search
main
0

Путешествие в детский мир, который взрослые все еще ,создают для себя

“Детский мир” – традиционное название магазинов советского времени, в которые всеми правдами и неправдами тащили подрастающие Маши и Паши своих пап и мам. Зачем? Конечно же, за игрушками. Но мир детства, конечно, гораздо шире магазинных прилавков. Какой он сегодня? Какие игрушки преподносит малышам жизнь? Этими проблемами озадачились корреспонденты “УГ” Наталья Алексютина и Михаил Бондарев. Для начала они отправились в 125-й детский сад.

Куда пропали самосвалы?

Заведующая Анна Столярова горестно вздыхает: какие самосвалы! Нынешние игры ее воспитанников прямо пропорциональны жизненным реалиям.

– Дети играют в то, что видят. Они повторяют нас, копируют пестрые обложки книг и журналов, кинофильмы, мультфильмы, уличные сценки. Маше и Вите по три года. Витя ставит на стол кегли и сообщает, что сейчас он будет пить пиво. Таня с Катей все время уединяются. Потом начинают чмокать друг друга. Говорят, что у них любовь. Дети старшей группы играют в “мафиозных вдов”, “терминатора”, “фредди крюгера”. В подготовительной “пятнают” словом “сифа” (имеется в виду известное венерическое заболевание).

Денег на приобретение новых игрушек нам давным-давно не выделяют, а старые настолько потрепаны и блеклы, что того и гляди рассыплются. Занимать детей нечем. Воспитатели стараются делать что-то своими руками: конструируют кораблики, обклеивают цветной бумагой кубики, создают макеты. Но надолго ли эти самоделки? Ребенок – не кукла, сидеть на одном месте не будет, ему надо пощупать все своими руками, что-то отвинтить, разобрать. Кто-то возразит, дескать, существует масса подвижных игр, где не требуется сложный реквизит. Подвижные игры большей частью проводятся на улице, и набегавшийся с коллективом ребенок иногда хочет поиграть самостоятельно. Только вот чем? Лопаток нет, самосвалы, как вы правильно заметили, пропали, ведерки продырявились. Камни возят в пачках из-под сигарет, а куличи “выпекают” в спичечных коробках, благо всего этого на площадках навалом.

“Ужастики” в портфелях

Но, может быть, в школах с игрушками получше? Увы…

Учителя начальных классов и 149-й московской школы рассказали нам следующее. Дети восьми-десяти лет очень любят подвижные игры. Мальчишки охотно играют с мячом, девочки предпочитают прыгалки и обруч. Ребятишкам нравится соревноваться друг с другом: кто дальше кинет мячик, кто быстрее бегает. Но старые игры забыты: “классики”, “колдунчики”, лапта. Все подвижные игры организует учитель, самостоятельно дети играют только в “ручеек”. В школе в настольные игры ребятишки играют неохотно, в основном под руководством преподавателя.

С собой ребята, по словам учителей, приносят своеобразные игрушки. Трансформеры, роботы и “Барби” постепенно теряют популярность. На их место пришли небольшие мягкие игрушки с этикеткой “Макдоналдс”. Они набиты какими-то бусинками и легко принимают сидячее положение. Мы увидели с десяток таких игрушек (их показали нам сами ребята). Одна очень смахивала на волка, другая была чем-то средним между пауком и крабом. Остальные – существа неземные: уродливые гномы, мутанты. Двухголовое чудовище с четырьмя разными глазами, с одним носом и маленьким ртом, при падении издает разбойничий свист. Одноглазое (не леший и не кикимора), с рогами-антеннами, при ударе о подоконник неестественно, утробно орет. Заводная мягкая игрушка, смутно напоминающая гномика, мелко дергается, как при падучей болезни. Еще в этой “обворожительной” когорте присутствовала серая пластмассовая акула от известной фирмы “Чупа-Чупс”. Острозубые челюсти распахиваются на сто восемьдесят градусов, и из яркого нутра достается конфета-леденец.

Мы попытались выяснить, во что дети играют дома? Результаты оказались более утешительными: детское и взрослое домино, лото, бизнес-игра, конструкторы, шашки, шахматы, настольный футбол и хоккей. Все без исключения дети очень любят кукольные театры. Мальчиков, кроме того, привлекают электронные конструкторы “Лего”, приставки “Сега” и “Денди” с картриджами… Тут нам попытались пересказать (и показать) битву каратистов с монстрами, сопровождаемую стрельбой. И мы поняли: пора уносить ноги.

Застольные посиделки

Чтобы как-то передохнуть от перенесенных ужасов, мы заглянули в Московский центр перспективных разработок. Его директор, Ирина Еремина, рассуждает:

– Игра – это форма, через которую дети познают мир. Для ребенка она естественна, его природа требует игрового погружения. Игра позволяет создать атмосферу добра, а если в ней и есть напряжение, то оно завершается эмоциональным всплеском радости. Четкого ранжирования – ты хороший, он плохой – нет. Все равны. В сущности игра является моделью идеального общества, в котором не ставятся социальные оценки, где даже проигравший понимает, что, проявив смекалку и запасшись терпением, он в следующий раз обязательно победит. Но элемент лидерства в игре должен присутствовать, он необходим.

Мы выпускаем детские настольные игры. Почему настольные? Бумага – материал теплый, податливый на ощупь. Она располагает к себе. И главное, настольная игра – это коллектив, общение. Существуют командные игры, где ребенок переживает не только за себя. Игра придумывается не за один день, десятки мальчишек и девчонок помогают нам в этом. Настоящие заказчики – они. Важно только, чтобы с ними в этот момент находился увлеченный взрослый. К его наблюдениям, рекомендациям мы и прислушиваемся. Потом игру рисует художник. Рукой, а не компьютером. Не хочу упрекать это создание прогресса, но игра должна быть нарисована живым человеком. Мы принципиально не включаем в свои игры героев диснеевских мультиков, знаменитых комиксов. Хотя с коммерческой точки зрения эксплуатация таких образов – дело прибыльное. Но мы хотим, чтобы художник создавал собственные образы, пусть даже это и убыточно.

В каждой игре должно существовать пространство для взрослого друга. Специальные ходы и вопросы заставят малыша искать ответ у старшего. Это своеобразная провокация на помощь. Иначе нельзя. Если посмотреть, как выросла нынче дистанция между взрослыми и детьми, можно ужаснуться.

Весь парадокс в том, что создают игры для детей взрослые. Потребителями в магазине выступают тоже взрослые. А ведь игра ни много ни мало – это целый мир и требует философского подхода. Способен ли взрослый убрать все амбиции многоопытного человека и погрузиться в то, что когда-то было для него естественной средой? Я работаю в этой области давно и знаю, что игрушки теперь продают, как яблоки, на килограммы. Конечный результат такого бизнеса предсказать нетрудно…

К хорошей игре в обществе сейчас попросту нет интереса. Подтверждение тому – конкурс, посвященный пушкинскому юбилею. Мы предложили свои игры “Руслан и Людмила”, “Поэзия Пушкина”. Игры изумительные по оформлению, по замыслу. Нам отказали. Вот если бы мы написали книгу, сочинили поэму…

Отечественных игр, по-настоящему обучающих, очень мало. Чтобы их создавать, нужны серьезные финансовые вложения. Этим никто не хочет заниматься. Мы так и живем по принципу: “Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не приставало”.

Шопинг

Прямое следование принципу, выведенному Ириной Ереминой, обнаружилось в магазине игрушек, что на Ленинградском проспекте. Милое создание с бантиками тянуло родительницу к прилавку и кричало: “Купи это!” “Это” было китайским набором: темная маска, два пистолета, нож, граната. Понятное дело, девочка собиралась грабить банк. Мама купила. Мама была усталой от всяких социальных ужасов и без лишних эмоций удовлетворила желание дочери. Девочка ушла из магазина с сияющими глазами.

Через какое-то время в помещении появилась семья, состоящая из папы, мамы и двух мальчиков лет восьми и девяти. Они долго рассматривали висящую на перекладине черную гориллу, потом перешли к плюшевой корове ярко-желтого цвета. Корова была в два раза больше мальчиков. Далее семья двинулась к настольным играм. По пути папа купил одному из сыновей “новорожденную Годзиллу”.

С обложек настольных игр пустыми глазницами зияли черепа, переливался “Бизнес-2000”, звали “Путешествия в паравселенную” и горько ютилось “Такси. Безумный день”. Дети выбрали “Остров ужасов”.

В книге психолога Веры Абраменковой “Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?” есть очень важное наблюдение: “…Игровая индустрия расширяется с каждым годом: к мягким и механическим добавляются электронные и компьютерные, и взрослые увлечены их созданием всерьез, как будто делают их для себя”. Навязывание своих вкусов и пристрастий налицо. Знаменитая великолепная Барби, мечта тысяч девочек, – не дочь, не подруга. Модель с округлыми бедрами и пышной грудью. Мужская мечта?!

Игрушка всегда была средством народной педагогики. Она обучала трудовым навыкам, передавала из поколения в поколение трудовой опыт. В 1897 году магазин “Детское воспитание” выпускал такие игрушки, как “Скотный двор”, “Сани крестьянские с лошадьми в шерсти”, “Крестьянка с детьми”. Почему-то в ассортименте отсутствовали изделия типа: “Фрейлина в неглиже”, “Орудия пыток при Петре Первом”. Отчего сейчас девочки вынуждены глядеть на “Барби. Сладкая балерина” или на “Барби. Пурпурная страсть”? Зачем ребенку эти “страстные” модели?! А чему научит малышку сногсшибательная поза куклы “Барби. На пляже”?

Сама суть детской игры изменилась: она стала агрессивной. На чьей стороне сила, тот и прав. Все герои Сталлоне, Шварценеггера, Норриса в камуфляже, с разбитым носом и смертоносным ударом в челюсть стоят на страже добра. Зло отступает, и на первый план выходит такая “непреходящая ценность”, как деньги и обладание красоткой (в духе политкорректности – негритянкой). Экранные и компьютерные убийства свершаются с легкостью, присущей джекам-потрошителям. Почему мы избрали разрушение и смерть, а не великий “основной инстинкт” созидания?! Почему мы позволяем детям сидеть у экрана телевизора сутками? Зачем читаем им “Реаниматоров” и “Кэрри”, забывая о народной сказке? Почему, наконец, делаем для них такие игрушки? И мы пошли на завод.

Завод

Предприятие “Кругозор” специализируется на выпуске пластмассовой игрушки. Исполнительный директор Николай Холмов посвятил нас в тонкости технологии.

Оказывается, произвести игрушку не так просто. Завод – не кружок “Умелые руки”. Технология производства включает от 10 до 30 операций. Изготавливаются оснастки: прессформы, штампы, гальваноформы. Игрушки бывают металлические и пластмассовые, пластизаливные и мягконабивные. 60% в объеме производства “Кругозора” занимают куклы. Выпускают и конструкторы: “Школьник”, “Винтик-Шпунтик”. Большое внимание уделяется крупногабаритной игрушке.

Популярностью у покупателей пользуется детский театр. Главные герои – персонажи из русских сказок. К двухсотлетию со дня рождения Пушкина выпустили “Сказку о рыбаке и рыбке”, “Сказку о золотом петушке”. Все куклы сделаны из пластмассы. Такие театры называются би-ба-бо (игрушка надевается на руку).

На заводе существует художественный совет, в который входят специалисты, проработавшие с игрушкой не один год. Обсуждается каждый образ, предложенный конструкторами и художниками. После обсуждения игрушка утверждается и разрабатывается. Потом изготавливается опытная партия.

До 1991 года было несколько ГОСТов, которые определяли разные направления в производстве игрушек. Сегодня остался один – по безопасности. Игрушку проверяют на вредные металлы и красители. У нее не должно быть острых углов, отслоений и очень мелких разборных деталей. Важно, чтобы игрушка морально не травмировала ребенка, чтобы не касалась отношения полов.

Так утверждает исполин, в недрах которого целые цеха работают на создание какой-либо куклы Маши. А что же думают крохотные ООО и АОЗТ? Они не думают – производят. Вурдалаков, вампиренышей, дьяволят. В любом подземном (еще один уровень жизни) киоске в изобилии корчат рожи аидные персонажи. Да-а, финансовая заинтересованность превыше всего.

Ностальгическая зарисовка

Несколько лет назад прекратил существование Художественно-технический совет по игрушке при Министерстве образования РФ. Он включал большое количество разных специалистов, которые стояли на страже всестороннего развития ребенка. Кто-то скажет – тоталитарный контроль. Нет, совет руководствовался заповедью – не навреди. Пусть будет не так ярка игрушка, зато кадмий в норме, пусть она будет куклой-голышом, но зато ребенок своими руками будет шить ей одежду, пусть конструктор будет в коробочке, а не в корзинке, зато в инструкции не будет схемы построения, извините, человеческих гениталий. Все это было…

Доиграемся?..

Финальной точкой нашего путешествия стало Министерство образования. Здесь согласны с тем, что сегодняшняя игрушка зачастую не соответствует ни одному педагогическому, психологическому, художественному требованию. Заместитель начальника Управления по дошкольному образованию Татьяна ОВЕРЧУК сообщила нам, что в информационно-методическом письме от 26.05.99, подписанном первым замминистра Александром Киселевым, есть распоряжение о введении в Российской Федерации обязательной психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек. Организация ее возложена на ГП “Игрушка” Минобразования России. Качества, какими должна будет обладать игрушка, обозначены конкретно: полифункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактические свойства, принадлежность к изделиям художественных промыслов. Но… ГП Центр “Игрушка” – мертворожденное дитя. Для того чтобы он работал, нужны средства. А их нет. Так что минобровцам впору вооружаться современными игрушками и идти “брать” банк…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте