В 2008 году в системе Департамента образования было создано государственное бюджетное учреждение города Москвы «Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий». Организацию возглавил известный полярный путешественник Матвей Шпаро, рекордные экспедиции которого получили признание во всем мире. Более 20 лет Матвей Шпаро занимается воспитанием и развитием детей и подростков средствами активного туризма. Главная задача учреждения – сделать путешествия доступными для максимально большего числа молодых людей.
Каждый год «Лаборатория путешествий» определяет новые направления развития и не так давно представила новую концепцию проведения активных путешествий. Она называется СОЛ и расшифровывается как «Самостоятельность, Ответственность, Лидерство» – три важных качества, которые развиваются в детях благодаря участию в путешествиях и экспедициях.Концепция СОЛ – это не просто походы. Это структурированные образовательные мероприятия, в основе которых лежит серия контролируемых ситуационных задач и тренингов. Самое главное – включение участников в среду активного поиска и открытий. Самое ценное – опыт, который появляется во время путешествия. Абсолютно не важно, где проходит путешествие, важно его наполнение, отвечающее запросам и приоритетам, значимым для детей, родителей и школ.- Идея, реализуемая в рамках концепции СОЛ, – это наличие понятного и структурированного учебного плана, специально разработанного для каждого похода, – объясняет Матвей Дмитриевич Шпаро. – Во время любого путешествия в детях формируются социально значимые личностные качества, и если в походную жизнь гармонично вплести целенаправленные занятия на развитие этих качеств, то эффект многократно усиливается. Само путешествие – это нечто достаточно универсальное, а конкретное наполнение его формируется в зависимости от потребностей партнера-заказчика. На сегодняшний день у каждой школы есть свои запросы, с которыми она приходит в «Лабораторию путешествий». С учетом этих потребностей составляется «дорожная карта» работы. Сами потребности могут быть разными: среди учащихся есть дети с ОВЗ; в школе введено инклюзивное образование; есть дети, входящие в «группу риска»; необходимость создать дружный коллектив в конкретном классе.Многолетний опыт показывает, что в активном путешествии дети включаются в жизнь коллектива быстро и естественно. Непривычная обстановка помогает взглянуть на мир по-новому, дети лучше понимают трудности своих товарищей. Поиски правильных решений и работа над собой становятся жизненной необходимостью.В этом процессе нам особенно важна поддержка родителей. Они могут (мы просим их об этом) стать активными соучастниками воспитательных усилий. Родители приобщаются к нашим сообществам, узнают традиции, вступают в социальные сети, поддерживают ребят на протяжении маршрута.Известно, что на внутришкольном учете стоит немало ребят с так называемым девиантным поведением. Однако, каковы бы ни были причины поведенческих отклонений, педагоги единодушно признают, что предупредить развитие деструктивных личностных тенденций легче и правильнее, чем бороться с последствиями. Негативная энергия, скопившаяся в подростке, обязательно найдет выход. И самое лучшее – направить ее в «мирное русло», преобразовать в созидательную силу. Путешествия и приключения – вот идеальный, а зачастую и единственно правильный выход. Контролируемый риск, прохождение препятствий под руководством профессионалов, возможность для подростка доказать свое превосходство – все это «обеспечивает» путешествие, а естественность обстановки не дает ребенку почувствовать, что он «на исправлении».На помощь приходит школа, которая нам доверяет. С ней заключается договор о сотрудничестве, назначается ответственный педагог, который сопровождает группу детей в путешествии. Тем самым совместно со школой мы:- предлагаем решения по наполнению содержанием программ профилактики девиантного поведения, развития инклюзии, поддержки одаренных детей;- решаем психологические проблемы внутри коллективов;- формируем модель партнерских отношений между педагогом и учащимися; – повышаем авторитет школы в глазах родительской общественности;- создаем ситуацию успеха для каждого ребенка.ГБУ «Лаборатория путешествий» рассматривает любое путешествие – будь то выход в парк или лыжная экспедиция на Северный полюс – как набор событий, воспитывающих в участниках такие качества, как смелость, доброта, умение помогать и принимать помощь. Во всех наших мероприятиях мы проектируем специальную среду, которая помогает раскрыть потенциал участников, повысить самооценку, учит ценить товарищеские отношения. Возвращаясь домой из путешествия, дети успешно переносят свой новый опыт и навыки самостоятельности на городскую среду – дом и школу.Анастасия БЕЙМАНКОВА, главный специалист отдела организации проектов и мероприятий ГБУ «Лаборатория путешествий»
Комментарии