search
main
0

Путешествие в мир открытий. Модель воспитательной системы Школы радости и успеха

В основу концептуальных идей воспитательной системы Школы радости и успеха легли идеи замечательных педагогов – В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского. Маленький человек приходит в школу за счастьем. «Несчастный человек – большая беда для нашего общества, несчастный ребенок – во сто крат большая беда», – говорил Василий Сухомлинский. Он разработал цельную концепцию воспитания, где детская радость является могучим стимулом формирования эстетических и нравственных начал становления человеческой личности.

Татьяна СТЕЦЮРА, зам. директора по воспитательной работе средне-егорлыкской средней школы №4, победитель ХII конкурса «Сто друзей», Ростовская область

Один из мощных рычагов воспитания – создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла жизни и результата своих усилий. Работая с детьми, мы так организуем свою деятельность, чтобы каждый – обязательно каждый – почувствовал окрыляющую силу успеха.

Основные воспитательные задачи школы:

– от воспитания уважения к родной школе, семье, отчему краю – к формированию гражданского самосознания, ответственности за Родину;

– формирование уважительного отношения к сельскохозяйственному труду, оказание социальной помощи односельчанам, участие в социальном обустройстве;

– развитие творческих способностей, предоставление возможности сельскому школьнику реализоваться в соответствии со всеми склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности (реализация программы «Одаренные дети»);

– формирование стремления к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек;

– приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание чувственной сферы, умения видеть прекрасное.

Основные принципы воспитания:

1. Принцип природосообразности.

2. Принцип социального творчества (креативности).

3. Принцип подхода к ребенку с оптимистической гипотезой – «…дети – прообраз добра, красоты, гармонии».

4. Принцип гармоничности.

5. Принцип приоритетности семейного воспитания.

6. Принцип успешности.

7. Принцип стимулирования самоорганизации, добровольности, интереса.

8. Принцип «жизни в жизни» (по Иванову).

9. Принцип бережного отношения к ребенку.

10. Забота о счастье ребенка в процессе школьного воспитания (феликсология воспитания).

Клубная жизнь

Модуль «Клуб» – это важная подсистема воспитательной системы Школы радости и успеха. Цель модуля «Клуб» – создание культурно-досугового пространства, где дети включены в творчески развивающую жизнедеятельность, развивают способности. Школа работает в первой половине дня как учебное заведение, после уроков превращается в центр дополнительного образования. Есть кружки, клубы, секции, филиалы ДЮСШ, Целинской школы искусств, способные удовлетворить интересы и потребности детей в спорте, самодеятельном театре, музыке и живописи, искусстве дизайна, хореографии.

Десять лет существует система классов-клубов. Разработаны авторские воспитательные программы «Экос», «Семейный родник», «Союз семьи и класса», класс народных традиций «Край Донской, казачий». Функционируют клубы патриотического направления: «Память», «Олимп», «Спасатель».

Другой вариант интеграции – воспитательные центры: музей боевой и трудовой славы села, компьютерный класс, библиотека, школьные мастерские, пришкольный участок, летний оздоровительный лагерь «Утренняя зорька». Всего внеурочной деятельностью заняты 98% детей. В системе дополнительного образования (ЦШИ, ДЮСШ) заняты 87% детей. В течение последних пяти лет грубых правонарушений в школе не наблюдалось.

Система самоуправления

Ученики объединены в детскую организацию «Созвездие.ru». Создана система школьного самоуправления, которая работает на ребенка, на развитие его способностей, лидерских качеств.

Выборный орган ученического самоуправления – парламент.

Возглавляет школьный парламент президент, избираемый тайным голосованием на общешкольном референдуме.

Школьный парламент занимается вопросами школьной жизни, представляет интересы учащихся в процессе управления школой. Представители школьного парламента входят в совет школы, присутствуют на заседаниях родительских комитетов; еженедельно президент школьного парламента бывает на планерках-летучках.

Школьный парламент поддерживает инициативу учащихся всех трех ступеней (страны Детства, Подростков, Юности), защищает права учащихся, направляет работу по пути демократической культуры.

В состав школьного парламента избирается по одному представителю от каждого класса (с 5-го по 11-й). Организовывает выборы инициативная группа – ученики 9-11-х классов. В состав школьного парламента входят кабинеты: «Патриот», «Успех», «Милосердие», «Культура. Спорт. Здоровье», «Экология», «Досуг», «Вахта», СМИ.

Координаторами кабинетов школьного парламента являются педагоги, входящие в состав «службы доверия» и выбранные самими учащимися.

Диагноз: любимая школа

Созданная в школе творческая группа прогнозирования занимается вопросами диагностики качества обучения и воспитания. Проводятся следующие виды диагностических исследований: анкетирование, тестирование, социометрический выбор, ранжирование, интервьюирование.

Творческой группой были обработаны материалы по изучению удовлетворенности учащихся всех ступеней школьной жизнью.

Идут в школу с радостью – 92% учащихся.

В школе всегда хорошее настроение – 89% учащихся.

К школьным учителям могут обратиться за советом и помощью в любой момент – 79% учащихся.

Есть любимый школьный предмет – 98% учащихся.

Есть любимый школьный учитель – 99% учащихся.

На летних каникулах скучают по школе – 100% учащихся.

Считают, что в школе созданы все условия для развития творческих способностей – 96% учащихся.

Считают, что школа готовит по-настоящему к самостоятельной жизни – 95% ребят.

Уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения среди родителей как социальных заказчиков изучался по методике Н.В.Степанова и комплексной методике А.А.Андреева.

«Класс, в котором учится мой ребенок, дружный» – 80%.

«Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку» – 89%.

«Испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с администрацией и учителями школы, в которой учится мой ребенок» – 87%.

«В классе, где учится мой ребенок, хороший классный руководитель» – 85%.

«Педагоги справедливо оценивают достижения моего ребенка» – 79%.

«Учителя учитывают индивидуальные способности моего ребенка» – 76%.

«В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок» – 89%.

«В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка» – 91%.

«Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка» – 73%.

«Администрация, учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка» – 83%.

«Школа по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни» – 91%.

Анализ тестов показал, что дети, родители удовлетворены школьной жизнью, любят школу.

Наш социум

Воспитательная система Школы радости и успеха – открытая социуму система. Она не только взаимодействует с ближним и дальним социумом, но и, осваивая его, сама становится мощным средством социализации.

У школы благоприятный для развития ребенка социум. Она находится в окружении культурных центров: Дом культуры предлагает ребятам бесплатные занятия в танцевальном, вокальном кружках, проводятся детские дискотеки, интеллектуальные игры. Сельская библиотека имеет хороший книжный фонд. Библиотекари не только подбирают литературу к мероприятиям, но и проводят занятия кружка «Юдик» (юные друзья интересной книги), неделю книг, выставки.

В детский сад спешат ребята из классов средней и старшей ступени: они ведут там кружки по интересам (рисование, флористика). А малыши приглашаются на общественные праздники.

Профессиональное училище №85, старейшее на Дону, имеет прекрасную материально-техническую базу: тракторы, комбайны, земельные угодья, на которых трудятся учащиеся ПТУ, большая часть из которых – выпускники 9-х классов нашей школы. Девушки в ПУ-85 могут получить специальности – повар, кондитер, бухгалтер, экономист. Юноши – водитель, тракторист, электрик.

Сотрудничество с родителями

В нашей школе разработана собственная концепция работы с родителями, результативная система сотрудничества и взаимодействия с ними. Создана консультативная служба, где учителя, классные руководители получают советы, рекомендации, консультации, методическую помощь, решая задачи сотрудничества семьи и школы. В нее входят заместитель директора по учебной и воспитательной работе, опытные классные руководители, учителя-предметники, родители, библиотекарь.

Результат совместной работы с родителями:

– создание внутришкольных структур (фрагментов самоуправления, совета школы, родительского комитета, пресс-центра);

– создание документов, регламентирующих жизнь взрослых и детей в школьном пространстве;

– повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности характером взаимоотношений, качеством образования и уровня компетентности;

– повышение активности, ориентации на сотрудничество;

– формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей.

Большое внимание в школе уделяется информатизации воспитательного процесса. Последние три года наблюдается положительная динамика оснащения воспитательного процесса компьютерными программами. Создана электронная библиотека. За счет гранта Президента РФ получена интерактивная доска, установлено компьютерно-технологическое оборудование в библиотеке, произведена замена устаревших компьютеров, школа подключена к сети «Интернет».

В школьной библиотеке создан ресурсный центр, где есть условия для поиска и распечатки необходимой информации, постоянно пополняется школьная медиатека.

В 2005-2006 учебном году была создана творческая группа педагогов по внедрению ИКТ в воспитательный процесс. Создан электронный кейс детских и учительских презентаций по различным темам. Ученики являются участниками районных, областных, всероссийских конкурсов по использованию информационных технологий в воспитательном процессе.

Важные критерии эффективности воспитательной деятельности – рост каждого сельского ребенка, позитивная система его отношения к миру, которая строится на основе его положительной самооценки.

Показатель успешности системы – поступление 80% учащихся в вузы и колледжи. 30% получают сельскохозяйственные профессии, возвращаются в родное село. Престижна среди выпускников и профессия учителя. Ежегодно в педвузы и колледжи поступают 20-25% наших ребят.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте