Первый фильм, показанный на очередном Московском кинофестивале, – новая картина классика мирового кино Клода Лелуша. Французское название дословно непереводимо, что-то вроде «Эти вот любови» (так во множественном числе). Поэтому русский зритель будет знать эту картину под другим названием – «Женщина и мужчины». Конечно, здесь сразу чувствуется перекличка с фильмом, который сделал Лелуша знаменитым: «Мужчина и женщина». И конечно, речь в новом фильме Лелуша о любви. Война, оккупированная фашистами Франция, а юная Ильва влюбляется в немецкого офицера, оставляя парня, с которым дружила прежде. Приходит мир, приходит новая любовь к двум американским солдатам, сменяя прежнюю. И она не последняя в ее жизни… Пять любовных романов, и каждый оставил неизгладимый след в душе.
Клод Лелуш признается, что его профессиональный дебют состоялся в СССР, куда он приехал в 1957 году на Фестиваль молодежи и студентов в Москве. Здесь он снимал картину «Когда поднимается занавес». В качестве ассистента оператора Лелуш успел немного поработать на «Мосфильме» на съемках фильма «Летят журавли». С тех самых пор Москва заняла особое место в его сердце. На XXVIII Московском кинофестивале был показан фильм Лелуша «Бесстрашная любовь», спустя один год фильм французского режиссера «Железнодорожный роман» закрывал XXIX кинофестиваль. И вот сейчас – мировая премьера новой работы. В Москве Клоду Лелушу был вручен «Приз за выдающийся вклад в мировой кинематограф».
Комментируя название картины, Клод Лелуш заметил, что любовь – именно то, что всегда вдохновляло его, больше всего он любит на свете женщин и кино. Новый фильм снят в их честь.
– Брак – идеальное убийство любви, – возражают режиссеру. – Вы разделяете это убеждение?
– Если в жизни есть смысл, то он именно в любви. Есть фильмы, взывающие к разуму, и те, что взывают к чувству. Этот фильм о том, что нельзя проанализировать, он говорит с нашим сердцем. Я пытался написать портрет идеальной женщины. Идеальная женщина – сложная женщина. Любовь – сложная вещь. И я посвятил жизнь тому, чтобы понять, почему, когда мы влюбляемся, вдруг испытываем потребность стать лучше и благороднее.
Молодые актеры, снимавшиеся в фильме Лелуша, отвечая на вопрос, каково было работать со столь именитым режиссером, заметили, что именно он был самым молодым и самым энергичным из всех, кто трудился над картиной. Он постоянно в поиске новых талантов, смотрит кино едва ли не каждый день, ходит на спектакли, и, как известный режиссер, он не боится идти на определенный риск, доверяя серьезные роли не самым известным актерам.
– Почему действие фильма происходит во время Второй мировой войны и позже, ведь его сюжет универсален и может иметь место в наши дни?
– Освобождение, эмансипация женщины началась со Второй мировой войны, – говорит Клод Лелуш.
– Героиня фильма – женщина, во-первых, смелая, свободная, и, во-вторых, она более руководствуется чувством, нежели разумом. Она женственна до мозга костей. Современная женщина появилась где-то между 1945 и 1960 годами, и этот фильм – пролог к 1970-м и последующим годам. Почему я решил показать этот фильм сначала в Москве? Потому что слишком суеверен. Я снял в Москве один из первых фильмов, присутствовал на съемках «Летят журавли» и видел, как работает Калатозов. Здесь, в Москве, я окончательно решил, что стану режиссером. Этот фильм рассказывает также о том, как появляется, как рождается режиссер. И в каком-то смысле этот фильм родился именно тогда, более пятидесяти лет назад. Когда меня спросили, хочу ли я устроить его мировую премьеру в Москве, я немедленно ответил: «Да». Во Франции пока было несколько неофициальных показов.
– Не кажется ли вам, что вы путаете понятия «любовь» и «страсть»? Не кажется ли вам, что ваша идеальная женщина – проститутка? Не кажется ли вам, что концлагеря, война с ее болью и страданием не доходят до зрительских сердец? Боль и страдания выглядят совершенно по-другому.
– Любовь как бензин, который заливаешь в машину. Если я кого-то или что-то люблю, будь то женщина или кино, я смогу что-то совершить, я смогу действовать. Любовь – сильнодействующий наркотик, не дающий побочных эффектов. Феномен любви обязывает нас все изучать. Чтобы снять фильм, недостаточно иметь хороший сценарий, нужно обладать силой убеждения, и любовь помогает в этом.
На вопрос о героине-проститутке ответила актриса Одри Дана, исполнительница главной роли:
– До того как сняться у Клода Лелуша, я сыграла в кино настоящую проститутку. Не понимаю, как можно сравнить с ней эту героиню. Потому только, что она занимается любовью с двумя мужчинами сразу? А разве мужчина, который делает то же с двумя женщинами, считается проституткой?
Снимавшийся в фильме актер Лоран Кузон заметил:
– То, что снимает Клод Лелуш, не война крупным планом, не зверства, а люди на войне. А там, где люди и где человечность, самые страшные трагедии становятся выносимыми. Клод Лелуш снимает в импрессионистской манере. И в том, как изображены концентрационные лагеря и сцены боев, он более стремится к передаче впечатлений и ощущений, а не к реализму в изображении.
– Представьте, что мы пришли смотреть фильм, опоздав на десять минут, и уходим, не досмотрев десять минут до конца, – добавляет Клод Лелуш. – Так и в жизни. Мы приходим в этот мир, не ведая, что было до нас, и уйдем, не зная, что будет после. Все, что нам остается, – лишь впечатление. Впечатление от того, что успели мы увидеть. Так и мой фильм. Это впечатление. О времени, что прошло, о людях и о том настоящем, в котором я жил. Основа фильма – история женщины. Вся разница между мужчиной и женщиной в том, что женщина – это женщина. И эта разница очаровательна. Она очень привлекает меня. В наше время женщины стремятся походить на мужчин, мужчины на женщин. Это очень усложняет любовные отношения между ними.
Сегодня, 22 июня, в рамках Московского кинофестиваля состоится мировая премьера драмы «Брестская крепость» (производство кинокомпании «Централ Партнершип» и киностудии «Беларусьфильм»). Это первый российско-белорусский кинопроект подобного масштаба: в общей сложности работа над ним заняла два года. В картине с документальной точностью отражены героические события обороны Брестской крепости. Главный исторический консультант фильма – директор мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» Валерий Губаренко. Генеральный продюсер фильма Игорь Угольников говорит о фильме на официальном сайте кинофестиваля: «Защита Брестской крепости имела и имеет не военный, а прежде всего духовный смысл. Несколько раз Гитлеру докладывали, что Брестская крепость взята. И каждый раз выяснялось, что очаг сопротивления не погашен. По сути, это был знаменательный сбой якобы непобедимой машины вермахта. Первый приказ об отступлении был дан немецким генералом в 11 утра 22 июня. Именно тогда война была уже выиграна на каком-то высшем, неземном уровне. Не случайно Гитлер приехал посмотреть на развалины крепости 26 августа… Говорят, его совершенно поразила надпись на стене, сделанная защитниками: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина».
Выход в прокат «Брестской крепости» намечен на начало ноября.
Комментарии