Цель: дифференциация звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, предложениях.
ЗадачиОбразовательные:- учить различать и правильно произносить звуки [ж], [ш] изолированно, в словах, предложениях;- учить детей давать артикуляционную характеристику звукам [ж], [ш].Развивающие:- развивать фонематический слух и восприятие;- развивать мелкую и общую моторику;- формировать навыки связного высказывания;- развивать внимание, зрительную память, ассоциативное мышление.Воспитательные:- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;- воспитывать умение работать в коллективе, сопереживать и оказывать помощь окружающим.Оборудование: сундук; игровые персонажи (змея, жук); говорящая ручка «Знаток» (Бахметьев А.А.); «Коврограф» (Воскобович В.В.); квадратики 4х4 коричневого и желтого цветов (по 7 штук) с материалом, закрепленным за звуками [ш], [ж] на основе ассоциативных связей; половинки «игровизоров» (Воскобович В.В.), маркеры, мини-коврики, цветные веревочки, палочки по количеству детей; картинки c материалом для самопроверки; 6 ключей; дощечки для пальчиковой гимнастики по количеству детей; авторские информативные теремки звуков и букв (ш, ж), «Лабиринты звуков [ш], [ж]»; цветные квадратики для формирования ассоциативных связей.Ход занятияI. Организационный моментПедагог. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам с планеты звуков прилетел робот Космик. Он умеет говорить и передавать информацию с помощью волшебных точек. Внимание! У Космика есть для вас информация.Космик (говорящая ручка). Приветствую вас, земляне! Я ищу своих друзей. Злой волшебник похитил их и спрятал в сундук. Мне нужна ваша помощь.Педагог. Я где-то видела здесь сундук.Дети. Вот он.Космик. Да, это он. (Говорящая ручка издает звуки «жжжжж», «шшшшш».) Вы догадались, кто мои друзья?Педагог. Сейчас подумаем. Ребята, кто умеет шипеть? Кто умеет жужжать?(Дети отвечают.)Космик. В сундуке – мои лучшие друзья: змея Шушша и жук Жужжик. Спасите моих друзей!Педагог. Конечно. Cейчас мы откроем сундук и выпустим Шушшу и Жужжика. (Сундук закрыт на замок). Что же делать? (Читает записку на сундуке.) «Сундук откроется, если каждый из вас получит ключ, выполнив задания. Ключи непростые, в каждом спрятано секретное слово, его необходимо запомнить». Мы отправляемся на планету звуков, где живет песенка жука и песенка змеи. Как поет песенку жук? (Жжжжж.) Как шипит змея? (Шшшшш.) Давайте вспомним, какое положение занимает наш язычок при произношении этих звуков.Дети. Язычок «чашечкой» поднимается вверх.II. Основная частьПроизношение звуков изолированноПедагог. Итак, первое испытание: «Пройди лабиринты». Выполнив его, мы получим ключ. Надеваем на указательный пальчик кольцо (картинка «жук», картинка «змея»). Перед нами два лабиринта: жука и змеи. Команда жука, постройтесь друг за другом. Команда змеи, постройтесь. Лабиринты проходим так (показывает): ставим пальчик на начало дорожки, ведем его и длительно поем «жжжж», «шшшш». Космик отдаст ключ тому, кто лучше всех будет жужжать или шипеть.Дети проходят лабиринты.Педагог. Космик отдает ключ (звучит имя ребенка), и в нем спрятано слово «жираф» (слово воспроизводит говорящая ручка). Какой цветной квадратик поможет тебе запомнить слово «жираф»? (Ребенок выбирает пятнистый квадратик.) Почему?Ребенок. Он пятнистый, как жираф.Педагог. Прикрепим подсказку-квадратик на ключ. Оставим колечки в лабиринтах. Вот мы и на планете звуков. Вы хотите узнать, где живут звуки?Дети. Да.Педагог. Для этого мы превратимся в длинную змейку: положите руки друг другу на плечи. И мы «пошуршали» к теремочкам, где живут звуки.Произношение звуков в словах, предложениях; обучение грамоте, работа по формированию ассоциативных связейПедагог. А вот и теремочки. Давайте присядем: так удобней их рассматривать. На этой планете звук можно не только увидеть с помощью цвета, но и потрогать. В каком по цвету теремке живет звук [ж]?Дети. В желтом теремочке.Педагог. Возьмите желтый квадратик, положите на ладошку, как я. Закройте глаза, проведите пальчиком по квадратику и представьте, что вы трогаете звук [ж]. На ощупь он похож на…Дети. На иголки ежа, на щетку…Педагог. А я думаю, он похож на твердую спинку жука. Я открою вам секрет. На этой планете змея очень любит все шоколадное, а значит, и шоколадный цвет. Вы догадались, в каком по цвету теремочке живет звук [ш]?Дети. В теремочке шоколадного цвета.Педагог. Возьмите квадратик, проведите пальчиком и представьте, что вы трогаете звук [ш]. На ощупь он похож на…Дети. На шероховатую, шершавую дорожку, на шкурку киви, на асфальт…Педагог. Космик решил за интересное сравнение вручить ключ (звучит имя ребенка), и в нем слово «шуба» (слово воспроизводит говорящая ручка). Возьми квадратик, который поможет тебе запомнить это слово, и прикрепи на свой ключик. Следующее испытание. Выберите картинки с «песенкой» жука и змеи и поставьте около теремков. Вы можете проверить себя, проведя пальчиком по обратной стороне картинки.Ребенок. У меня на картинке шапка, в этом слове звук [ш].Педагог. Проверь себя.Ребенок (проводит пальчиком с обратной стороны картинки). Да, звук [ш]. Поставлю картинку около теремка шоколадного цвета.Педагог. А теперь соревнование звуков. Придумайте слова со звуками [ш] и [ж]. Каждое придуманное слово – это фишка нужного цвета. Начали.Дети. Жакет. Желтая фишка.Педагог ставит фишку под теремком звука [ж] и т. д.Педагог. Сколько слов мы придумали с «песенкой» змеи? Посчитай. Обозначим это число цифрой… (Ребенок ставит нужную цифру.) Сколько слов мы придумали с «песенкой» жука? Какую цифру мы выберем для обозначения этого числа? Какой звук одержал победу? Космик отдает ключ (звучит имя ребенка) за самое длинное слово. В ключе слово «снежинка».Пальчиковая гимнастика с опорой на тактильную чувствительностьПедагог. Все жители планеты звуков делают зарядку для пальчиков. Я научу вас делать такую зарядку. Занимайте места в нашем космодоме. Возьмите дощечку с «песенкой» жука и змеи. Положите ее так, чтобы красная полоса находилась внизу. Правая рука – «песенка» жука, левая – «песенка» змеи. Чья песенка звучит, та рука и работает. Начали… (Дети действуют совместно с педагогом.)Жа-жа-жа – мы погладили ежа,Ша-ша-ша – мама моет малыша,Жу-жу-жу – побежим скорей к ежу,Шу-шу-шу – Маше я письмо пишу.Педагог. Космик решил отдать ключ (звучит имя ребенка), и секретное слово – «пижама». Какой квадратик поможет тебе запомнить слово «пижама»?Ребенок. Квадрат с цветочками.Педагог. Почему ты выбрал(а) этот квадратик?Ребенок. Он похож на мою пижаму.ФизкультминуткаПедагог. Мы уже долго путешествуем, устали, пора восстановить силы.Дети выходят «на полянку» и выполняют упражнения (см. таблицу).На планете дивный лес, Шаги на местеВ нем полным-полно чудес. Наклоны впередНад цветами жук летитИ тихонечко жужжит. Руки вверху, наклоны вправо-влевоКрылья он расправил смело,По плечу любое дело. Руки на плечи,круговые движения А в траве шуршит змея,Очень длинная она. Присесть, руки вперед,изображаем змею,руки в стороныВот так чудо-чудо лес! Встать, руки вверх, хлопкиРазвитие графомоторных навыков, творческого мышленияДети с педагогом возвращаются в космодом.Педагог. Песенки Шушши и Жужжика живут в буквах. Это буква Жужжика (показ), а это буква Шушши. Возьмем космовизор, супермаркер (показ) и обведем букву по контуру. Кто быстрее справится, тот и получит следующий ключ. Ключ и секретное слово получает (звучит имя ребенка).А сейчас Космик хочет посмотреть, какие вы дружные ребята и как вы умеете помогать друг другу. Космик дает мини-коврик Ване и Саше, Оле и… Положите коврик перед собой. В этом задании ключ получат те ребята, которые быстрее всех изобразят букву на коврике волшебными веревочками, палочками, кружочками, лежащими в коробочке.Дети выполняют задание.Педагог. Космик, в этом задании победили Ваня и Саша… Они получают ключ. Но у Вани есть ключ, а у Саши нет. Что же делать? (Дети предлагают варианты решения проблемы. Ваня отдает ключ Саше.) А в ключе секретное слово «мышка». Какой по цвету квадратик подойдет к слову «мышка»?Ребенок. Этот. Мышка серая и пушистая.Педагог. Теперь мы можем открыть сундук. (Возвращаются к сундуку.) Приготовьте ключи. Как же открыть сундук? Космик, подскажи!Космик. Замок откроется, если вы назовете все секретные слова и проговорите их в волшебный микрофон.Педагог. Посмотрите на свой ключ. Квадратик поможет вспомнить ваше секретное слово. Слова называем громко. Вы готовы?Дети произносят слова в «волшебный микрофон».III. Итог занятияПедагог (воспроизводит запись с помощью говорящей ручки). Космик, попробуй открыть сундук. (Сундук открывается.)Космик. Ура! Вы спасли моих друзей Жужжика и Шушшу. Спасибо, ребята! (Жужжание и шипение.)Педагог. Жужжик и Шушша тоже благодарят вас и вручают награду. По цвету угощения угадай, кто тебя угощает? Шушша, Жужжик и Космик остаются на планете звуков. А нам пора возвращаться в детский сад – попробовать волшебные угощения. До свидания!
Комментарии