Задача сделать человека счастливым, по словам Зигмунда Фрейда, не входила в план сотворения мира. И все-таки мы не перестаем надеяться на призрачное обладание синей птицей, сулящее удачу и радость существования. Список жизненных проблем, как огромный снежный ком, готов придавить грезящую о самореализации личность. И начинается это еще в детстве. Поддержка важна каждому человеку, и чем раньше приходит помощь, тем легче справиться с трудностями и устремиться за желаемым. В общеобразовательных учреждениях Подмосковья работают более 1000 психологов. Эта гвардия призвана улучшать климат в коллективе, тем самым повышая общее качество образования. По словам министра образования правительства Московской области Лидии АНТОНОВОЙ, в регионе стремятся обеспечить каждое общеобразовательное учреждение специалистами, разрушая пессимистичное предсказание отца-основателя психоанализа и создавая все предпосылки для того, чтобы все-таки сделать людей счастливыми.
– Лидия Николаевна, как вы считаете, мыслимо ли сегодня образование без опоры на психологические знания, без использования в образовательном процессе психологических программ и технологий?
– Психологическая помощь в отечественной системе образования официально введена в 1990 году приказом Минобразования России. Многое с тех пор изменилось в лучшую сторону. И главным образом то, что образование стало ориентироваться на личность.
Расширяется спектр психологического содействия и психологических услуг. Помощь получают и дети, и их родители, и педагоги. В практике используются специальные развивающие, компенсирующие и коррекционные психолого-педагогические программы. Оказывается практическая психологическая помощь детям, которые испытывают затруднения, связанные с учебой, тем, у кого есть те или иные проблемы в общении, или они находятся по семейным причинам в трудной жизненной ситуации.
– Психологическая помощь как-то влияет на то, что улучшается качество образования вообще?
– Качество образования не сводится к уровню знаний и развитости интеллектуальных способностей человека. Оно сопряжено с понятиями «качество жизни», «личностное развитие», «жизненное самоопределение», «самореализация», «социальная мобильность», «социальное благополучие».
Соответственно и сфера ответственности практической психологии в сфере образования не ограничивается рамками задач преодоления трудностей в обучении, а предполагает участие в решении задач успешной социализации детей, подростков и юношества.
Такие задачи могут быть решены только на основе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, участвующих в воспитании, обучении и развитии. А психологическая служба каждого образовательного учреждения должна стать его неотъемлемой частью.
– Психолог – достаточно распространенная и популярная в наши дни профессия. Как обстоят дела с кадрами психологов в подмосковных школах?
– Мы делаем ставку на высококлассного профессионала. Эти люди просвещают, консультируют, диагностируют, проводят развивающую и коррекционную работу. Школьным психологам рекомендуется вести с ребятами специальные занятия по практической психологии, что возможно сделать в рамках программ дополнительного образования.
Точное количество психологов в образовательном учреждении должно соответствовать реализуемым там психологическим программам. Одной из проблем кадрового обеспечения образовательных учреждений психологами становится отсутствие федеральных нормативов для введения данной ставки в образовательных учреждениях разных типов и видов. В областном масштабе мы обеспечиваем введение этих ставок пока на основе сложившейся практики и принятых механизмов финансирования образовательных учреждений в части заработной платы.
Профессиональные кадры психологов нужны и на дошкольной ступени образования. В дошкольных учреждениях основное внимание уделяется программам развития ребенка в период раннего детства, коррекции отклонений в развитии, если они есть. Важная роль отводится программам психологической подготовки ребенка к поступлению в школу.
Подготовкой психологов для областной системы образования, повышением их квалификации занимаются наши вузы, Академия последипломного образования и Академия социального управления. При этом необходимо подчеркнуть, что основательную психологическую подготовку, в том числе в системе повышения квалификации педагогических кадров, должны получать все педагогические работники.
– Каким образом получают психологическую поддержку дети, у которых есть проблемы с душевным здоровьем?
– Учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, относятся к общеобразовательным учреждениям и одновременно могут рассматриваться в муниципальных системах образования и областных масштабах как важные звенья службы практической психологии. Эти учреждения действуют на единой нормативной основе. Их много. Это центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогического сопровождения, социально-трудовой адаптации и профориентации, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, лечебной педагогики и дифференцированного обучения.
Как показывает практика, их роль возрастает с каждым годом в организации коррекционно-развивающей среды, психопрофилактической работы с воспитанниками и обучающимися, создании условий для их образования, социальной адаптации и реабилитации.
Всего в настоящее время в системе образования Московской области действуют 2 областных и 24 муниципальных центра.
Педагоги-психологи и другие специалисты этих центров ежегодно оказывают помощь тысячам несовершеннолетних, тем, кто испытывает определенные личностные и социальные проблемы, оказался в трудной жизненной ситуации, в частности, проживает в неблагополучных семьях или самовольно ушел из семьи, не получает образования по социальным причинам и склонен к асоциальному (девиантному) поведению.
Значительный опыт накоплен коллективами психолого-медико-педагогических центров Красногорского, Чеховского, Ступинского, Люберецкого, Мытищинского, Раменского, Одинцовского муниципальных районов, городских округов Балашиха, Жуковский, Серпухов, Троицк, Химки.
– По каким вопросам обычно обращаются в психолого-медико-педагогические центры?
– Во-первых, эти вопросы связаны с самой сложной проблемой текущего века – проблемой наркомании. Для детей, склонных к употреблению психоактивных веществ и наркозависимости в системе образования Московской области с 2003 года действует государственное образовательное учреждение – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна», который был создан при поддержке Министерства образования РФ в соответствии с федеральными целевыми программами.
В Центре «Ариадна» обучаются и проходят психолого-педагогическую реабилитацию 30 несовершеннолетних, поступивших в данное образовательное учреждение добровольно после медицинского лечения.
В данном центре с воспитанниками работают психологи, врачи, педагоги и другие специалисты, создано психолого-педагогическое реабилитационное пространство – терапевтическое сообщество. С воспитанниками ведется индивидуальная психолого-медико-педагогическая работа, они могут получить основное общее и начальное профессиональное образование.
Кроме того, в центре оказывается консультационная помощь и работает «телефон доверия» для несовершеннолетних и их родителей.
Специалисты центра ведут широкую методическую работу в образовательных учреждениях областного подчинения и в муниципальных системах образования по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ и организации профилактической работы с учащимися. Используются современные психолого-педагогические технологии – тренинги, игровые методы, методы проектирования личностных планов.
Во-вторых, актуальны в наше время вопросы образования и психолого-педагогической помощи детям с проблемами развития и здоровья.
Для диагностики детей, имеющих нарушения в развитии и ограниченные возможности здоровья, а также для консультирования их родителей и педагогов в системе образования Московской области действует государственное образовательное учреждение – Центр психолого-медико-педагогического сопровождения.
В этом центре можно получить консультации и направление для обследования детей на областной психолого-медико-педагогической комиссии, в составе которой работают высококвалифицированные специалисты образования и здравоохранения.
На муниципальном уровне действуют 64 муниципальные психолого-медико-педагогических комиссии.
Областная и муниципальные комиссии решают вопросы направления детей с ограниченными возможностями здоровья в областные и муниципальные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной и психической сферы. Образовательными услугами этих учреждений в Московской области пользуется более 7 тысяч детей.
– Чем обычно занимаются муниципальные психолого-педагогические центры?
– В системе образования Ступинского района, например, с 2001 года действует центр семейного воспитания. Его деятельность направлена на обеспечение прав семьи и детей, укрепление семьи как ведущего социального института, улучшение показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом, установление гармоничных внутрисемейных отношений. В центре ведется учет детей, оказавшихся в сложной психолого-социальной ситуации. В кризисных ситуациях принимаются меры безотлагательного реагирования и помощи ребенку.
Организатором всестороннего развития личности ребенка и помощи в социальной адаптации в Красногорском районе стал центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Созвездие», который широко использует программно-методический метод в своей деятельности и взаимодействует практически со всеми общеобразовательными учреждениями района.
В 26 образовательных учреждениях района реализуется аналитическая программа раннего выявления учащихся с проблемами в развитии и социальной адаптации, нуждающихся в оказании индивидуальной психолого-педагогической помощи. Осуществляется мониторинг факторов социального риска в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Психологическая служба в учебно-методическом центре Чеховского района создана и действует с 2002 года. Ее задачами стали обеспечение социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи. Здесь проводят психологический мониторинг, оказывают дистантную помощь, осуществляют психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения старшеклассников. Совместно с педагогическими коллективами образовательных учреждений ведется работа по апробации и внедрению инновационных методик и техник психологической помощи участникам образовательного процесса.
В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Диалог» Электростали профориентационная работа со школьниками выделилась в самостоятельное направление пять лет назад. Во взаимодействии с педагогическими коллективами общеобразовательных школ была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа «Я и моя карьера».
Центр «Диалог» – координационный и методический центр разработки образовательных и психолого-педагогических программ по профориентации школьников. Здесь оказывается методическая помощь педагогам и психологам по методике профориентационной работы. С 2007 года центр «Диалог» – пилотная площадка Академии социального управления по реализации модели профессиональной ориентации в городском округе Электросталь.
Комментарии