Уже больше года на территории Красноярского края действует проект «Информатизация системы образования (ИСО)». В учительской среде стали привычными аббревиатуры ММЦ (межшкольные методические центры) и РКЦ (Региональный координационный центр), в школы пришло огромное количество компьютерной техники, цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), виртуальных лабораторий. Но что в результате всего этого получили наши дети? Стало ли им интереснее учиться, или, напротив, на них упал тяжкий груз дополнительных занятий? И они вынуждены выполнять то, что придумали учителя?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, предлагаю совершить уникальное путешествие по Красноярскому краю, заглянуть в ММЦ и школы, поговорить с учителями и их учениками.
Первая остановка в методическом центре Новоселовского района. Заходим в чистое, уютное здание, где нас радушно встречает руководитель – Александр Павлов.
– Александр Николаевич, некоторые педагоги считают, что основное предназначение ММЦ – обучение педагогов ИКТ-грамотности. Так ли это? Означает ли это то, что наши педагоги безвозвратно отстали от своих учеников, плетутся за ними где-то в разряде аутсайдеров?
– Это верно лишь отчасти. На первом этапе в качестве одной из составных частей учебной программы мы выбрали ликвидацию компьютерной безграмотности. Ведь без этого нельзя говорить о дальнейшем продвижении информатизации образования вообще. Если педагог боится нажать «не ту кнопку» на клавиатуре, о каких тут ИКТ может идти речь? Однако этот первый этап уже позади. Но наши педагоги не остановились, они пошли дальше. Мы гордимся тем, что учителя, которые постоянно сотрудничают с нами, показывают хорошие результаты и реализуют авторские идеи не только у себя в школе, но и на районных и краевых мероприятиях. Более половины наших выпускников не побоялись выйти, как говорится, «на край» и «на район», чтобы показать, чему они научились, и услышать предложения и пожелания коллег.
– Но наравне с учителями вы обучаете директоров школ. Зачем им все это нужно?
– Директора школ на самом деле были первыми, кто прошел обучение в нашем центре. Почему именно они? Потому что директор школы должен первым понять, какие изменения уже происходят в системе образования, и мотивировать своих педагогов на принятие этих изменений. Только после этого можно начинать обучение учителей.
…Что ж, лед, как говорится, тронулся. И это уже видно по первым результатам. Благодаря обучению на базе методцентра многие директора школ Красноярского края (в частности, Новоселовского, Большемуртинского, Курагинского районов) задались целью приобрести необходимую технику, чтобы их учителя могли проводить уроки по-новому, а эффективность обучения повысилась. После посещения курсов ММЦ рядовые преподаватели стали гораздо активнее приобретать компьютерную технику себе домой.
Наконец, настал момент, когда результаты обучения взрослых начали сказываться и на их учениках. За последний год в крае увеличилось количество детских школьных команд, принимающих участие в дистанционных олимпиадах, в российском фестивале «Умник». Многие детские творческие работы, представленные на городские, краевые и российские конкурсы, заслужили высоких оценок.
Но об этом лучше послушать самих детей.
Итак, мы в школе № 170 Зеленогорска. В апреле 2006 года ученики 5-го класса приняли участие в краевом экологическом фестивале «Пусть всегда будет солнце!», где в номинации «Сто слов о птице» их книга «Что птицы дали человечеству» была удостоена 1-го места. И не случайно, ведь книгу эту они создавали в течение всего учебного года, причем работали над ней не только сами дети, но также их родители и учителя.
Интересно, какие впечатления остались у ребят от участия в этом проекте?
«Как мы много работали над этой книгой и с каким усердием рисовали иллюстрации! Сколько выходных мои родители провели со мной и моими одноклассниками в лесу, чтобы помочь нам сфотографировать нужных нам птиц! И вот наша долгая работа дала свои результаты».
Даша ЛАДЫЖСКАЯ
«Я с удовольствием рисовала рисунки в эту книгу, хотя не совсем представляла себе, как они вдруг там окажутся. Но наша учительница Наталия Юрьевна научила нас сканировать изображения. Иногда она волновалась и куда-то звонила, чтобы уточнить, правильно ли она объясняет нам. Мы учились вместе. И в результате все получилось очень здорово!»
Юлия БОЙКО
«Мне очень понравилось участвовать в проекте, ведь в нем принимал участие весь класс. Каждый внес свой вклад: кто-то нарисовал рисунок, кто-то написал стихи, кто-то выступил с презентацией на фестивале. Я вот, например, рисовала птиц. Интересно было наблюдать за созданием книги – от черновиков до цветного издания».
Настя ТЕТЕРИНА
Можно добавить, что в том же 2006 году Настин сборник рассказов о животных, созданный на компьютере, занял 1-е место в городском конкурсе «Зеленогорский пегасик»! Иллюстрации к своим рассказам Настя, разумеется, рисовала сама.
В этом году ребята планируют создать компьютерный настольный календарь школьника, куда войдут детские стихи о природе и иллюстрации к ним.
Ученикам Советского района города Красноярска с учителями повезло не меньше. После обучения на курсах в ММЦ и Красноярском институте повышения квалификации их педагоги во главе с четой Малеевых – Олегом Николаевичем (заместителем директора по информатизации школы №22) и Еленой Геннадьевной (учителем математики и МХК)- решили создать школьную видеостудию «Поиск». Прошел всего год, а ребята с видеокамерами уже стали привычными на всех школьных мероприятиях.
Впрочем, подробнее об этом рассказывает «школьный корреспондент» ученик
10-го класса той же школы Красноярска Роман Ляшко.
– На занятиях видеостудии мы учимся профессиональному монтажу, искусству видеооператора, режиссера, сценариста и телерепортера. Занятия длятся 2 часа. Не все мы успеваем все сделать сразу, поэтому многие забирают недоделанные работы домой. Впрочем, те, у кого нет своего компьютера, всегда могут прийти в класс и посидеть над проектом в свободное время.
Коллектив видеостудии очень сплоченный, поэтому нам вместе легко работать. Всех объединяют общая цель, идея какого-нибудь очередного проекта. Бывают споры, но это все отражает наши разные точки зрения на то, как лучше подать тот или иной материал. В итоге же мы всегда находим одно общее решение.
– А чем ваша студия занимается именно сейчас, какими проектами и каковы ее планы на будущее?
– Мы ведем сразу несколько направлений одновременно. Во-первых, это традиционные еженедельно выходящие школьные новости, в которых мы освещаем все самое яркое и интересное, что происходит в нашей школьной жизни. Во-вторых, продолжающаяся уже несколько лет работа над проектом «Ергаки». Мы уже два лета подряд вместе с нашими руководителями выезжаем в этот живописнейший район Западных Саян, отсняли там прекрасный материал и теперь на его основе монтируем целую серию видеороликов под общим названием «Саянская жемчужина». В-третьих, проект «Вахта памяти», в рамках которого мы записываем встречи, интервью с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий в Афганистане. В-четвертых, проект «35-летию Советского района посвящается» – об истории нашего района и КрАЗа. Также можно назвать проект «Шаг к мечте» – о клубе «Юный авиатор», которым руководит бывший военный летчик Антипов Анатолий Петрович, и многие-многие другие.
…Кстати, в ноябре 2006 года сборная команда школ Советского района приняла участие в Днях открытых дверей, проводимых красноярским РКЦ. В результате на видеостудии был создан фильм «Проект ИСО глазами детей и взрослых».
Можно сказать, ребятам крупно повезло. Они имеют возможность воплотить в жизнь свои творческие идеи. И кто знает, может быть, из дверей этого заведения выйдут те, кем сможет по достоинству гордиться Россия.
А ученики красноярской школы №143 для своих видеопроектов активно используют приборы, казалось бы, никак не связанные с этим родом деятельности. Незаменимым помощником ребят при создании документальных фильмов стал… цифровой микроскоп. После демонстрации опыта с моющим средством «Доместос», где ребятам удалось показать, как за считанные секунды микроб «складывает лапки» и умирает, ученики этой школы «выдали на-гора» еще несколько поучительных сюжетов. Впору собственную рекламную кампанию открывать!
И это не говоря уже о том, что ребятам по плечу смастерить любого робота, подчиняющегося их приказам, автомобиль, который ездит по заданной траектории, и даже… электронную муху! Сейчас команда данной школы готовится к региональным соревнованиям по робототехнике.
Да, что ни говори, все-таки интересная жизнь у наших школьников!
Часто ребята, увлекшись какой-либо деятельностью, не замечают, что их обучение уже вышло за рамки школьного времени. Так, например, в Ужурском районе постоянными стали летние и зимние выездные школы. Попасть в них не легко – от желающих отбоя нет. Удостаиваются поездки только самые лучшие, зарекомендовавшие себя во время обучения на дистанционных курсах, которые ведутся в районе с 2005 года. В рамках этих школ ребята овладевают новыми технологиями – создают электронные газеты, монтируют анимационные ролики, снимают увлекательные юмористические сюжеты о школьной (и не только!) жизни, программируют и делают еще много интересного и увлекательного.
Вот что говорят они о днях, проведенных в данной школе:
«Никогда не знал, что во мне скрыты возможности программиста. Есть все основания задуматься об этом при выборе профессии».
Вадим СУДИЛОВСКИЙ
«Создавать мультфильмы так увлекательно! У моей мамы скоро день рождения. Я надеюсь, что анимационная открытка, которую я сделала своими руками, порадует ее».
Елена ФОМЕНКО
Наше путешествие подходит к концу. Последний штрих – опрос детей города Енисейска, проведенный в совершенно «неформальной» обстановке – просто на улице. Им был задан один вопрос: «Изменилось ли что-нибудь в вашей школе с точки зрения использования компьютеров?»
«Да, уроки изменились. Теперь мы работаем в группах с использованием компьютера. Сегодня, например, на химии были в «виртуальной лаборатории». Я все поняла, хотя, признаться, сам предмет не особо люблю».
Ксюша МАХИНОВА, 10-й класс
«Однажды на уроке мы работали на компьютерах, было очень интересно. Мы получили хорошие оценки. Нам бы очень хотелось, чтобы таких уроков было больше!»
Группа пятиклассников
«Наша учительница Любовь Владимировна почти каждый урок проводит с помощью компьютера. То презентацию интересную смотрим, то тесты на компьютере решаем. Когда она все успевает? Вчера мы слушали пение птиц и должны были выбрать картинку с птицей. А если мы ошибались, программа сигнализирует об этом, просит нас подумать еще. Это так здорово!»
Лена БЕГУН, 4-й класс
…Что можно сказать напоследок? Как минимум, то, что проект ИСО встретил однозначную поддержку на всех уровнях – от учеников и родителей до учителей и руководителей всех уровней.
Юлия ЗАЛЕГА, заведующая лабораторией информационных образовательных ресурсов
Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования
Комментарии