Задачи: повторить и систематизировать изученный материал по орфографии, подготовить учеников к контрольному диктанту, побудить пользоваться орфографическими словарями. Форма: игра-путешествие.
Подготовка к уроку
Перед началом урока дети, заходя в класс, опускают в «аквариум настроения» рыбок определенного цвета в зависимости от своего настроения и состояния, что позволяет учителю построить шкалу настроения, подобрать методы и приемы для положительного настроя и создания комфортной атмосферы.
Ход урока
1. Организационный момент. Положительный настрой на урок.
2. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Мы будем учиться видеть орфограмму, ту часть слова, в которой она находится, различать орфограммы, применять правила, используя разные способы проверки, алгоритмы, в том числе и рифмованные.
Сегодня мы с вами отправляемся на корабле «Пятерка» в космическое пространство Орфография.
3. Здоровьесберегающий метод «хохочущих фотографий».
Учитель показывает «хохочущую фотографию», в центре которой он сам, вокруг хохочущие ученики. Под влиянием «смеющихся» портретов у детей меняется восприятие самих себя, поведение, отношения с окружающими. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!».
Учитель: Давайте посмотрим на наш «хохочущий» экипаж. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными.
4. Старт.
Учитель: Зайдите на борт корабля. Надеть шлемы, пристегнуть ремни. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1… пуск!
5. Давайте сыграем с вами в игру «Хлопни в ладоши».
Цель: выделить на слух слова с нулевым окончанием.
Учитель быстро читает слова. Учащиеся хлопком отличают слова с нулевым окончанием.
Космос, Вселенная, космонавт, планета, Земля, астероид, комета, звезды, сплошь, галактика, вскачь, созвездие, вверх, солнце, облака, ураган, ветерок, корабль, повел.
6. Фонетическая зарядка.
Учитель: Центр управления полетом предлагает профонетироваться (индивидуальные задания, 5 человек по карточкам, 2 человека у доски).
Фонетический разбор слов:
1) звёздная 2) комета
[звоз – наiа] [кам’эта]
В это время весь класс выполняет синтаксический разбор.
7. Синтаксический разбор.
Корабль оторвался от земли и летит в открытое пространство.
(Повест., невоскл., прост., двусост., распрост., полн., ослож. однород. чл. )
8. Работа с текстом.
Учитель раздает листы с текстом.
– Ребята! Сейчас мы с вами в роли докторов. Лечить мы будем слова. Как у людей есть голова, руки, ноги, так и у слов есть части: приставка, корень, суффикс, окончание. Диагноз – правило. А что будет рецептом?
Дети: Проверочное слово.
а) Игра «Третий лишний». Вставь пропущенные буквы. Найди «Третий лишний».
Учитель: Как проверить безударную гласную?
– Какие способы проверки вы знаете?
а) быстро разв_валось;
хорошо прив_лось;
разв_валось по ветру;
б) к_рмить, н_чной, зап_х;
в) уд_вление, по_вления, пл_сать;
г) пос_дел с горя, зас_делся, заб_жал;
д) л_сной, л_сичка, стр_ла.
б) Игра «Спасательный круг».
Учитель: А сейчас представьте, кто-то станет тонуть в космическом море. Что может спасти?
Дети: Спасательный круг.
Учитель: Что будет спасательным кругом, если мы сомневаемся в написании безударной гласной?
Учитель: Используя тест, вы будете передавать по классу «спасательный круг», называя проверочные слова (устно) (см. рис. 1).
9. Мнемонические приемы запоминания.
Цель: облегчить процесс запоминания непроверяемых слов, устанавливая ассоциации.
Учитель: Впереди комета Узелки на память. Кто жители этой планеты?
Дети: Слова с непроверяемыми гласными и согласными.
Учитель: Что делать в случае встречи с ними?
Дети: Запомнить или обратиться к орфографическому словарю.
Учитель: На помощь нам придут мнемонические приемы. Запомним, устанавливая ассоциации.
Посмотрите на изображения (см. рис. 2). Например:
КОРЗИНА – пишется через О, забыли – загляните в корзину. Другие сюжеты:
ШОФЁР – вспомните форму руля и запишите слово правильно.
ПАЛАТКА – в этом слове будем писать букву, внешне напоминающую палатку.
ГАЛЕРЕЯ – пишется одна Л. Под крышей этого здания находятся картины. Первая Л явилась с крыши, второй взяться неоткуда.
АЛЛЕЯ – это дорожка, по обе стороны которой посажены деревья. Две буквы Л!
10. Цветочная поляна.
Дети выбегают по очереди к доске, срывают «цветы» из бумаги, на них словарные слова с пропущенными буквами. Класс записывает.
11. Рыбалка.
Задание: дети выбегают по очереди к доске, срывают «рыбку», на ней словарное слово. Ребенок называют слово. Класс проверяет по орфографическому словарю.
12. Релаксация.
Звучит космическая музыка.
Учитель: Закройте глазки. Примите удобную позу, расслабьтесь и постарайтесь представить, увидеть и почувствовать. Мы вылетаем в космическое пространство. Море звезд, планет, комет, метеоритов. Впереди – красная звезда. Весь негатив, все проблемы и переживания сбросьте на нее, чтобы они сгорели дотла. Не касаясь огня, мы движемся вперед. Впереди метеоритное облако, потрогайте, какое оно мягкое, пушистое, полежите на нем, почувствуйте его мягкость, воздушность. Справа – голубая планета. Почувствуйте свежесть и прохладу, которая исходит от нее. Легкий ветерок обдувает ваши лица. Слева – желтая комета. Она теплая. Почувствуйте ее тепло. Впереди – зеленая планета. Зеленый – цвет спокойствия. Вам легко. Вы не чувствуете тяжести, тревог. Ощущение полета бабочки. Чувство спокойствия и удовлетворения. Я буду считать от 5 до 1. Когда услышите цифру 1, откройте глаза.
13. Футбол.
Учитель: Мы на планете Согласных. Жители этой планеты любят играть в футбол, но делают они это руками. Посмотрите на свои листы с тестами.
Ваша задача поймать руками шар, назвать корень, слово, букву, которые вы вставляете, и проверочное слово.
а) (д/т) ло__ка, кла__, чу_кий, жи__кий, ре__кий;
б) (з/с) ре__кий, ни__кий, про__ьба, ука__ка, ре__ьба.
14. Выборочный диктант (с комментированием).
Задание: выбрать слова с непроизносимыми согласными. Выписать эти слова.
Прелес__ный, ус__ный;
напра__ный, дворня__ка;
здра__ствуй, ло__кий, чес__ный, мес__ный.
Учитель: Говорит радиоузел корабля «Пятерка». Отстегнуть ремни, всем встать.
15. Космическая физминутка. Гимнастика для глаз и шейного отдела.
16. Задание «В тетради Пети Двойкина».
Учитель: Впереди «звезда двоечников». Сделаем остановку?
На доске слова с ошибками.
Учитель: Побываем в роли учителей. Найдите ошибки и объясните их причины:
садился
паподание
пашёл
полоскать кота.
17. Минута смеха.
Учитель рассказывает смешные случаи на уроках.
Учитель: Весело на этом созвездии, но нам нужно отправляться в полет. Впереди – планета Мягкая.
Повторение обобщающей орфограммы «Ь после шипящих».
18. Самостоятельная работа. Мгновенная проверка.
Опережающее обучение. Знание на вырост (обобщающая орфография).
Задание: писать слова не нужно, по горизонтали проставьте цифры от 1 до 10. Я называю слова под соответствующим номером. Если нужен мягкий знак – пишите, нет – ставьте прочерк (см. рис. 3).
19. Взаимопроверка.
Учитель: Поменяйтесь листочками. Проверьте. Правильные ответы я продиктую. Выставьте оценки по системе оценивания.
Впереди – комета Окончаний.
20. Орфографическая дуэль.
К доске приглашаются два человека, им по очереди дают право «сделать выстрел» – объяснить написание Е в окончаниях глагола.
Борется, ходит, сеет, видит,
лепить, бреет.
Подводятся результаты дуэли.
21. Итог урока. Выставление оценок. Дифференцированное домашнее задание.
Учитель: Вы замечательный экипаж. Я ценю ваши усилия.
Наталья КИРЮХИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №5, Сызрань, Самарская область
а) св__ла (________ ) гнездо;
св__ла (________) с тропинки;
б) пол__скать котенка (_________);
пол__скать (____) белье;
в) прим__рение (______);
прим__рять (_________ ) костюм;
г) сп__шит (_______) на работу;
спиш__те (_____________) правильно;
д) ж__знь (________), ш__рокий (____), ш__ны;
е) б__льшой (______), подхв__тил (___________);
ж) ост__новка (_______), м__ленький _________);
з) н__бесный (__________), пр__лестный (_______);
и) цв__тной (__________), д__лёкий (___________).
Комментарии