search
main
0

Путешествие в пустыню. Занятие с детьми старшей группы детского сада

Предварительная работа. Цикл наблюдений за поведением черепахи в террариуме. Материалы и оборудование к занятию: – макеты ландшафта пустыни (плоские емкости, заполненные песком); – иллюстрации с изображением леса, луга, болота, моря, пустыни; – карта полушарий; – атрибуты для «путешествия»: лодка, весла, карта, фотоаппарат, бинокль, подзорная труба, фуражка капитана; – пища для кормления черепахи; – видеофрагмент фильма о черепахах; – песенка о пустыне; – фонограмма шума моря.

Ход занятия

– Дети, вспомните, какие вы знаете «дома» природы?

(Лес, степь, болото, речка, море, пустыня…)

А чем один «дом» отличается от другого? (Ответы детей). Верно, в одних жарко (пустыня), в других тепло (степь), а в-третьих холодно (северные моря, ледяные арктические пустыни и т.д.). Где-то часто идут дожди и много влаги или же, наоборот, почва пересохшая, вода глубоко под землей, а дождей может не быть много месяцев подряд (например, в пустыне).

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в жаркие страны. В пути нас могут подстерегать разные неожиданности и, чтобы справиться с ними, нам нужно многое знать. Для этого мы в нашей лаборатории проведем опыты и исследования. Сейчас мы с вами превратимся в настоящих ученых, наденем белые халаты и займемся экспериментами.

На этих картинах нарисованы знакомые вам «дома» природы. Посмотрите внимательно и ответьте, есть ли среди них пустыня? Как вы ее узнали? Что вы видите на картине? (Много песка). Да, пески занимают огромные пространства в пустыне. Что вы можете сказать об условиях жизни в этой местности? (Жарко). Какие растения здесь растут? (Небольшие кустарники, кактусы). Какие животные здесь могут жить? (Верблюды, черепахи, ящерицы, змеи). Да, они смогли приспособиться к условиям жизни в засушливой пустыне, где очень жарко и почти нет растительности. Сильно палит солнце, кругом горячий песок. А вы видите необычные горки из песка? Они называются барханы. А хотите узнать, откуда они берутся? Для этого нам нужно превратиться в ветер. Покажите, как дует ветер? Сложите губы трубочкой и подуйте. Ой какой сильный ветер! А теперь покажите, как дует легкий ветерок. Идите сюда и занимайте места перед «маленькими пустынями». Посмотрите, когда ветра нет, песок в пустыне лежит неподвижно. А теперь приготовьтесь, ветер будет дуть на песок через соломинку, не сильно, но долго. Что происходит с песком? (Образуются ямки, «волны»). Если дуть подольше, то песок из одного места перемещается на другое и появляется небольшой холмик. Вот такие песчаные холмы, только во много раз больше, можно встретить и в настоящей пустыне. Кто их создает? (Ветер). Как они называются? (Барханы). Вот так с помощью ветра песок путешествует в пустыне.

А сейчас возьмите другие «маленькие пустыни» и поставьте перед собой. Рассмотрим эти небольшие горки. Из чего же сделана эта горка? Правильно, из песка. А что же это такое – песок? Потрогайте его пальчиками. Из чего он состоит? (Из отдельных песчинок). Какие они? (Твердые, неровные, разного цвета и размера). Они очень мелкие, нам трудно их рассматривать, давайте возьмем лупы. (Дети рассказывают, чем песчинки отличаются друг от друга).

Ребята, а вы знаете, как на картах обозначается песок? Он обозначается множеством мелких точек. Попробуем сами на наших картах-схемах обозначить песок. Подберите по цвету фломастеры – вы уже знаете, какого цвета бывают песчинки. Мы познакомились с песком и узнали, каким он бывает необычным. А теперь мы из ученых опять превратимся в ребят из детского сада. Снимите халаты, повесьте их. Сейчас мне хочется познакомить вас с животным, которое живет в условиях, где много песка, – в пустыне. Послушайте загадку и скажите мне, кто это?

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет… (черепаха).

Правильно! На свете очень много разных черепах – больших и маленьких, живущих в степях, жарких пустынях, в разных частях света.

Усаживайтесь поудобней на ковер, давайте посмотрим, какие они бывают.

(Дети смотрят видеофрагмент).

Ребята, вы готовы отправиться в путешествие в пустыню? А кто знает, где она находится? Посмотрите на карту. Самая большая пустыня – Сахара, находится в Африке. А почему вокруг Африки голубой цвет? Что это? (Вода). Значит, в Африку нам надо добираться по воде. На чем же мы можем попасть туда? (На корабле, лодке). А вот и лодка. Что возьмем с собой в путешествие? (Карту, фотоаппарат, подзорную трубу). Приготовьтесь к долгому плаванию, возьмите весла, поплыли! (Звучит фонограмма «Шум моря»).

Вот мы и в Африке! Но как же мы попадем в пустыню? Как вы думаете, какое животное нам в этом поможет? Ну конечно, верблюд! Это же корабль пустыни! А вот и «караван». (Дети движутся друг за другом, изображая «караван»).

Вот мы и в пустыне. Обратите внимание, какие здесь растения. Похожи ли они на те, что растут у нас? Зачем растениям пустынь такие толстые стебли? (Запасают влагу). Что у них вместо листьев? (Колючки). А вот и наша знакомая черепаха. Посмотрите, как уверенно она ползет по песку. (Кладем черепаху на стол и рассматриваем). Какие у нее части тела? (Голова, лапы, хвостик). Вот лапки с коготками. Для чего ей коготки? (Рыть песок, цепляться за землю). У черепахи своеобразный рот – напоминающий клюв вырост. Им удобно захватывать пищу. Аккуратно потрогаем кожу на голове черепахи. Какая она? (Мягкая, нежная). А лапки? (В некоторых местах они твердые). Почему? Тонкая кожа могла бы быстро поцарапаться. Кроме того, черепаха ползает по горячему песку, и толстая кожа оберегает ее от ожогов. Попробуйте погладить панцирь черепахи, только очень осторожно, чтобы не напугать ее. Какой он, твердый или мягкий? Для чего ей такой панцирь? (Это защита от врагов).

Мы пришли в гости к черепахе не с пустыми руками, а принесли ей угощение. Что ест черепаха? (Из корзинки с разной едой дети выбирают нужную пищу). Понаблюдайте, как она ест – глотает сразу или отрывает кусочки? Обратите внимание – мы не даем ей воду. Почему? (Ей хватает воды в растениях).

Ребята, все живое нуждается в ласке. Скажите, как вас мама с папой ласково называют? А как можно ласково назвать нашу черепаху? (Дети придумывают для нее имя). Что черепашка умеет делать? (Ползает, ест). Напоминаем, что она еще и спит, отдыхает, чувствует… (Подбираем как можно больше глаголов).

Итак, сегодня мы много узнали о черепахах. Это очень интересные животные, и вы можете каждый день открывать для себя что-то важное, новое, наблюдая и ухаживая за ними.

А теперь нам пора возвращаться домой. Попрощаемся с нашей черепашкой! До свидания! (Отправляемся в обратный путь на лодке).

Вот мы и опять в детском саду. Понравилось вам это путешествие? С какими новыми животными вы познакомились? Как называются растения, обитающие в пустыне? Как называются необычные горки из песка?

Я уверена: то, что вы сегодня услышали, запомнится вам на всю жизнь!

Татьяна СПЕХОВА, педагог дополнительного образования Центра развития ребенка №11, Гусев, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте