Вот уже 17 лет я работаю в начальной школе, но в конкурсе такого масштаба участвую впервые. Хочу предложить вам разработанные мною сценарии праздников «1 Сентября» для 1-4-х классов. Они составлены с учетом физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Праздник для школьника – это игра. Он формирует психику ребенка, развивает его личность, влияет на его чувства и эмоции. Праздник занимает особое место в жизни ребенка, будь то малыш или подросток. В игре ребенок совершает новые открытия, переживает минуты вдохновения, именно во время подготовки и проведения школьного праздника развиваются воображение, фантазия, способности ученика, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Эффективнее всего происходит развитие познавательной деятельности.Мы с первоклассниками после школьной линейки отправляемся в класс на первый в их жизни урок. Я назвала его «Путешествие в Страну знаний». Тему путешествия можно продолжить и на дальнейших уроках в первом классе. Обучение грамоте – путешествие в страну Грамматия, на остров Гласных Букв и Согласных, математике – в город Цифроград и т. д. Путешествия сближают ребят, работает закон единой команды.Цель праздника во втором классе – формирование чувства единства. Хотелось, чтобы ребята вспомнили, чему они научились в 1-м классе, почувствовали себя «на своей территории», поверили в свои силы. Для этого я взяла знакомый им персонаж Петю Зайцева – героя учебника «Капельки солнца» (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Образовательная система «Школа-2100») – и смоделировала события, происходящие с ним. Ученики помогают герою выбраться из затруднительных ситуаций, используя полученные в 1-м классе знания и умения. Урок я назвала «Праздник 1 Сентября вместе с Петей Зайцевым» (этот персонаж можно с легкостью трансформировать в любой другой).В третьем классе ученикам начинают выставлять отметки за четверть (1-2-е классы – безотметочное обучение), поэтому цель этого праздника – знакомство с классным журналом, его назначением. Ребята также получают ответ на вопрос: «Как иметь только хорошие отметки?» Это праздник-спектакль с привлечением актеров (роли исполняют, как правило, дети из предыдущих выпусков). Хочу отметить, этот праздник всегда проходит на ура. В восторге и ребята, и родители. Урок так и называется – «Праздник первой оценки».Четвертый класс особенный – будущие выпускники. Ребята стали единым дружным коллективом, многое знают и умеют. Классный руководитель выступает в роли соавтора, советчика, направляющего. Праздничный урок называется «Устная газета «Жизнь замечательных детей» 4-го «А» класса. Спецвыпуск «1 Сентября – День знаний». Этот праздник ведут сами ребята. Далее в течение года появляются новые выпуски устной газеты – День матери, 23 Февраля, классный час в форме презентации «Мир моих увлечений» и так далее вплоть до выпускного.Цели праздника: познакомить детей друг с другом, с основными школьными предметами в первом классе, поддержать праздничное настроение.Материалы: буквы, большая открытка, цифры 1-9, портфель, диск с детскими песнями.Праздник проводится в классе после общешкольной линейки.Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я ваша учительница. Зовут меня Надежда Валерьевна. А кто из вас догадался, где мы сейчас находимся? Верно, это наш класс.Есть в году различные праздники.И сегодня праздник у вас.В первый раз пришли вы сегодняВ свой приветливый школьный класс.Это волшебная комната. Здесь вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты и игрушки, это знания. Каждый день вы будете узнавать что-то новое и интересное, будете становиться умнее. Я желаю вам быть трудолюбивыми, внимательными, старательными, честными, добрыми. И тогда у вас все получится.И не грустите, девчонки, мальчишки,По играм, затеям и сказочным книжкам.В школьной жизни волшебство не кончается,Сказка и здесь для вас продолжается.Давайте прямо сейчас отправимся в эту Страну знаний. Руки на штурвал. Сели поудобнее. Молодцы! С такими мальчиками и девочками можно смело начинать путешествие. И первый город, куда мы попали, – это город Русской Азбуки.Кто может жить в этом городе?Кто знает, сколько букв в русском алфавите?Тридцать три родные сестрицы,Писаные красавицы.Я покажу вам некоторые буквы, знаете ли вы их? (В, Е, М, Ш, Ъ)Это было легкое задание. Попробуйте отгадать загадки про буквы.1. В этой букве нет угла, до того она кругла. (О)2. Она начало алфавита, тем она и знаменита. (А)3. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)4. На эту букву посмотри, и увидишь цифру три. (З)5. Эта буква с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком. (Б)Сейчас это просто отдельные буквы.Но когда с умом, толковоИх построишь в четкий ряд.Превратятся буквы в слово.И с тобой заговорят.А из слов складываются рассказы, сказки, целые книги. Сейчас мы узнаем, какие сказки и книги вы уже читали и знаете. Сегодня в наш класс принесли телеграммы – поздравления от сказочных героев. Угадайте, от кого.Я желаю вам в подарок получитьОгромный торт, шоколад и печенье,Мармелад и варенье,Становиться толще, выше.Жду от вас ответ на крыше. (Карлсон)Я хочу вам пожелатьЛишь пятерки получатьКнижки добрые любить.С математикой дружить.От лица Пьеро, Мальвины ваш дружище… (Буратино)Пусть вам учебный годТолько гадости принесет.Получайте только двойки.Очень редко можно – тройки.Бейте окна у витрины.Не ходите в магазины.Проводите больше дракПривет, Старуха… (Шапокляк)Перед волком он дрожал,От медведя убежал,Но лисице на зубок все ж попался… (Колобок)Отворили дверь козлята.И пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)Вымолвил словечко – покатилась печка.Прямо из деревни к царю да царевне,И за что, не знаю, повезло лентяю. («По щучьему велению…»)А дорога далека,И корзина нелегка,Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.Очень вкусная вода в ямке из копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)Красная девица грустна:Ей не нравится весна,Ей на солнце тяжко,Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)Я желаю от души вам здоровья, малыши.Чтоб прививок не боялись,Ежедневно закалялись,Чтоб не мучил вас бронхит.Добрый доктор… (Айболит)Дорогие дети!Можете ответить нам.Чтобы быть всегда здоровым,Что надо делать по утрам?Конечно, зарядку. Вот и мы в школе, когда устанем, будем отдыхать и делать зарядку.Раз – подняться, потянуться.Два – нагнуться, улыбнуться.Три – в ладоши три хлопка,На четыре – два прыжка.Пять – руками помахать.Шесть – можно тихо всем нам сесть.Мы отдохнули и с новыми силами путешествуем дальше. На нашем пути Королевство математики. Кто там живет? Видите эти цифры? Назовите их (от 1 до 9), попробуйте построиться по порядку.А теперь дружно ответьте на мои вопросы: Сколько солнышек на небе? Сколько огоньков у светофора? Сколько пальчиков у перчатки? Сколько колес у машины? Сколько цветов у радуги? Сколько детей в школе? Что шире: река или ручей? Кто выше: бегемот или жираф? Кто старше: ты или мама?А сейчас самое трудное в Королевстве математики – задачи. Запомните: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Покажите, как вы поднимаете руку.1. Бабушка Надя в деревне живет. Животных имеет, а счет не ведет. Я буду, ребята, их называть, а вы постарайтесь быстрей сосчитать. Корова, теленок, два сереньких гуся, овца, поросенок и кошка Маруся.2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один малыш устал, от товарищей отстал. А теперь ответ найди, сколько мишек впереди?3. Расставил Андрюшка в ряд игрушки. Рядом с мартышкой плюшевый мишка, вместе с лисой зайка косой. Следом за ним – еж и лягушка. Сколько игрушек расставил Андрюшка?4. У пенечков два грибочка. И под елкой три. Сколько будет всех грибочков? Ну-ка всем скажи.Незаметно мы с вами прибыли на станцию Школьных принадлежностей. А кто знает, что это у меня за предмет в руке?Это просто канитель -В школу собирать портфель.Куклу надо положитьИ машинку не забыть.А еще свисток, скакалкуДля моей подруги Галки.Правильно я говорю? А кто из вас знает, что надо положить в портфель? Сейчас проверим: представьте, что вы собираетесь в школу. Что вы положите в портфель? Я буду называть предметы. Если их надо брать в школу, то вы должны хлопнуть в ладоши. Приготовьте ладошки. Играем!Азбука, кукла, машина, тетрадь, подушка, пенал, ложка, карандаш, жевательная резинка, портфель, утюг, молоток, цветные карандаши, фонарик, ручка, телефон, линейка.Молодцы! Знаете, что нужно положить в портфель. Вы хорошо справились с этим испытанием.Отправляемся путешествовать дальше и подплываем к острову Дружбы. Это самый важный остров в нашей стране.Помогайте друг другу всегда.Подставляйте товарищам плечи.Чтоб жилось в этом классе нам легче,Помогайте друг другу всегда.А задание на этом острове такое: дружно, хором продолжить стихотворение:1. Сегодня встретил в школе васВаш просторный, светлый… (класс)2. Быть должны всегда в порядкеВаши школьные… (тетрадки)3. Если все ты будешь знать,То получишь в школе… («пять»)4. Улыбайся, будь добрей.И найдешь себе… (друзей)ФизминуткаЧтобы нам не было скучно, отдохнем с веселой кричалкой. Хором говорим: «Вот так!» – и поднимаем вверх большой палец руки.Как живешь? А плывешь? Вдаль глядишь? Как бежишь? Утром спишь? А шалишь? На урок спешишь?А кто знает, какое сегодня число? А месяц?Сентябрь – это не только начало учебного года, это и начало осени.Наша осень, правда, золотая.Как ее иначе назову?Листья, помаленьку облетая,Усыпают золотом траву.Вот и к нам в класс залетели кленовые листочки. Они лежат на ваших партах. Возьмите себе листочек и нарисуйте на нем то, что вам хочется, что вы запомнили с первого школьного дня. Кто умеет писать, можно написать свое имя.Звучит музыка. Родители в это время заполняют анкету, учитель проводит перекличку, делает объявления, раздает записки, что надо принести 2 сентября.Учитель: Вам понравился наш первый урок? Всем вам я вручаю билеты для новых путешествий в Страну знаний!Билет в Страну знанийученика 1-го «А» классасредней школы №4Билет в Страну знанийученицы 1-го «А» классасредней школы №4Прим. редакции. Сценарии праздников «1 Сентября» для 2, 3, 4-х классов опубликованы на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».
Комментарии