Как помочь одаренным детям в их творческом развитии? Такой нелегкий вопрос решается в рамках проекта «Планета Будущего». С тех пор как в 2002 году проект стартовал, в нем приняли участие больше трех тысяч ребят, проявивших способности к наукам и искусству. Дети для участия в проекте отбираются в городах Московской области, лидирующих в научно-технической сфере, таких, как Королев, Дубна, Троицк, Ступино. Администрации более чем 20 городов участвуют в проекте, созданном по поручению губернатора Московской области при поддержке Московской областной Думы, Министерства образования Московской области, Комитета социальной защиты Московской области, Союза развития наукоградов.
Практическую реализацию проекта решили доверить профессионалам. Так, в качестве исполнителя был выбран Координационный центр социальной поддержки молодежи (КЦСПМ). Генеральный директор центра Наталия Сидорина, по образованию учитель биологии, много лет работала в школе, пионерских лагерях, что помогает ей сегодня лучше понимать все стороны, участвующие в проекте.
Проект «Планета Будущего» – это в первую очередь профильные смены, которые проходят на базе детских санаторных лагерей. Профиль смены может быть связан с естественными, гуманитарными науками, информационными технологиями, искусствами. Несмотря на это в каждой смене совмещается несколько направлений, важных при работе с одаренными детьми. Во-первых, в течение всей смены ребята осваивают компоненты дополнительного образования (психологического, лингвистического и информационно-технологического). Во-вторых, психологи и педагоги стимулируют личностный рост детей, их общение друг с другом, которое нередко у талантливых детей бывает затруднено. В-третьих, ребята получают навыки настоящей научной деятельности. Наконец, проводятся необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. Ведь по статистике практически 100% одаренных детей имеют проблемы со здоровьем.
Все эти компоненты объединяются в ролевой игре. Участники могут попасть в «Детскую академию наук», где каждый отряд превращается в лабораторию, а каждый ребенок – в аспиранта, который к концу смены стремится защитить научную работу и получить степень. Возможно путешествие на станцию «Вавилон-5», где каждый отряд представляет одну из рас Вселенной, которые воюют между собой, заключают союзы, организуют совместные праздники.
В ходе смены ребята занимаются научно-экспериментальной работой, которой руководят профессора, преподаватели вузов, учителя-новаторы и победители конкурсов. Для спецкурсов и практических занятий они выбирают темы, которые интересуют ребят, но на которые не хватает времени в школе, например физика песка, алхимия, экология моря, веб-дизайн, история происхождения слов. В течение 21 дня каждый ребенок проводит небольшое научное исследование.
Остается нерешенным один весьма сложный вопрос. Как определить степень одаренности? Как выделить одаренного среди массы школьников? Сегодня критерием отбора служит активное участие в жизни школы, профильных олимпиадах и конкурсах. Но организаторы стремятся создать независимую систему отбора – свой собственный конкурс, такой, чтобы проявить себя смогли бы даже самые застенчивые.
Наши размышления подтверждает Наталия Сидорина: «К слову «одаренность» нужно относиться очень осторожно, – говорит она. – Ведь часто те успехи, которые демонстрирует ребенок, – это не только природные способности, а еще и большая работа ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы поставить ребят в условия, в которых они смогли бы осознать себя как талантливого и способного, нужного городу и области человека. Это невозможно на олимпиаде, где царит атмосфера страха и соперничества, где дети важны как представители определенной школы, района. Но это возможно в рамках профильной смены проекта «Планета Будущего», где царит атмосфера творчества и взаимодействия, где взрослые и дети выступают в роли коллег.
Комментарии