search
main
0

Путешествие в страну. Геометрия Программа внеурочной деятельности для учащихся начальных классов

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрия» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и согласована с примерной программой по математике в начальной школе, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения».

Согласно новым образовательным стандартам изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:- математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логическое и знаково-символическое мышление), пространственному воображению, формирование умения вести поиск информации;- освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения, формирование умения решать практические задачи средствами математики;- развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.Работа младших школьников по программе «Путешествие в страну Геометрия» в целом направлена на достижение вышеперечисленных целей. Однако имеет свою специфику. В качестве основной цели данной программы следует выделить создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:- ознакомление учащихся с геометрическими фигурами и объемными телами, их сходными и различными свойствами;- формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;- развитие мотивационной сферы учащихся – интереса к исследовательской деятельности и моделированию; – овладение навыками пространственного ориентирования;- вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, развитие воображения, умения фантазировать.Геометрический материал в программе начальной школы  в самостоятельный раздел не выделяется, он включается в программу каждого года обучения и тесно связан с другими разделами математики. В основе этой связи лежит возможность установления отношений между числами и геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств чисел и операций над ними и, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур. Введение элементов геометрии в начальной школе носит пропедевтический характер и представляет собой систему заданий по наглядной геометрии. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является их способность к восприятию формы. Это связано с возрастными особенностями детей 7-11 лет.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков  пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления.Актуальность данной программы связана с тем, что формальный подход в преподавании геометрии приводит к тому, что у учеников часто происходит лишь накопление некоторого фактического материала без его соответствующего обобщения и систематизации. Правильно воспроизводя определенные понятия, то есть осознавая их содержание, учащиеся зачастую не могут пользоваться ими при ориентировке в предметной действительности, а также при решении практических задач.В настоящее время необходимо широкое включение геометрических знаний в систему начального математического образования. Это связано с трудностями усвоения многими школьниками курса геометрии в старших классах. Обучение элементам геометрии в начальной школе – это ознакомление с простейшими плоскими фигурами и измерение геометрических величин инструментальными средствами. Кроме этого актуальность данной программы связана с возможностью в ходе ее реализации развивать интеллектуальные общеучебные умения  учащихся, необходимые для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими геометрического материала и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Изучение геометрического материала младшими школьниками должно проходить в ходе экспериментирования с геометрическими фигурами, пространственными телами и их моделями. Особый акцент в работе в данной программе делается на наглядное понимание, практическую деятельность и проблемность при изучении геометрического материала.Программа курса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса математики и согласована с основной образовательной программой начального общего образования, реализуемой в средней школе села Васильевка. Материал для занятий по данной программе отобран в соответствии с содержанием учебного курса «Математика» для 1-4-х классов, автор Л.Г.Петерсон.Срок реализации курса – 4 года.Возраст детей  – 7-11 лет.Форма занятия: внеурочное занятие.Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (1-й класс – 33 часа; 2-4-е классы – 34 часа в год).Основные формы работыЗанятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Предлагаемый курс выстроен  концентрически. Каждый год учащиеся возвращаются к уже изученному материалу, рассматривая знакомые понятия на качественно новом уровне. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер. Программа реализуется во второй половине дня. Для проведения занятий необходимо наличие в учебном кабинете следующего материально-технического обеспечения:- магнитная доска, магниты для крепления таблиц;- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркуль, транспортир, набор угольников);- наборы геометрических фигур;- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;- геометрические игры  «Волшебный квадрат», «Танграм» (для каждого ученика);- палетки (для каждого ученика);- демонстрационные таблицы «Периметр прямоугольника», «Площадь фигуры», «Правила работы с циркулем» и т. д.;- компьютер, мультимедийный проектор, экран.Планируемые результаты освоения программыВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются как в урочной, так и во внеурочной учебной деятельности. В качестве планируемых результатов реализации программы «Путешествие в страну Геометрия» можно выделить целый ряд личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностными результатами изучения курса «Путешествие в страну Геометрия» является формирование следующих умений: – готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предметов;- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.Метапредметным результатом изучения данного курса является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия:- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; – учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;- планировать учебную деятельность на внеурочном занятии; – высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.Познавательные универсальные учебные действия:- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;- добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;-  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;- выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.Коммуникативные универсальные учебные действия:- способность донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;- способность слушать и понимать речь других,  вступать в беседу на учебном занятии и в жизни; – умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Прим. ред. Полностью программа «Путешествие в страну Геометрия» опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1087.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте