Костяк моей воспитательной деятельности – технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности К.Я.Вазиной. Технология разделена на три ступени: «Саморазвитие человека», «Я – семьянин», «Я – гражданин». Оканчивая 3-й курс, учащиеся встают перед самым трудным выбором – быть хорошим, нравственным, законопослушным, ответственным, порядочным человеком либо уйти от всего, чему тебя учили, и плыть по течению, никак себя не проявляя.
«Путеводная звезда» – проект в рамках воспитательной работы. Он должен быть воплощен в форме веселого поезда (прохождение по станциям), но для данного классного часа проект упрощен, взята лишь его небольшая часть.Цель: актуализация знаний учащихся по направлениям «Я – гражданин», «Я – семьянин».Задачи: – формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения;- выведение качеств конкурентоспособного рабочего;- умение рефлексировать, рассуждать, работать в группах.Классный час проводится в сотрудничестве с инспектором отдела по делам несовершеннолетних и преподавателем граждановедения.Группа студентов разноуровневая. В основном коллектив сформированный, есть лидер, неформальные лидеры, ведомые члены коллектива и два изгоя. Изгоями являются прогульщики, так как они систематически пропускают уроки. Ребятам жалко, что их отчислят, но и понять они их не хотят. Негативного отношения к прогульщикам не проявляют, относятся к ним сдержанно.Ребята к 3-му курсу уже практически реализовали себя в разных видах деятельности. Они уже самостоятельны, им можно поручить какое-нибудь дело и не сомневаться в его выполнении.Группа сплоченная, активная, самостоятельная.Ход занятияI. ВступлениеУчитель: Мы с вами говорили о том, что такое быть семьянином, гражданином, патриотом своей Родины, ответственным, нравственным человеком, как анализировать свои действия и действия окружающих.Все мы живем в обществе, нам приходится ежедневно общаться, размышлять, помогать ближнему, отстаивать свое мнение, а иногда и уступать кому-то. Но ежечасно, ежеминутно человеку надо думать, прежде чем как-нибудь поступить в той или иной ситуации. Человек должен быть хорошим семьянином, то есть любить свою жену, своих детей, родителей, а также близких. Человек должен быть хорошим гражданином своего Отечества, то есть патриотом своей Родины, знающим свои права и обязанности.На сегодняшний день вы стоите перед выбором, кем и каким быть. На сегодняшнем занятии вы для себя должны выяснить, готовы вы или нет к серьезной, самостоятельной жизни.Сформулируйте сами цель классного часа.Ребята говорят, что должны осознать понятия «семьянин», «гражданин» и «конкурентоспособный специалист», определить для себя, готовы ли они стать гражданами, семьянинами, профессионалами.II. Основная частьУчитель: Кто такой гражданин, какими компетенциями он обладает?Обсуждение, ответы ребят.Учитель: Вы разделены на группы, для того чтобы классный час прошел оперативно, чтоб вы показали, как умеете работать в группах.Задание 1Каждая группа получает задание. Надо выяснить:- какими качествами обладает семьянин;- какими качествами обладает гражданин;- какими качествами обладает современный рабочий.На размышление и оформление дается 7 минут.Учитель: Прослушаем мнения и выведем общее, ну а Родион Мещеряков, который сидит за компьютером, должен все эти качества записать. Главная его задача – в конце классного часа вывести на экран схему человека, обладающего качествами гражданина, семьянина и конкурентоспособного рабочего.«Каждый сам себе судьба» – это слова Сатина, героя пьесы М.Горького «На дне». Согласны ли вы с этими словами и почему?Ответы учащихся.Учитель: Жизнь всегда разделена на радость и горе, на разочарование и удачу, то есть на черное и белое. И каждый человек в своей жизни ежеминутно делает выбор, а от выбора каждого многое зависит – наша жизнь, жизнь коллег, детей, родителей…Неоднократно вы сталкивались с административным кодексом, при нарушении которого страдали вы и все окружающие – родители, сокурсники, которые брали вас на поруки, честь лицея.Для того чтобы освежить вашу память, рассказать об административных правонарушениях, приглашена инспектор отдела по делам несовершеннолетних М.Н.Останина.Выступление инспектора 3 минуты.Учитель: А чтобы напомнить вам о кодексе гражданина, приглашена преподаватель граждановедения Е.В.Горкунова.Выступление преподавателя граждановедения 3 минуты.Учитель: Витя Кадочников, Сергей Штенцов и Александр Пирогов подготовили для нас ситуации, которые вы должны прочитать, обсудить, прийти к единому мнению и озвучить правильный выход из них. Работа по ситуациям 10 минут.Учитель: Наше жюри оценило ваши ответы, и слово дается ему.II. ВыводУчитель: Обратите внимание на экран, где появилось изображение человека со всеми необходимыми ему качествами. Родион Мещеряков вас внимательно выслушал и все соединил.Ребята назвали следующие качества: трудолюбие, любовь к ближним, уважение, терпимость, здоровье, любовь к окружающим, выдержка, нравственность, умение контролировать себя, патриотизм, ответственность, корректность, тактичность, профессионализм.Учитель: Как вы сами считаете, какими качествами вы уже обладаете? Разделитесь на три группы – «Гражданин», «Семьянин», «Специалист», каждый из вас присоединится к одной из групп в зависимости от того, в какой сфере он считает себя более подготовленным. Отдельно встаньте те, кто считает, что обладают сразу всеми необходимыми качествами.Ребята выполняют задание.Учитель: Надеюсь, что все недостающие качества вы обретете и будете успешными в жизни, а также хорошими семьянинами, гражданами нашего Отечества, конкурентоспособными, высококвалифицированными рабочими. IV. РефлексияУчитель: Хотелось бы узнать, достигли ли мы нашей цели на сегодняшнем классном часе? Для этого вы должны на лист бумаги приклеить путеводную звезду, указывающую вам путь. Цвет звездочки несет свой смысл:- красный – все на классном часе понравилось и цель достигнута;- зеленый – все понравилось, но…;- синий – не удовлетворен классным часом, цель не достигнута.Приложение. Ситуации для обсуждения1. Согласны ли вы с высказыванием Джека Лондона: «Алкоголь – это порождение варварства, мертвой хваткой держит человечество со времен седой старины и собирает с него чудовищную дань, попирая молодость, подрывая силу, подавляя энергию и губя лучший цвет рода людского»?2. Сергей и Алексей учатся в лицее. У них очень много общих интересов, но главное – они одержимы идеей иметь современные сотовые телефоны, которые поддерживают очень много разных функций. Один знакомый парень предложил им подобные телефоны за полцены. Сергей и Алексей считают, что им повезло. Они решили, что любой ценой найдут необходимую сумму денег. Почему телефоны предлагаются за половину цены? Можно ли считать этих юношей соучастниками преступления, если они купят ворованные телефоны? 3. Влад и Эдик воспитываются в семьях, имеющих небольшие доходы. А им хотелось бы иметь большие деньги. Возвращаясь с учебы и забежав в подъезд, они увидели бабушку, сидящую на лестнице. В ее руках был кошелек, она не могла подняться и попросила о помощи. Неожиданно Влад толкнул бабушку, вырвал у нее из рук кошелек и бросился бежать, Эдик побежал за ним. Вскоре их задержали сотрудники полиции. Что ожидает ребят и как надо было поступить, чтобы избежать нарушения закона?4. В ночь на 31 декабря гражданин Иванов отправился в городской сквер, чтобы срубить на Новый год елку. Взял с собой топор, веревку и мешок. Срубил елку. Его действия остановила оказавшаяся поблизости охрана городского сквера, сообщив Иванову, что за кражу дерева его привлекут к уголовной ответственности. Можно ли привлечь гражданина Иванова к уголовной ответственности? Обоснуйте свой ответ. 5. Гражданин Сидоров заключил срочный трудовой договор сроком на три года. Через полтора года по семейным обстоятельствам ему срочно пришлось переезжать в другой город. Как поступить Сидорову?6. Составьте перечень документов, необходимых для приема на работу.7. Имеет ли право работодатель заставлять работать сверхурочно?8. Пятнадцатилетняя Ольга как-то заявила своим родителям: «Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Рита, заниматься с репетиторами, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу». Родители попытались объяснить дочери, что у них нет таких средств, как у отца Риты. В ответ Ольга процитировала статью 27 Конвенции о правах ребенка, где говорится о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Права ли Ольга? Оцените ее поведение с нравственно-правовых позиций.9. Супруги Вадим и Елена решили развестись. Начался раздел имущества, в ходе которого возник спор из-за садового участка, домика на нем и мотоцикла. Мотоцикл был приобретен Вадимом до брака. Садовый участок достался Елене в наследство от матери, на общие семейные средства на участке был построен небольшой домик. Определите судьбу спорных вещей. 10. Притча. Юноша был влюблен до безумия. Однажды девушка, которую он любил, сказала ему: «Если ты меня любишь, то принесешь сердце своей матери». Юноша пошел и без сочувствия и сострадания вырвал сердце у матери. Девушка не приняла сердце и отвернулась от юноши. О чем говорит эта притча?Татьяна ПЕТРОВА, преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 города Кудымкара Пермского края
Комментарии