search
main
0

Пять дней за месяц

Зимняя школа учителей года сокращает расстояния и сжимает время

В прошлом номере «МП» мы начали рассказ об уникальном ежегодном событии – 17‑й межрегиональной зимней школе «Учитель года», которую организуют «пеликаны» из разных концов страны во главе с московским химиком Владимиром Головнером при поддержке Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», «Учительской газеты», Общероссийского Профсоюза образования. А в этом году еще и самарских друзей – гостеприимных хозяев «пеликаньей» базы-2023. Продолжаем осматривать фантазийную новогоднюю елку, на которой висят не игрушки, а символы зимки, они помогут лучше понять дух школы, в которой зимние каникулы проводят неугомонные учителя и любопытные ученики.

 

Звезда Светланы Ильиной

В новогоднем хрупком украшении я вижу отражение улыбающейся девушки в оранжевой толстовке. В будни Светлана Сергеевна Ильина, конечно, одета в строгий костюм, у нее деловая походка, она озабочена множеством дел. Еще бы! Директор гимназии №3, председатель Комитета Самарской губернской Думы по образованию и науке, председатель Общероссийской общественной организации «Учитель года»… И только в эти новогодние праздники и только для нас (ну, не считая семьи) открывается другой облик – задорной, подвижной, молодой учительницы английского языка, учителя года Самарской области-2006.

Особенно приятно было общаться со Светланой Сергеевной в Доме пеликана – приюте для учителей года, который открылся недавно на самарской земле. Мы уютно сидели за столом и болтали, ели пирожки, запивая их ароматным кофе. Рассматривали фотографии абсолютных победителей и главных организаторов конкурса, членов жюри. Приятно было увидеть портреты Галины Ивановны Меркуловой, председателя профсоюза, Елены Станиславовны Елшиной, руководителя профсоюзной PR-службы и неизменного председателя счетной комиссии конкурса «Учитель года России».

На стене – похожая на огромный деревянный пазл карта страны – здесь можно найти свой регион и вспомнить свой клуб «Учитель года». Сколько книг, памятных вещей уже есть в витринах! В том числе недавно вышедшая из печати «Окрыляющая педагогика. «Учитель года»: жизнь в конкурсе и после него» первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой. И тут же лежит журнал отзывов, где каждый посетитель может оставить свои впечатления, а также пожелания коллегам.

Во время церемонии открытия зимней школы и детям, и взрослым очень повезло – Светлана Сергеевна дала мастер-класс, точнее, поделилась опытом – как быть хозяином времени и все успевать. Мне например, запомнился совет планировать на день только одно важное дело – зато в год таких дел наберется 365! Еще понравился совет в начале года записывать на листочках 20 желаний и прятать их в красивую коробочку. Я написала!

 

Самодельный учительский ангел

Время, проведенное в зимней школе, – новогодние и рождественские каникулы. В Рождественский сочельник главным героем дня стал тряпичный ангел. Народную куклу нас учила делать учитель начальных классов из Тулы, лауреат конкурса «Учитель года Тульской области»-2014 Надежда Зюзина. Она настоящая рукодельница – и шьет, и вяжет, мастерит всевозможные поделки. А главное – легко, шутя учит творить ручные чудеса. Вот был белый лоскут – и уже появляется голова, руки, крылья… Готовые ангелы украсили праздничную елку в актовом зале Самарского казачьего кадетского корпуса.

А делали мы куклу в нашем уютном штабе, где проходили «Взрослые часы». Это важный пункт программы зимки для педагогов. Пили чай, вели неспешные разговоры об образовании и недавно просмотренных спектаклях, о событиях прошедшего года и успехах учеников, играли в любимый участниками межрегиональной школы «Диксит», а также слушали выступления коллег. Например, Андрей Сёмке, учитель физики из Ейска Краснодарского края, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Кубани»-2000, поделился опытом… проведения уроков.

Казалось бы, учителя ежедневно ведут занятия, это самое обычное дело. Но нет, у каждого педагога столько секретов и находок, что урок начинает играть совершенно новыми красками. А как провести его в стиле Сёмке? Начать с проблемы, ассоциации, с ответа на вопрос «Какие самые тяжелые вещи во Вселенной?». Андрей Иванович рассказал о том, как справиться с детьми, вечно опаздывающими на уроки, как быстро повторить пройденное, и многом другом.

Мини-мастер-класс «От физики до музыки» дала абсолютный победитель конкурса «Учитель года Оренбургской области»-2022 учитель музыки Юлия Кучанская. И музыка звучала, и с другими предметами, в том числе физикой, мы ее связали. Что особенно важно – Юлия Николаевна обобщила преимущества межпредметных связей на уроке. Вот некоторые из них: «Прежде всего, сама жизнь межпредметна. Работодателям необходимы сотрудники, умеющие решать глобальные задачи, выходящие за рамки узкой специализации. Межпредметное обучение повышает мотивацию и способствует лучшему усвоению материала».

Ну а мое выступление на «Взрослом часе» было посвящено проекту «Профсоюзный эдьютон», ведь эти ролики полезны не только профсоюзным активистам и лидерам, но и всем педагогам: они рассказывают, например, как делать презентации – какие угодно, организовывать мероприятия – где угодно, фотографировать – кого угодно. Кстати, напоминаю, где можно найти все видеоролики сразу: https://www.youtube.com/playlist?list=PLvKy_jBUkGLr0_2jJC_MlDMQVHTVlWTPX.

 

Гирлянда с сюрпризом

В советское время были такие бумажные гирлянды – с изображениями Снегурочки, Деда Мороза, детей, лепящих снеговика. Карточки нанизывались на нитку и вешались на елку. Какие картинки на моей воображаемой гирлянде? Конечно, в первую очередь виды Самары, морозной, холодной (в день нашего отъезда погода по ощущениям минус 36 градусов), но очень красивой! Набережная, знаменитая стела «Ладья», памятники товарищу Сухову и бурлакам, музеи режиссера Эльдара Рязанова и писателя Алексея Толстого, а также «Самара космическая». А почему гирлянда с сюрпризом? Все очень просто.

Чтобы как следует узнать достопримечательности городов, в которых проходят зимние школы, и при этом не задержаться в них на месяц-другой, принято проводить краеведческую игру. Нынче это были «Самарские штучки». В игре ряд заданий, которые даются межрегиональным группам детей и взрослых. Задания творческие – не просто сфотографировать памятник, посвященный герою одной из кинокомедий Рязанова, но, во-первых, сначала найти памятник и идентифицировать героя, а во-вторых – инсценировать любую известную сцену из фильма на фоне монумента. Чтобы выполнить некоторые задания, приходится тесно общаться с местными жителями. И не просто общаться! Вот, например, «штучка №13»: «На гербе Самары изображена коза. Точно неизвестно, почему так получилось. Запишите на видео не более трех разных объяснений этого факта жителями Самары». Согласитесь, полезные навыки тренируются!

После «Самарских штучек» вешаем на елку другую гирлянду – с фотографиями учителей зимней школы и очень задумчивых детей. Ведь у ребят… экзамены. А точнее, брейн-ринг, посвященный всем урокам, состоявшимся на зимке. Да, не все дети побывали на всех занятиях, но задания брейн-ринга творческие, так что вполне можно догадаться и найти вместе со своей группой ответ на вопрос. Например, такой, от учителя французского языка Людмилы Бабкиной: «С помощью выражения из пяти букв французы показывают высшую степень удивления и восторга. Напишите это выражение на французском или русском языке». Или вот такой, от учителя химии Ирины Фоменко: «Как называется изображенный на фото эффект, свойственный дисперсным системам?». На снимке – лучи света, пробивающиеся сквозь туман в лесу. Сложно? Так и быть, дам правильные ответы: «Oh la la!» и «эффект Тиндаля».

Хочется рассказывать о нашей зимней школе «Учитель года» еще и еще. Как общались, как пели гимн, как почти стихийно провели чудесный рождественский концерт, как дети отвечали на уроках и плакали, расставаясь. Победив сначала расстояния (19 регионов собрались все же!), участники сумели сжать и время. Прав Владимир Головнер: «Если вспомнить пять дней, проведенных здесь, эти события могли бы уместиться в месяц». На месте руководителей регионов я бы рвала у коллег из рук право провести в своем субъекте Федерации очередную зимку и обязательно бы привозила на нее педагогов – автобусами!

Оксана РОДИОНОВА. Фото Надежды ЗЮЗИНОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте