В наше время важно не просто получить хорошее образование, но и понимать, как сложится твоя судьба после школы. Кем ты будешь в будущем, какую профессию выбрать, как не ошибиться в таком важном вопросе?
Результаты множества социологических исследований свидетельствуют о том, что порядка 70% учеников 9-11‑х классов обладают очень скудными знаниями об актуальных потребностях рынка труда. К сожалению, такая неосведомленность может привести к случайному выбору профессии и негативному опыту трудоустройства, а в дальнейшем – к постоянному ощущению собственной нереализованности, снижению самооценки и даже депрессии. Избежать этого поможет ранняя профориентация для школьников.
Технологии прочно занимают место среди нас, одни специальности исчезают, другие появляются, третьи трансформируются. Вдобавок не всегда понятно, какое именно дело или занятие радует по-настоящему, чтобы можно было ориентироваться на этот внутренний маячок.
Ритм жизни современной молодежи стремительно растет последние несколько лет. Высокая конкуренция при поступлении в высшие учебные заведения подталкивает старшеклассников к принятию серьезного выбора будущей профессии как можно раньше. Еще величайший философ Конфуций учил, что, выбрав работу себе по душе, не придется работать ни дня в своей жизни, настолько правильный выбор профессии способен изменить жизнь человека.
Одним из проектов, нацеленных на помощь ребятам из 6-11‑х классов в поисках своего будущего профессионального пути, является проект «Билет в будущее». Он реализуется по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам встречи с участниками Всероссийского форума «Наставник». «Билет в будущее» входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка». В 2021 году федеральным оператором проекта стал Фонд гуманитарных проектов.
На базе программы проводится множество мероприятий, начиная с лекций и мастер-классов от преподавателей высших учебных заведений и заканчивая интерактивными играми и увлекательными квестами. Проект особенно выделяется на фоне иных профориентационных мероприятий тем, что школьники могут не только получить теоретические знания и сведения о различных профессиях, но и попробовать примерить на себя роль того или иного специалиста и пройти тест-драйв профессий в примерочной профессий. Наряду со школами нашей страны в этом проекте приняли участие и школы Москвы.
Педагоги-навигаторы школы №113 С.К.Зафириди и Ю.Е.Карпова изучили теоретическую (лекционную) часть программы, посмотрели видеолекции от ведущих экспертов. Практико-консультационной частью программы стали консультации и методические материалы от организаторов проекта.
В нашей школе в проекте «Билет в будущее» приняли участие более 150 обучающихся 6-11‑х классов. На первом этапе ребята приняли участие во Всероссийском профориентационном онлайн-уроке. Участники попытались ответить на вопросы: «Какие сферы мне интересны?», «Как я выбираю профессию?», «Какие у меня есть качества (soft skills)?», «Что я знаю о профессиях?». Все обучающиеся прошли онлайн-диагностику и получили индивидуальные рекомендации по выбору будущей профессии и образования. В результате участия в проекте «Билет в будущее» ребята посетили от 1 до 4 профориентационных проб. Некоторые пробы проходили в онлайн-формате, но с некоторыми профессиями ребята ознакомились очно, посетив профплощадки и приняв участие в мастер-классах.
Многообразие предложенных профессий действительно впечатляет! Наши ученики попробовали себя в качестве специалистов по психологии экстремальных ситуаций и операторов станков с программным управлением, узнали, как работает сетевой и системный администратор, со специалистом по 3D-моделированию в программе Autodesk Tinkercad создали несложные объекты из простых примитивов, позволяющих в будущем генерировать фигурки для Minecraft. Для ребят среднего звена были интересны мастер-классы по выпечке, кулинарии. Старшеклассники, которым уже совсем скоро нужно будет сделать важный выбор, обратили внимание на профессии фармацевта, водителя, оператора станков с программным управлением.
После профпроб ребята оставили отзывы на сайте проекта. Пока это первая проба, но многие уже увидели интересные для себя возможности, ознакомились с умениями и навыками, которые необходимы для освоения той профессии, которая их наиболее заинтересовала.
Селина ЗАФИРИДИ, педагог-навигатор школы №113
Комментарии