – политическая история России ХХ века, но созданная им линия учебников для общеобразовательных школ, конечно, выходит за рамки этого временного периода.
Александр Данилов является автором 220 научных трудов и учебных пособий, изданных тиражом более 5 млн. экземпляров. Среди них – первый в России компьютерный учебник “История России ХХ в.”. Им созданы учебные программы для общеобразовательной и высшей школы, а также для абитуриентов вузов. В 1994 г. и 1997 г. учебники “История России” и “История России в ХХ в.” были изданы в США. Недавно была издана единая линия учебников “История государства и народов России” (6-9 кл.).
В учебниках по истории России в соавторстве с Л.Г.Косулиной Данилов предложил тематико-хронологический подход к изложению материала, группируя его большими тематическими блоками. Это позволяет всесторонне рассмотреть проблемы отдельных периодов российской истории и альтернативные пути их решения. Ими создан учебник под концентрическую структуру исторического образования, которая предполагает изучение истории таким образом, что один и тот же материал в разных классах дается на разном содержательном уровне с учетом возрастных особенностей школьников с 5-го по 9-й и с 10-го по 11-й класс (линейный подход предусматривает последовательное изучение истории в хронологическом порядке с 5-го по 11-й класс).
В серии учебников А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной прослеживается концептуальное и методическое единство, что пока еще в учебном книгоиздании является редкостью. О подобном единстве можно говорить тогда, когда авторы учебников для последовательных ступеней обучения программ одновременно являются и авторами учебников, их учебные пособия для разных классов сочетаются друг с другом и в содержании, и в методике.
В комплект входит “Рабочая тетрадь по истории России. ХХ век”, методическое пособие и хрестоматия, а это уже полное учебно-методическое обеспечение учебного процесса. Поэтому учебники А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной по праву можно назвать учебниками нового поколения.

Ирина Каминская

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте