search
main
0

Путешествие в кунцевские земли. Школьный музей – это не застывшая форма, а постоянно меняющийся живой организм

​На территории Западного административного округа многолетним трудом природы и человека созданы привлекательные уголки, позволяющие удовлетворять жизненные гуманистические потребности людей: лесопарк Фили-Кунцево со старинной усадьбой, принадлежавшей в свое время Мстиславским, Милославским и Нарышкиным, многочисленные церкви, многие из которых являются памятниками истории и архитектуры, природный заказник «Долина реки Сетунь», промышленные предприятия, имеющие интересную историю.

Западный административный округ делит на две части древнейшая Можайская дорога, сейчас – Кутузовский проспект и Можайское шоссе. Эта дорога известна с древнейших времен, она сама являлась свидетелем и участником великих событий разных исторических эпох. Кунцево посещали многие великие писатели, замечательные деятели русской литературы и искусства. О самых интересных периодах истории района рассказывает экспозиция краеведческого музея школы №1195 «Страницы истории Кунцева». В течение 10 лет музей приглашает детей и взрослых совершить интерактивное путешествие по историческим местам Западного округа Москвы, окунуться в атмосферу тайн и загадок, с незапамятных времен окружавшую кунцевские земли.Идея создания краеведческого музея «Страницы истории Кунцева» принадлежит префектуре Западного округа, общественному фонду «Наследие Кунцева». Ими были переданы в дар школе уникальные материалы по истории района. Музей начал свою работу в июне 2007 года и с тех пор находится в постоянном развитии. Педагогический коллектив на протяжении многих лет последовательно проводит работу по изучению и воссозданию фондов школьного музея. С этой целью изучается историческая и краеведческая литература, опубликованные и неопубликованные источники по истории Кунцева и его окрестностей, хранящиеся в государственных библиотеках и архивах Москвы, изучаются родословные владельцев этих земель, собираются вещественные материалы, характерные для быта XIX-XX веков. И из всего этого рождаются экскурсии. Это процесс трудоемкий, ответственный и одновременно интересный, состоящий из нескольких этапов. Руководитель совместно с учащимися выбирает тему, место и объекты исследования, изучает литературу и экспонаты школьного музея, составляет план похода или поездки. В этом учебном году были совершены две подобные экспедиции: на улицу Багрицкого и Кунцевское городище.  В результате была создана экскурсия «Мифы и легенды Филевского парка», разработана обучающая презентация «История одной улицы», пополнены вещественный и информационный фонды музея. В поездках и на экскурсиях ребята, кроме всего прочего, учатся бережно и внимательно относиться к памятникам истории и культуры своей страны, города, района, школы.Мы рассматриваем школьный музей как полноправного участника образовательного процесса, дополнительный ресурс в изучении различных образовательных дисциплин и элективных курсов. Большую роль здесь играет система интегрированных уроков по различным предметам, проводимых педагогами совместно с руководителем и активом музея. При планировании и проведении интегрированных уроков используются экспозиционные стенды и коллекции школьного музея. Экспозиция музея «Страницы истории Кунцева» состоит из следующих разделов: «История района с древнейших времен до середины XIX века», «Промышленность Кунцева», «История образования и пионерской организации района», «Растительность и животный мир ЗАО» «Дачное Кунцево», «Русская изба», «Зал воинской славы», «История развития фото- и видеотехники». Справочные, исторические и методические материалы по разделам экспозиций, фрагменты работы школьного театрального кружка активно используются для проведения интегрированных уроков. Среди самых интересных можно назвать следующие уроки: «Читаем книги о войне», «Мифы древних славян», «Баллада – литературное и музыкальное произведение», «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова», «Золотой век русской поэзии», «Хлеб – всему голова».Школьный музей – это не застывшая форма, а постоянно меняющийся живой организм. Каждый год мы создаем многочисленные временные тематические выставки, многие из которых стали традиционными. В процессе оформления выставок учащиеся в полной мере могут проявить свою фантазию и реализовать творческий потенциал. В этом учебном году в музее были созданы четыре выставки: «От гусиного пера до шариковой ручки», «Победа начиналась под Москвой», «История елочной игрушки» и «Дорога в космос». По каждой из них были разработаны и проведены интересные и познавательные экскурсии. Народные промыслы России представлены в школьном музее игрушками из дерева, глины, тряпичными куклами, деревянной и берестяной посудой, элементами народного костюма. В настоящее время изделия, выполненные вручную из природных материалов, приобрели особое значение. Ведь через народное искусство отслеживаются связь прошлого с настоящим, история нашей страны, ее культурное развитие. Для учащихся школы и их родителей в музее проводятся мастер-классы по изготовлению народной куклы, елочной игрушки, лепке из соленого теста.Современные информационные технологии, вошедшие в образовательное пространство, и музей в образовательном учреждении актуализируют новый уровень работы с информацией. Традиционные направления деятельности школьного музея – поисковая, фондовая, экскурсионная и др. – сегодня реализуются новыми средствами. Создана электронная база фондов, учетной документации, описания музейных предметов, сформирована коллекция аудио- и видеозаписей, фотографий. Презентации и видеофильмы, созданные учащимися, широко применяются в работе музея. В ближайшей перспективе –  создание виртуальных выставок и экспозиций.Подробнее с деятельностью музея можно ознакомиться на специальной страничке центрального сайта школы №1195 www.sch1195.mskobr.ru. Вера ЧУРКИНА, руководитель музея

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте