Сейчас на вопрос о том, как вы стали учителем, она отвечает, что по-другому и быть не могло: родилась 5 октября, в День учителя, мало того, по папиной линии все в семье педагоги, да еще и саму ее зовут Татьяна Сергеевна, как героиню известного фильма «Весна на Заречной улице» – одну из самых обаятельных учительниц Советского Союза.
Комментарий «УГ»Комментарий специалистаСветлана ДОЛГИХ, начальник отдела организационной работы и аттестации Управления образования администрации городского округа, Воронеж:- В рамках федеральной программы в нашем городе действует своя программа поддержки молодых специалистов. Принято решение о дополнительных выплатах молодым специалистам, приходящим в школу на стажировку. Сначала заключается договор с Центром занятости населения, согласно которому на образовательные учреждения перечисляется определенная сумма денег, и директор, когда принимает молодого учителя на стажировку, также заключает с ним срочный трудовой договор, по которому учитель имеет возможность получить дополнительно две-три тысячи рублей к своей заработной плате. Эта программа работает до конца 2009 года, но, возможно, что ее и в дальнейшем продлят. Если фонд оплаты труда позволит, то доплату получит и наставник, у которого обучается молодой учитель. Но это уже решает директор школы.Срок стажировки – три месяца. В дальнейшем человека могут взять на постоянную работу, и директор вправе сделать ему надбавку из стимулирующего фонда школы.
У Татьяны ЛИННИК обаяния не меньше: добрая, жизнерадостная. Коллеги – учителя лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2» города Воронежа – говорят, что она, как солнышко, и дети чувствуют это моментально.
– Когда я прихожу в класс, в свой 3-й «Д», дети для меня в первую очередь – радость и счастье, – улыбается Татьяна Сергеевна. – А еще я у них учусь. Иногда они такие вопросы задают, что просто ставят в тупик, теряешься, потом начинаешь думать вместе с ними. Например, когда мы по окружающему миру начали проходить систему органов, Антон спросил, сколько клеток в человеческом организме. Я задумалась, как объяснить это 9-летнему ребенку. В итоге мы пришли к выводу всем классом, что посчитать точное количество очень сложно, потому что мы все время растем, а когда перестаем расти, то клетки все равно меняются, стареют, умирают, появляются новые, и происходит это каждую секунду.
– А вам нравится, когда дети задают сложные вопросы?
– Да, ведь они это делают не потому, что хотят поставить меня в тупик, а потому, что хотят знать. Я сама в детстве любила сложные вопросы – мне было интересно. И я предполагала, что обязательно найдутся такие дети, которые станут задавать вопросы, затрагивающие межпредметные связи, или интересоваться чем-то сверх программы.
Может быть, и из-за этого интереса Татьяна, когда окончательно решила идти работать в школу, выбрала начальные классы. Но совершенно неожиданно самым сложным для нее оказалось не любопытство малышей, а момент выставления оценки. Сколько, кому и за что ставить – вот самые главные вопросы! «Он выходит к доске, рассказывает все, и я знаю, что он хороший, что старался, готовился дома, а что ему ставить – то ли это «пять», то ли это «четыре»?!» На мое «разве этому не обучают в институте» Татьяна Сергеевна вздыхает: в том-то и дело, что обучают, но когда сталкиваешься с конкретным ребенком и его надо оценить, а он может обидеться, расплакаться, и ему нужно объяснить, почему «4», а не «5» – вот это настоящая проблема!
Еще один непростой момент, с которым ей пришлось столкнуться буквально с первых дней, – это проблемы методического плана, «когда все способы объяснить испробовала, а дети не понимают». В этом случае она обращается к более опытным коллегам. В первую очередь к своей бабушке Нине Ивановне Линник, проработавшей учителем начальных классов 52 года, известному и уважаемому в Россоши педагогу. Если что-то в ответе не устраивало, Татьяна приходила за советом к коллегам: в 83-й школе, где она работала в прошлом году, замещая находящуюся в декретном отпуске учительницу, это были Лариса Викторовна Ускова и зам. директора Зоя Гамзаевна Харламова. А когда перешла в МОК-2, то, как сама говорит, столкнулась с потрясающей обстановкой в коллективе: «Мне все помогают, поддерживают, искренне интересуются, я чувствую себя по-настоящему счастливой!» Особая благодарность заместителю директора по начальным классам Юлии Васильевне Самофаловой и учителям начальных классов Людмиле Васильевне Свердловой, Ларисе Константиновне Михайличенко, Елене Андреевне Коробко, Юлии Александровне Зуевой и Елене Викторовне Подвязкиной.
На мои три блиц-вопроса о самом трудном предмете в ее нынешнем расписании, о своих увлечениях и об особенностях ее учеников она ответила так: самое сложное – это наглядная геометрия, которая идет факультативным курсом и, несмотря на всю ее трудность, несомненно развивает детей. Они начинают представлять объемные фигуры, понимать, какие грани расположены впереди, какие – сзади, что такое ребро куба, вершина, и такое понимание ребятам очень нравится. Увлечений у нее много: цветы, шитье, вязание и вышивка. В последнее время вышивает иконы, а цвета ниток подбирает сама, так и сложнее, и интереснее. Детей тоже приучает к творчеству, на уроках труда делают поделки из нетрадиционных материалов, используют картон разных видов, пластик, пенопласт, вату. Недавно попросила нарисовать зиму, а девочки сделали ее пушистой и мягкой, отдекорировав рисунки ватой.
Про особенности своих третьеклашек Татьяна Сергеевна говорит, что им больше всего не хватает ласки и внимания. Развиваются нормально, много игр, есть компьютеры, а самого важного – родительского внимания – недостаточно. Поэтому они и к своей учительнице хотят прижаться, приласкаться, и чтобы погладила по головке, назвала ласковым именем – одним словом, все, как мама делает.
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии