Окончание. Начало в №4-14
Откроем словарь Даля. Сочинять, сочинить что, изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силой воображения. Сочинение. Самое произведение, что сочинено.
Сочинение – это то, что создано его автором, в данном случае выпускником школы.
Сочинение – это всегда акт творчества. Оно создано учеником. А что такое творчество?
Существует легенда о великом математике Гауссе. Учитель математики в школе предложил ученикам подсчитать сумму чисел первой сотни.
Все считают: 1+2=3. 3+3=6. 6+4=10‑…
Поднимается рука.
– Мальчик, тебе нужно выйти в туалет?
– Нет. Я уже подсчитал.
– И сколько у тебя получилось?
– Пять тысяч пятьдесят.
– И как ты это подсчитал?
– Я пошел от начала и от конца. 1+100=101. 2+99=101. 3+98=101.
Таких пар в сотне 50. Это был будущий великий Гаусс. Так вообще развивалась цивилизация. Уж на что выдумщиком был Жюль Верн, но роман он назвал «Из пушки на Луну». Но путь на Луну открыла не пушка – ракета. И так во всем.
Нас учили, что шаг вправо, шаг влево считается побегом. Но как часто шаг вправо, шаг влево открывает путь в будущее, в завтра, путь к новому пониманию мира!
Когда мы учились, нас звали другие призывы: «Знание – сила», «Учиться, учиться и учиться!». Пушкин смотрел дальше:
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А мы больше всего боялись ошибок. Про парадоксы, случай я и не говорю. Тут надо учитывать и возраст, о котором Пушкин говорил: «племя младое, незнакомое». Мятежной назовет Пушкин юность в своем романе «Евгений Онегин». Вспомним и Блока: «И вновь порывы юных лет, // И взрывы сил, и крайность мнений». А у нас в ЕГЭ, что по русскому языку, что по литературе, все направлено на абсолютно одинаковые у всех правильные ответы.
В «Учительской газете» я прочел размышления академика РАО доктора педагогических наук, профессора МГУ Александра Асмолова: «Мы переходим от школы дрессуры, школы знания и навыков, школы, где была диктатура опыта, к школе возможностей, чтобы наш выпускник был готов к изменениям в мире, где на каждом шагу его ожидают вызовы неопределенности, разнообразия и главный ломоносовский вызов – вызов ответственности: все должно быть направлено на развитие человеческого в человеке».
Согласен со всем. Добавлю, что именно в русском языке и русской литературе составляющая именно этого человеческого особенно высока. Но разве все сказанное не противоречит существующим экзаменам по гуманитарным предметам, которые именно человеческое в этих предметах формализуют и обесчеловечивают?
Мы стоим перед необходимостью серьезного переосмысления содержания нашего преподавания. Весь вопрос в том, готова ли наша школа к этим изменениям.
31 июля 2018 года я прочитал в «Учительской газете»:
«В феврале – апреле 2018 года в рамках проекта «УКНГ («Универсальные компетенции и новая грамотность») провели масштабный опрос учителей и родителей РФ (45000 учителей из регионов РФ, 35000 родителей из Москвы и Московской области), который показал:
– школьные учителя не вкладывают задачу развития универсальных компетентностей в список своих приоритетов;
– родители ждут от школы хороших знаний по предметам, но не ждут, что школа должна научить применять эти знания для решения практических задач.
А больше 80% учителей считают, что роль школы – передать хорошие и прочные знания, а мягкие знания – ответственность семьи и самого ребенка, реже дополнительного образования.
Только 29% учителей считают важной для себя задачу научить школьников навыкам самостоятельной работы, сотрудничества. Более трети (39%) учителей воспринимают креативность в терминах «дано – не дано» как врожденный талант, который невозможно развивать упражнениями, причем для молодых учителей такая точка зрения более распространена. Не более трети родителей связывают возможность развития креативного мышления и коммуникативных навыков со школой, вернее, 10 процентов считают, что школа поможет учиться.
Судя по всему, за прошедшие годы в этом отношении ничего не изменилось.
Вряд ли нужно доказывать, что все это связано не только с будущим нашей школы, но и с будущим нашего общества, всей нашей жизни, и во многом все это упирается в то, что в высших учебных заведениях ведь тоже часто господствует такая же методика, когда все сводится к сообщению знаний.
Но каким должен быть сегодня экзамен по русскому языку? На мой взгляд, он должен состоять из двух частей:
1) диктант;
2) три темы для сочинения – их направленность заранее не сообщается; от итоговых сочинений следует при этом отказаться.
Лев Айзерман
Комментарии