Интегрированный урок математики и технологии в 3-м классе на тему «Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).Дополнительный материал: презентация к уроку
Цели урока
Образовательные:
изучение понятий «симметрия», «орнамент»;
формирование умения строить симметричные фигуры с помощью угольника и линейки;
формирование умения конструировать с помощью лего-конструктора симметричные фигуры.
Развивающие:
формирование умения наблюдать, обобщать, подмечать закономерности;
развитие пространственного воображения, логического и творческого мышления.
Воспитывающие:
развитие познавательной активности, умение общаться в группах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Построение симметричных фигур с помощью угольника и линейки или путешествие по стране Зазеркалье» (см. на сайте www.ug.ru в качестве электронного приложения к уроку), зеркало, угольник и линейка на парте у каждого ученика, калька, лего-конструктор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Путешествуя по стране Зазеркалье, вы познакомитесь с понятием «симметрия», научитесь строить симметричные фигуры с помощью угольника и линейки.
2. Повторение изученного.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, в зеркало. Что вы там видите?
Дети: Видим свое отражение.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по стране Зазеркалье вместе с гномами, которые живут в этой стране.
В зеркале вы видите свое отражение.
Вопрос: Что такое зеркальное отражение?
Ответ: Зеркальное отражение – это световой поток, отражаемый зеркальной поверхностью.
Задание: Найди правильное зеркальное отражение.
Вопрос: Что такое орнамент?
Ответ: Орнамент – это повторяющийся рисунок.
Задание: Найди подходящую правую часть робота.
Ответ: (1,3; 2,5; 4,6).
3. Разминка.
Учитель: В Зазеркалье даже логические разминки зеркальные.
«Зеркальная разминка»
1) Одно число очень любило любоваться своим отражением в зеркале. Однажды мимо проходил ежик и увидел в зеркале число 18. Какое число смотрелось в зеркало? (Ответ: 81).
2) Посмотрела в колодец Белоснежка – увидала осу, пряник и рукавицу. Подскажи поскорей, сколько зверей Белоснежка увидала в колодезной водице?
Ответ: В колодезной воде отражались только оса, пряник и рукавица.
3) У крылечка протекала речка.
Отражались в речке той:
Дед с седою бородой,
Внук – мальчишка озорной,
Бабушка с лукошком,
Пес и рыженькая кошка.
Сколько в водичке
Отражалось лисичек?
Ответ: 0
4) Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет?
Ответ: цифра 6.
4. Знакомство с новым материалом.
Игра «Зеркало»
Учитель: В этой игре вы станете моим зеркалом. Вы должны повторить все движения в зеркальном отражении.
Учащиеся повторяют движения учителя. Можно организовать игру в виде соревнования: тот, кто неправильно выполняет очередное упражнение, садится на место. Таким образом, в конце игры остается один победитель.
Объяснение нового материала:
Учитель: В зеркале все становится наоборот: правая рука превращается в левую, левая нога – в правую.
Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению – симметрии. В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». В переводе с греческого слово «симметрия» означает «одинаковость в расположении частей».
Посмотрите на снежинку, бабочку, листок. Что объединяет эти рисунки?
Вывод: Их объединяет то, что они симметричны. Если разделить пополам снежинку, бабочку, листок, приставить зеркало к прочерченной на каждом рисунке прямой, то отображенная в зеркале половинка фигуры дополнит ее до целой. Прямая, к которой приставлено зеркало, называется осью симметрии. Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то ее части совпадают.
Если рисуют зеркальное отражение предметов, используя линию, к которой приставлено зеркало, то говорят, что эти предметы симметричны относительно этой линии.
Примеры геометрической симметрии: равносторонний треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
Выполнение задания №355 (Учебник В.Н.Рудницкой, Т.В.Юдачевой «Математика», 3 класс, Москва, 2003г.).
Учитель: С помощью кальки скопируйте рисунок, перегните кальку по прямой, проверьте, перпендикулярна ли прямая ХY прямой АВ, равны ли расстояния от каждой из точек до оси симметрии.
Выполнение задания №356: Как построить точку, симметричную данной относительно оси симметрии, с помощью:
1) угольника и линейки;
2) угольника и циркуля?
Какой из этих способов лучше? Почему?
Вывод: Чтобы построить точку, симметричную данной относительно какой-нибудь оси, нужно:
1) построить прямую, проходящую через точку, перпендикулярно оси;
2) отметить на построенной прямой точку, находящуюся на том же расстоянии от оси, что и данная точка.
Самостоятельная работа. Выполнение задания №357.
Издавна человек использовал симметрию и в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность.
Примеры симметрии в архитектуре.
Задания от гномов:
1) Рассмотри рисунки. Есть ли здесь такие предметы, у которых может быть несколько осей симметрии?
2) Догадайся: на каком рисунке точки симметричны относительно данной прямой? Как это проверить?
5. Физкультурная минутка
Будь зеркальным отраженьем –
Повторяй мои движенья.
На раз – присяду я, согнусь.
На два – я встану, потянусь.
На три на стул присяду я.
Разминочка окончилась моя.
6. Закрепление нового материала
Выполни задание в тетради.
Дорисуй рисунки так, чтобы они стали симметричными.
«Волшебные загадки Зазеркалья».
1-я загадка: Два кольца, два конца, а посередине – гвоздик. (Ответ: ножницы)
Можно ли назвать ножницы симметричной фигурой? Почему?
2-я загадка:
Хвост на дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
(Ответ: ключ)
Можно ли назвать ключ симметричной фигурой? Почему?
3-я загадка:
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это?..
(Ответ: стрекоза)
Можно ли назвать стрекозу насекомым, у которого имеется ось симметрии?
7. Инструктаж домашнего задания: задания № №358, 359.
8. Творческое задание: построить симметричные узоры из лего-конструктора.
Ученики выполняют работу в парах. После изготовления дети «защищают» свою работу. Показывают оси симметрии.
Готовые работы:
9. Итог урока.
Учитель: Что необычного мы узнали в стране Зазеркалье?
Что больше всего понравилось вам в Зазеркалье?
Наталья АНТОНЕНКОВА, учитель начальных классов средней школы №5 города Усть-Катав, победитель XI конкурса методических разработок «Сто друзей», Челябинская область
Комментарии