Летние каникулы – время отдыха, самая лучшая и незабываемая пора для развития творчества и совершенствования возможностей ребёнка. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Модель тематической сюжетно – ролевой игры
Последовательность реализации сюжетно–ролевой игры
Содержание работы лагеря – это жизнь Царства-государства. Начальник лагеря – Царь, а воспитатели – князья. Также есть Боярин лагеря, избранный народом лагеря и окольничие – капитаны отрядов. Советники «думные дворяне» – вожатые, советники «думные дьяки» – совет лагеря. Советники «стольники» – ответственные за порядок в лагере, советники «стряпчие» – за столовую, советники «дворяне московские» – за работу творческих мастерских, советники «жильцы» – за работу спортивных мастерских, советники «боярские дети» – редколлегия. Также есть летописец лагеря.
Содержание программы даёт возможность ребятам самим планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов жизни лагеря дневного пребывания, пробовать себя в различных видах деятельности, не освоенных ранее. Используя самоуправление, ребята смогут пробовать себя в различных социальных ролях, накапливать опыт общения.
Ежедневно собирается Дворянская дума, на которой подводятся итоги дня, отмечаются и награждаются на лагерной линейке «Зов глашатая» самые активные участники в делах царства.
На организационном этапе идет знакомство детей с территорией лагеря, едиными педагогическими требованиями, оформление отряда, составление плана деятельности отряда, диагностика интересов, потенциала лидерских, организаторских, творческих и других способностей детей и подростков, сплочение коллектива, формирование органов самоуправления, выявление лидеров, знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями.
На основном этапе смены идет приобщение к ЗОЖ, реализация отрядной и лагерной программ. Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов самоуправления. Корректировка ценностно–мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий. Разворачивание деятельности образовательных и иных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Их включение в различные виды коллективно–творческой деятельности (привлечение в различные объединения: кружки, студии, секции, тематические казачьи площадки и др.). Проведение тематических дней, ролевых, деловых игр, игр – приключений, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом. Показ детских достижений через различные традиционные и нетрадиционные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе творческих объединений. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.
Заключительный этап смены – подведение итогов. Проводится итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно–значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений. Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и лидеров. Анализ предложений и рекомендаций, поступивших от детей. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены. Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о последующем участии (или отказе) в тематической смене. Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.
На прощальном огоньке делается акцент на то, какую лепту внес в жизнь Царства.
Схема управления программой. Детское самоуправление.
Царь (начальник лагеря) назначается по приказу директора школы и утверждается педагогическим Советом школы.
Князья – воспитатели, помогают детям в течение всей смены самореализоваться и выполнять ответственные поручения, закрепленные за каждым Княжеством на весь срок работы смены.
Органы самоуправления
Думные дворяне (вожатые) организуют и отвечают за работу жителей княжества каждый по своему направлению. Следят за соблюдением всех режимных моментов.
Думные дьяки (старшие советники) собираются по особо важным, торжественным и экстренным случаям, когда необходимо принять общее решение или выяснить мнение большинства. Контролируют чистоту и дисциплину отрядов.
Боярин (капитан лагеря) выбирается и руководит работой всех Княжеств и работой летучки.
Окольничие (капитаны отрядов) выбираются жителями Княжеств и утверждаются Думными дьяками.
Княжествам на организационных сборах в начале работы летнего оздоровительного лагеря раздаются Приказы и назначаются ответственные по направлениям:
Советники «жильцы» – ответственные за здоровый образ жизни и спортивную жизнь.
Советники «стольники» – ответственные за чистоту и порядок в Царстве.
Советники «дворяне московские» – ответственные за организацию досуга, подготовку к княжеским мероприятиям и мероприятиям Царства.
Советники «боярские дети» – ответственные за информацию Княжеств о важных событиях, организуют оформление Княжеств.
Княжества избираются по направлениям на определенный срок. Сменяемость актива происходит еженедельно, что позволяет учить детей не только управлять, но и уметь подчиняться.
В лагере 7 отрядов – княжеств.
Формы и методы, используемые при реализации подпрограммы, выбираются с учетом возрастных особенностей детей:
– практический (игры-упражнения, ролевые игры, тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
– наглядный (изучение правил дорожного движения на макетах и схемах, демонстрация дорожных знаков и технических средств организации дорожного движения);
– словесный (инструктажи, рассказ, беседы, объяснение, разъяснения);
– методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
– методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Система стимулирования успешности и личностного роста
В лагере существует денежная система – “полтины”. За успешную работу ребята получают эти награды. Княжества, заработав некоторое количество денег, могут купить какие–либо товары на ярмарке, которая проходит в конце лагерной смены.
Каждое княжество ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего княжества и государства в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).
Каждый окольничий в последний день лагеря получает подарок – сюрприз и благодарственное письмо.
Формы организации работы в рамках программы
В каждом княжестве есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
– название княжества,
– девиз,
– достижения,
– поздравления,
– план дня.
Законы лагеря:
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг. Рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Помоги им, не забывай о них.
Закон свободы: можно все, что безопасно для тебя и других людей. Можно все, что не мешает окружающим.
Закон сюрприза: доброе слово и кошке приятно.
Закон хозяина: «Царство – Государство» – наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон «Люби свой край»: изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
Режим дня:
1. «В некотором царстве, в некотором государстве!» (прием детей).
2. «Богатырские потешки» (утренняя зарядка).
3. «В гостях у скатерти-самобранки» (завтрак).
4. «Зов глашатая» (линейка, объявление решений Боярской Думы).
5. «Игра – дело серьёзное» (игры, конкурсы и викторины).
6. «У наливного яблочка» (обед).
7. «Время волшебного помела» (уборка территории и помещения).
8. «У самовара» (полдник).
9. Свободные игры, подведение итогов дня.
10. «Дорожка к боярскому дому» (дорога домой).
Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение
1. Начальник лагеря – 1 человек.
2. Старшая вожатая – 1 человек.
3. Воспитатели – 11 человек.
4. Физ. инструктор – 1 человек.
5. Музыкальный работник – 1 человек.
6. Фельдшер – 1 человек.
7. Уборщик – 2 человека.
8. Повар – 1 человек.
9. Кухонный работник – 1 человек
Методическое обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение
В основе программы лежит следующая нормативная база:
Конвенция о правах ребенка, статьи 24, 26, 27, 29, 31.
Конституция Российской Федерации.
Закон РФ «Об образовании», статьи 50, 51,52.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004 г.).
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями от 21.03.2002г. и 22.08.2004 г.).
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г.).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральные государственные образовательные стандарты (2009 г.).
Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» (от 9 января 2012 года № 49).
Указ Президента РФ «О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» (от 3 марта 2011 г. №267).
Санитарно–эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы лагерей дневного пребывания – СанПиН 2.4.4.2599-10.
Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (от 05.10.2011 №795).
Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе « Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (от 11.01. 2006г. №7).
Закон РХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в РХ» от 15.02.2011 № 4-3 РХ; с изменениями в ст. 5 от 01.04.2010г № 11 – ЗРХ от 30.01.2013 г).
Постановление Правительства Республики Хакасия \”Об утверждении региональной программы \”Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, на 2012-2015 годы» (от 22.11.2011 №800).
Постановление Правительства РХ \”Об утверждении региональной программы \”Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 – 2014 годы)\” (от 22.11.2011 №794).
Постановление Администрации города Черногорска от 25.12.2012 №4427-п «Об утверждении муниципальной программы «Дети Черногорска» (2012-2015).
Постановление Правительства РХ «Об утверждении региональной программы развития системы отдыха и оздоровления детей в РХ» (2012-2014г) от 22.11.2011 № 794.
Приказ ГУО Администрации города Черногорска «Об организации отдыха детей и подростков в период летних каникул 2015г.) от 13.03.2015 № 247.
Соглашение ГКУ РХ УСПН города Черногорска о сотрудничестве и совместной деятельности.
Договор на оказание услуг по организации питания школьников в лагере с дневным пребыванием.
Положение о лагере дневного пребывания на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Приказ директора «об организации лагеря с дневным пребыванием» от 07.04.2015 г.
Должностные инструкции.
Инструкции по ПБ, ТБ и охране труда.
Экспертное заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам представляющих потенциальную опасность для человека видов деятельности, работ и услуг.
Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Штатное расписание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9».
Программно–методическое обеспечение
1. Комплексная краткосрочная историко–патриотическая программа «Путешествие в Царство – Государство».
2. Комплексный календарно-тематический план (сетка) смены – сюжетно–ролевой игры – «Путешествие в Царство – Государство».
3. Планы работы отрядов (групп по месту проживания).
4. Планы работы воспитателей, вожатых.
5. Программы работы детских творческих объединений дополнительного образования детей.
6. Карта диагностических методик.
7. План физкультурно-оздоровительной работы и массовых мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря).
8. План профилактической работы, участия в летних республиканских профилактических акциях.
9. Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены.
10. Подборка положений о международных, всероссийских и др. детских творческих конкурсах, фестивалях и др. в соответствии с тематикой смены и календарем знаменательных и памятных дат.
11. Режим жизнедеятельности лагеря.
12. Должностные инструкции педагогического персонала.
Механизм реализации программы
Реализация программы включает в себя три основных этапа.
Механизм реализации программы предполагает разработку схемы управления программой и проектирование этапов реализации программы:
1. Подготовительный этап
Цель: мотивация педагогов и знакомство с программой летне-оздоровительного лагеря.
1. Формирование пакета нормативно-правовых документов;
2. Комплектование кадрового состава;
2. Организационный этап
Цель: Сплочение коллектива, выявление лидеров.
1. Знакомство детей с территорией лагеря, едиными педагогическими требованиями.
2. Оформление отряда, составление плана деятельности отряда.
3. Диагностика интересов, потенциала лидерских, организаторских, творческих и других способностей детей и подростков.
4. Формирование органов самоуправления.
5. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями.
3. Основной этап
Цель: реализация содержания программы в течение летнего сезона.
1. Этап знакомства ребят с руководителями и участниками проекта, тематикой и основными задачами предполагаемых исследований; принятие правил лагеря; выявление интересов детей,
2. Основной период
3. Приобщение к ЗОЖ. Реализация отрядной и лагерной программ.
4. Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов самоуправления.
5. Корректировка ценностно–мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий.
6. Разворачивание деятельности образовательных и иных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Их включение в различные виды коллективно – творческой деятельности (привлечение в различные объединения: кружки, студии, секции, тематические казачьи площадки и др.).
7. Проведение тематических дней, ролевых, деловых игр, игр – приключений, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы центра и игровым замыслом.
8. Показ детских достижений через различные традиционные и нетрадиционные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, трудовые акции и др. Показ знаний, умений и навыков, полученных в работе творческих объединений.
9. Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.
4. Заключительный этап
Цель: Подведение итогов летней занятости детей и подростков, анализ работы и перспективы.
1. Итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений.
2. Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и лидеров.
3. Анализ предложений и рекомендаций, поступивших от детей. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.
4. Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка о последующем участии (или отказе) в тематической смене.
5. Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.
Механизм оценки эффективности реализации программы
Критерии эффективности реализации программы
Оценка программы детьми осуществляется с помощью:
– анализа дня на Зов глашатая (совет дела);
– ВЕЧЕ (отрядные вечерние «огоньки»);
– анализа основных дел и мероприятий отряда при подведении итогов открытия «Царства-государства» на Зов глашатая (органы самоуправления отрядов);
– анализа организационного, основного и итогового периодов на Зов глашатая (орган самоуправления лагеря);
– фиксации результатов по итогам участия в открытии «Царства-государства» в Царской книге летописи (альбоме – летописи лагеря);
– оформления цветограмм, забора откровений и др.;
– проведения входящего («Знакомство») и итогового («Мои впечатления о жизни в лагере дневного пребывания) анкетирования (см.приложение);
– обсуждения результатов на Совете учреждения школы
Оценка программы родителями отслеживается с помощью:
– анкет;
– оформления записей в книге отзывов и предложений;
– обсуждения результатов на Совете учреждения школы.
Реализация оценки программы педагогическим коллективом:
– ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей и вожатых;
– анализ образовательных программ (дополнительное образование);
– анкетирование;
– обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;
– участие педагогов в республиканских и др. научно – практических конференциях, семинарах – практикумах;
– публикацию статей из опыта работы по реализации программы в различного рода научно-методических журналах;
– обсуждение результатов на Совете учреждения школы.
Основные показатели – отзывы самих детей и их родителей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в конкретном виде деятельности.
Возможные риски
1. Отсутствие необходимого опыта работы у педагогического коллектива (имеет место смена педагогического состава) в организации смены с ученическим самоуправлением по тематике Царства-государства и недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах истории и культуры могут вызвать сложности в создании эффективных организационно-педагогических условий для проведения смены.
2. Отсутствие взаимодействия заинтересованных сторон, социума по созданию эффективных организационно–педагогических условий для проведения данной тематической смены.
3. Низкий уровень заинтересованности в участии в смене со стороны детей.
4. Недостаточный уровень финансирования и низкая мотивация социума на поддержку тематической смены могут вызвать затруднения в выполнении некоторых условий реализации программы.
Способы коррекции рисков
Грамотные организационно-управленческие действия со стороны администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», педагогического коллектива и Совета учреждения школы при поддержке Администрации и Управления образованием г. Черногорска помогут минимизировать возможные риски и обеспечить:
– обучение педагогического коллектива организации деятельности в соответствии с принципами ученического самоуправления;
– целенаправленность и чёткость совместной деятельности всех вышеназванных заинтересованных сторон по созданию эффективных организационно – педагогических условий для проведения данной тематической смены;
– мотивацию детей через выборную программу и наградную систему – “полтина”;
– мотивацию социума к организационной и финансовой поддержке смены через общелагерные мероприятия.
Заключение
Данная программа составлена на основе общелагерной программы. Лагерь по программе работает третий год. За это время сложилось немало традиций. Педагогический коллектив лагеря работает над развитием гуманизации отношений, демократизации жизни коллектива и на этой основе – формированием у детей готовности к участию в управлении обществом.
Живя в «Царстве – государстве», в своем княжестве дети вживаются в свои роли. Учатся сами планировать, организовывать свою деятельность, участвовать в решении вопросов жизни отряда и всего лагеря дневного пребывания, пробовать себя в различных видах деятельности, неосвоенных ранее. Используя самоуправление, ребята могут попробовать себя в различных социальных ролях, накапливают опыт общения. Любимые детьми конкурсы, игры, спортивные соревнования в измененном виде проводятся каждый год. В конце смены происходит обмен заработанных за сезон «полтин» на нужные ребенку товары, преодолевающим себя детям вручаются грамоты. Педагогический коллектив лагеря видит свою роль в том, чтобы формировать активную жизненную позицию учащихся, развивать их коммуникативные и организаторские способности.
Литература
1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. – Что делать с детьми в загородном лагере, – М.: 2009 г.
2. Астахов П. «Я и государство», М, 2009г
3. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, – М.: «5» за знания, 2008 г.
4. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
5. Пашенцев Д.А. «История государства и права России» 2010г
6. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, – О.: «Детство», 2007 г.
7. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, – О.: «Детство», 2009 г.
8. Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2007 г.
9. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Елена Наумова,
Татьяна Баранова,
учителя начальных классов средней школы №9 города Черногорска Республики Хакасии
В прикрепленных файлах:
Информационная карта программы
Приложения
Материально-техническое обеспечение
Фото Игоря Логвинова
Комментарии