search
main
0

Путеводная звезда

80 лет «Маленькому принцу»

Есть книги на день. Книги-однодневки. Эти книги могут вспыхнуть, заслонить на краткий миг собой все написанное до. И так же быстро погаснуть, рассеяться, размыться, оставив лишь легкое послевкусие ненадолго. Или привкус. Но и они тоже быстро исчезнут и рассеются пылью, и прахом станет то, что написано в угоду рынку, что идет не из сердца, в чем нет души. Есть же книги, принадлежащие всем на века, навсегда. Книги вне времени и вне пространства. Книги, словно сошедшие с небес, будто спущенные людям в дар, во благо кем-то высшим и мудрым, чтобы научить души узнавать и понимать что-то большее, что-то находящееся за физическим планом, за материальной оболочкой. Этих книг не может быть много. Но они снова и снова переиздаются, передаются, дарятся. Такую книгу хочется иметь дома, в своей библиотеке. Они словно фонари, дающие направление всей последующей литературе, высвечивают – куда идти, что будет востребовано и актуально в ближайшие… века.

 

Таким произведением можно назвать «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери. В нынешнем году исполняется 80 лет с момента его создания. Написанная в 1942 году в Нью-Йорке, в США, эта книга увидела свет в 1943‑м, а в родной Франции была опубликована в 1946‑м. Она меняет мир вокруг и восприятие мира. После прочтения этого шедевра понимаешь, что реальность не будет прежней. Все изменится. Грани бытия станут тоньше, душа – нежнее, а сердце – более зорким. «Маленький принц» – книга, которую можно прочитать в любом возрасте и осознать ее многослойность. Ведь ребенок увидит грустную сказку о путешествии между звезд, правде и любви, а взрослый – философскую притчу о предназначении, о поиске смысла жизни и верности. За фасадом детской сказки Антуан де Сент-Экзюпери смог искусно спрятать историю, полную света, добра и мудрости.

«Маленький принц» – путеводная звезда, указывающая направление на гуманность и подлинность. Похоже, что именно таким по замыслу Божьему и должен быть человек – открытым и искренним, трепетным и чувствующим, ощущающим чужую боль и готовым отдать себя во спасение другого существа. Маленький принц освещает вокруг себя пространство, к нему тянутся, его слушают и слышат. Он говорит простые вещи, которые являются истиной и правдой. Он похож на пророков, рядом с которыми меняется мировосприятие. Он и есть настоящий пророк, указывающий новую дорогу в познании себя и своей души.

Путешествие Маленького принца по планетам – это поиски себя, своего места в жизни. Он примеряет разные роли и понимает, что надо оставаться собой. Его не прельщает власть короля. Ему не интересны почитатели с планеты честолюбца. Не близко ему восприятие мира с точки зрения ученого-географа, лишь записывающего рассказы тех, кто исследует далекие миры, но остающегося на своей планетке, боящегося потерять место под солнцем…

Маленький принц с пониманием относится ко всем, кого встречает на пути. Он сочувствует фонарщику, который то и дело зажигает и гасит фонарь: ведь его планета так мала, что на ней каждую минуту то восход, то закат. И при этом малыш находит нужные слова для несчастного и говорит о том, что в этом мире можно просто созерцать и излучать радость. Воспользуется ли этим откровением фонарщик? Готов ли он принять новый взгляд на понимание мира? Ведь больше всего на свете он любит… спать, а не смотреть на заходящее солнце. Но для Маленького принца это так естественно – видеть прелесть окружающего мира, его красоту в истинном свете. Ведь и капризную розу он воспринимает не как обыкновенный цветок, которых множество во Вселенной, но видит как единственную важную персону. И кажется, что для него вовсе не сложно делать счастливыми тех, кто рядом, оставаясь при этом бескорыстным и чистым сердцем, не требуя ничего взамен. Но это все труд сердца, душевная работа. Она не менее ценна в масштабах Вселенной, чем работа фонарщика или ученого.

Как прекрасен мир в глазах Маленького принца! И как сильно он отличается от мира героя-автора, который в начале книги всего лишь хочет починить свой самолет и вернуться на базу… Экзюпери был военным летчиком и осваивал небо в самом начале эры воздухоплавания. В 1921 году его призвали в армию, и он выбрал свой путь – стал пилотом. А до этого… до этого он был настоящим мечтателем – писал стихи, играл на скрипке, рисовал. Хотя и уверял в лице своего книжного героя, что рисовать умеет лишь слонов, которых проглотили удавы.

Экзюпери летал на гидроплане над Сахарой, над Кордильерами. Когда же его родную Францию захватили фашисты, он сражался за свободу своей страны. Друзья пытались убедить его, что как литератор он принесет своей стране пользы больше, чем как летчик, а он писал в ответ: «Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, – под угрозой… Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия… Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть что делать и после нее…»

Писатель погиб в 1944 году. Экзюпери вылетел на боевое задание, но больше не вернулся… Обломки его истребителя обнаружили на дне Средиземного моря недалеко от Марселя. В 1998 году местный рыбак выловил именной браслет писателя. Французское правительство организовало несколько экспедиций по поиску самолета Lockheed Lightning P-38, на котором летел Антуан де Сент-Экзюпери. И в 2000 году появилась информация, что обломки найдены. Но разбросаны на огромном расстоянии… Стало известно, что в момент столкновения с водой был взрыв. Самолет полностью разрушился, и его фрагменты рассеялись под водой на огромном пространстве.

Может быть, автор переместился вслед за своим героем на одну из далеких планет, на которые нельзя ступить в материальном облике? И малыш показал ему и розу, и куски планеты, которую разорвали зловещие баобабы. Возможно, он познакомил этого странного взрослого летчика с королем или ученым. А потом они могли поболтать с лисом о том, что значит быть прирученным и какая это ответственность…

Сейчас книги Антуана Жан-Ба­тиста Мари Роже де Сент-Экзю­пери, дворянина, корреспондента, журналиста, писателя и пилота, прожившего всего лишь 44 года, считают эталоном романтической фантастики. После его смерти прошло более семидесяти лет, и его произведения стали достоянием всего человечества. «Маленького принца» переиздавали и будут переиздавать, ведь желание прикоснуться к этому шедевру, к вечным ценностям есть у любого. Как и мечта донести этот вечный свет до читателя…

Анна ТРОФИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте