Летние каникулы – время отдыха, самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Во время летних каникул происходят разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. В то же время встает вопрос о том, как отвлечь ребенка от влияния улицы летом. Здесь на помощь приходит летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Актуальность данной программы состоит в том, что проблема патриотизма, отношения к Родине является предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества. Новизна программы состоит в содержании, которое соответствует культурно-национальным особенностям, а также в создании условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе отечественной культуры в условиях детского самоуправления. Мы разработали программу по формированию и развитию патриотических чувств и качеств личности через содержательную часть традиционной народной культуры.Практическая значимостьДанная программа может быть использована учителями в общеобразовательных учреждениях, педагогами дополнительного образования в лагерях с дневным пребыванием детей.Вся воспитательная работа в лагере дневного пребывания «Дружба» направлена на реализацию развлекательно-познавательной программы «Путешествие в царство-государство» в форме сюжетно-ролевой игры.Также большое значение придается экологической проблематике. Ежедневно немало времени уделяется облагораживанию территории школьного двора, цветника, учебно-опытного участка. Каждый день начинается и заканчивается уборкой территории. Дежурные из каждого отряда тщательно отслеживают санитарное состояние игровых комнат, спортивных площадок, по необходимости убирают за собой бумажные, пластиковые и другие отходы, остающиеся после подготовки и проведения отрядных и общелагерных коллективно-творческих дел.Цели и задачи программыЦель программы: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой основе формирование у детей готовности к участию в управлении обществом.Задачи программы:- предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ребенка, повышение его общественного и личного статуса;- формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;- воспитание чувства честного партнерства;- создание условий для самореализации и самовыражения детей;- формирование умения вести здоровый образ жизни;- воспитание уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;- мотивация познавательной деятельности и творчества средствами патриотического воспитания;- развитие качеств: решительности, умения принимать решения и добиваться личной и общей победы;- создание дружеских отношений между детьми и взрослыми;- воспитание экологической культуры.Формы и методы работыИндивидуальные и коллективные формы работы.Используются: – традиционные методы (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии);- методы интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто проходят что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; – методики коллективно-творческого воспитания И.П.Иванова.Одно из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства – создание органов детского самоуправления. Предполагаемые результаты:- формирование интереса к истории России, расширение кругозора детей через изучение краеведческого материала;- привитие положительного отношения к здоровому образу жизни;- укрепление физического и психического здоровья детей;- организация полноценного культурного досуга воспитанников;- расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей;- развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях;- проявление взаимного уважения во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.Предполагаемый социальный эффект программы:- снижение уровня агрессивности в детском общении;- повышение гражданского самосознания и ответственности за свой выбор;- повышение внимания к проблеме толерантности;- расширение информационного и творческого пространства личности детей и взрослых; – освоение участниками смены новых направлений в сфере ученического самоуправления и самоорганизации.Принципы реализации программы:1. Принцип гуманности – признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.2. Принцип индивидуализации воспитания требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциала личности, предоставления каждому возможностей для самореализации, самораскрытия.3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.4. Принцип мотивации деятельности ребят предполагает добровольность их включения в ту или иную деятельность, наличие цели – доступной, понятной, осознанной; выбор самим ребенком средств и способов достижения поставленной цели.5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и детей.6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.7. Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.Направления работыБазовое содержание воспитания – классическое, ориентированное на ознакомление с отечественной культурой и историей, формирование творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности.Приоритеты отдаются патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому, творческому, досуговому направлениям.ПатриотическоеЭто направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.Спортивно-оздоровительноеВ это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей. Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую обыкновенную утреннюю гимнастику.Нравственно-эстетическоеЭто направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, воспитывать бережное отношение к природе.ТворческоеЭто одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, так как мероприятия этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.ДосуговоеЛето – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.Прим. ред. Дополнительные материалы к программе можно скачать на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1106.Елена НАУМОВА, Татьяна БАРАНОВА, учителя начальных классов средней школы №9 города Черногорска Республики Хакасия
Комментарии