На мой взгляд, самый трудный для ученика и учителя – первый класс. Педагогу приходится решать две задачи: как сплотить коллектив детей и как подружить со школой родителей. Подводя итог своей работе и работе своего класса, я организую праздник “Прощай, 1-й класс”.
Наконец наступает долгожданный день. В гости к ребятам приходят мамы, папы, бабушки, дедушки, младшие братья и сестры. Нарядные первоклассники под музыку входят в класс. Класс, где проводится праздник, украшен разноцветными шарами, к доске приклеены разноцветные буквы “Прощай, 1-й класс”. Все присутствующие были не только зрителями, но и активными участниками конкурсов. Итог празднику подвели приглашенные завучи. Каждому были вручены поздравление с окончанием первого класса и табель с итоговыми оценками.
Действующие лица:
Ведущий Маша
Саша Баба Яга
Резинка Двойка
Пенал Закладка
Карандаши (5 человек)
Мухоморы (4 человека)
Восклицательный знак
Старик-Боровик
Утята Книга
Линейка Дневник
Ручка Кисточка
Пятерка 2-й класс
Звучит песня “Взрослые и дети”.
Учитель: Дорогие ребята! Дорогие родители! Сегодня все мы немного волнуемся. Сегодня у нас необыкновенный день – прощание с первым классом. Совсем недавно наши дети переступили порог гимназии как настоящие ученики, теперь они выпускники первого класса. За это время они не только получали знания по русскому языку, математике, естествознанию, английскому и другим предметам, но и учились дружить и жить по правилам нашего родного класса.
Мы наш огонек зажгли,
Готовясь к сегодняшней встрече.
Наши мамы и папы уже пришли.
Добрый вечер! Добрый вечер!
Школьные годы чудесные
С книгами, с дружбою, с песнею.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто, никогда
Школьные годы.
Звучит песня “Здравствуй, школа”.
Мы смешными малышами
Прибежали в этот класс.
Нам Букварь с карандашами
Подарили в первый раз.
С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
Учиться, учиться
Идем мы в первый класс.
Все новое, все новое,
Все новое у нас.
Новую форму на себя надели,
Новенькая ручка в новеньком
портфеле,
Новые книжки, палочки для
счета,
Новые тетрадки, новые заботы.
Звучит песня: муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского “Чему учат в школе”.
Учитель: Разные школьные вещи помогали весь год ребятам: и линейка, и ручка, и карандаши, и резинка, и мел, и пенал, и дневник, и тетради, и книги. Но не всегда они у ребят были в полном порядке. И сегодня мы расскажем вам историю о девочке Маше и мальчике Саше, которые плохо обращались со своими тетрадками и книгами, и о том, что с ними приключилось.
Ведущий: Однажды Маша и Саша после уроков выполняли домашнее задание. Маша рисовала, а Саша писал. Тут Маше понадобился карандаш, она его взяла и тут же этот карандаш стал нужен Саше.
Саша: Это мой карандаш!
Маша: Ну и пожалуйста! (Маша бросила карандаш на пол).
Тогда и Саша бросил на пол Машину резинку. Дети стали ссориться, и вскоре все школьные принадлежности были на полу. Тут появляется Баба Яга.
Б.Я.: Ага, ссорятся (потирая руки), хорошо, а я потихоньку заберу все вещи.
Маша: Ты зачем забрала все?
Саша: Как же мы теперь будем выполнять домашнее задание?
Б.Я.: А зачем они вам, вы же все побросали. Если хотите вернуть свои тетради, то отправляйтесь за ними в страну Знаний в город Второклассный. (Баба Яга убегает).
Саша: Как же нам идти в школу с невыполненными уроками?
Маша: Надо идти в страну Знаний, в город Второклассный.
(Маша и Саша отправляются в страну Знаний в город Второклассный).
Звучит песня “Дорогою добра”, 1-й куплет, сл. Ю. Энтина., муз. М. Минкова.
(Входит Восклицательный знак с табличкой-указателем).
Воск. знак: Стойте! Куда вы собрались?
Саша: В страну Знаний, в город Второклассный.
Воск. знак: А знаете ли вы дорогу?
Маша: Нет, но нам очень нужно пойти туда. Баба Яга забрала наши тетради, карандаши, ручки.
Воск. знак: Тогда вам очень трудно будет найти ваши вещи. На пути вас будут встречать помощники злой волшебницы и сама Баба Яга. Готовы ли вы к испытаниям?
Маша и Саша вместе: Да!
Воск. знак: Ну тогда в добрый путь!
Звучит песня “Дорогою добра”, 2-й куплет. (Маша и Саша выходят из класса).
В это время ставятся елочки, появляются мухоморы и Баба Яга.
Баба Яга: Мухоморчики, голубчики, выручайте Бабу Ягу. Ах, вы мои любимые поганочки, остановите Машу и Сашу, задержите их, пока я заколдую их вещи.
Мухоморы: мы постараемся.
Танец мухоморов (после танца появляется Старик-Боровик.
Маша и Саша вместе: Здравствуй, Старик-Боровик.
Саша: Баба Яга все забрала! Правда, мы и сами в этом виноваты. Мы плохо обращались с ними.
Маша: Но мы больше не будем так себя вести.
Старик-Боровик: Ну если так, то я помогу вам. Баба Яга заколдовала все ваши вещи. Чтобы расколдовать их, нужно правильно разгадать загадки и отвечать на ее вопросы.
Появляется Баба Яга.
Баба Яга: А-а-а! Пришли? Ну слушайте мою первую загадку. Отгадаете, что я заколдовала, получите это, а нет, тогда возвращайтесь к себе домой.
Маша и Саша сами или с помощью зрителей отгадывают кроссворд или загадку.
Баба Яга (разочарованно): Угадали, забирайте их себе.
Выходят разноцветные карандаши.
Мы братишки дружные,
Человечки нужные,
Мы карандаши!
Только
Все мы хороши!
Мы братишки дружные
С острыми носами,
Человечки нужные –
Убедитесь сами!
Синий карандаш:
Синие ленты у девочек в косах.
Воротники у костюмов-матросок.
Желтый карандаш:
Я желтый человечек.
Раскрасить я могу Кувшинку,
одуванчик
И лютик на лугу.
Зеленый карандаш:
А я раскрашу елочку
И листья у осинки.
Надену я всем девочкам
Зеленые косынки.
Красный карандаш:
А красив ли красный цвет?
Да! – вы скажете в ответ.
Цветом я своим горжусь
И для ягод пригожусь.
Коричневый карандаш:
Братишки-медвежата
Под деревом лежат.
Я, карандаш коричневый,
раскрасил медвежат.
Звучит песня “Песенка братьев”. Сл. Ф. Лаубе, муз. В. Казенина.
Саша: Где же баба Яга? Пусть дает новое задание.
Баба Яга: Да здесь я, здесь. Слушайте задание. Прочтите, что здесь написано (Карточка у Бабы Яги со словами ЛАНЕП, АКДАЛКАЗ, АКЧУР, АКЧОТСИК)
пенал, закладка,ручка, кисточка.
Саша: Маша, что тут написано? Я не пойму!
Маша: Давай спросим у ребят и у взрослых, может, они знают?
(Зрители подсказывают).
Входят герои: Пенал, Закладка, Ручка, Кисточка.
Ручка: Буквы напечатанные.
Очень аккуратные
Буквы для письма я пишу сама.
Буквы держат друг друга
за ручки.
Пенал: В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
Закладка: Я красивая закладка
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай,
Где закладка, там читай!
Кисточка: Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом,
И не просто машет,
А бумагу мажет.
(Ручка, Кисточка, Пенал, Закладка остаются с Машей и Сашей)
Маша: Ох, устала я идти.
Путь далекий впереди.
Саша: Мы еще чуть-чуть пройдем,
У пруда и отдохнем.
Маша: Смотри, Саша, а там у пруда веселые утята играют и поют.
(Танец утят. Приходит Баба Яга).
Баба Яга: А-а-а! Танцуете?! Веселитесь?! Пойте частушки. (Топает ногой).
Маша и Саша обращаются к зрителям за помощью. Кто-нибудь выходит и поет частушки.
Баба Яга: Хороши частушки. Забирайте вашу книгу. (Появляется Книга)
Книга: Книга все тебе расскажет.
С ней беседа не наскучит.
Край родной тебе покажет
И любить тебя научит.
Звучит “Песня Пишичитая”. Сл. Е. Аграновича, муз. Е. Птичкина.
Баба Яга: Песня у них про Пишичитая! Я сейчас вам такую задачу задам, никогда не сможете дать на нее ответ. А не ответите, не отдам линейку. (Задача в стихотворной форме).
(Маша и Саша отвечают, если нужно помогают зрители).
Баба Яга: Получите линейку. (Выходит Линейка)
Линейка: Я – линейка,
Прямота – главная моя мечта.
Баба Яга: Чтобы получить резинку, ответ дайте: “Что тяжелее – 1 тонна ваты или 1 кг гвоздей?”
Дети отвечают.
Баба Яга: Ладно, резинка ваша. (Выходит Резинка).
Резинка: Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стерла я с листа.
Баба Яга: Ну а для того чтобы получить дневник, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте.
Проводится игра “Это я, это я, это все мои друзья”.
Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Баба Яга: Забирайте свой дневник.
Дневник: В дневнике заданье на дом,
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
На-ка, мама, подпиши!
Маша смотрит дневник: А где же Пятерки?
(Звучит музыка “Угонщица”).
Входит Двойка, впереди идет связанная Пятерка. Двойка поет.
Если спросят меня, где взяла,
Ты вот эту Пятерку красную,
Я отвечу, что угнала,
Как чужую машину девятку я.
Маша: А давай, Баба Яга, теперь мы задание давать будем. Кто с ним быстрее справится, Двойка или Пятерка? Если Пятерка справится первой, мы ее забираем.
Задание: Разрезать многоугольник так, чтобы получился квадрат.
Маша: Пятерка первая, давайте нам ее сюда.
Звучит песня “Учиться надо весело”.
(В это время укрепить надписи: “Страна Знаний”, “Город Второклассный”).
Маша: Смотрите, мы пришли в город Второклассный, страну Знаний.
Саша: И освободили своих друзей.
Входит Второй класс.
2-й класс: Я класс второй, и скоро мы встретимся с тобой. Ну а сегодня я дарю тебе медаль, друг мой!
Звучит песня “Мир похож на цветной луч”. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Поздравительное слово директору или завучам. Вручение почетных грамот отличникам, поздравительных и табелей об окончании 1-го класса.
Поздравление родителей.
Праздник завершают чаепитие, игры, танцы.
Татьяна АСТРАХАНЦЕВА,
учитель начальных классов гимназии им. А.С.Пушкина
Шахты,
Ростовская область
Комментарии