search
main
0

Путешествие десантников. или Три урока познания

В марте по инициативе зав. кафедрой психологии института повышения квалификации, члена правления Международной ассоциации развивающего обучения Ильи Яковлевича КАПЛУНОВИЧА в центральные и южные районы Новгородской области был выброшен «педдесант». Десантниками стали:

– Светлана Михайловна Казанина, преподаватель специальных дисциплин профессионального училища № 16 и учитель биологии СШ № 23, суперфиналист Всероссийского конкурса «Учитель года-2002»;

– Петр Петрович Корнилов, учитель физики в селе Марево, учитель года Новгородской области-1998;

– Виктор Александрович Зайцев, учитель русского языка и литературы из Пестовского района, победитель первого областного конкурса 1991 года.

Это уникальные люди, всегда готовые поделиться идеями. Их уроки вдохновили многих педагогов. Директор Коростынской школы (Шимский район) Анатолий Алексеевич Осипов на одной из перемен поделился своими печалями: «Учитель вынужден держать корову, посвящать уходу за ней немалое время, хотя мог бы в эти часы почитать методическую литературу. А село стареет, беднеет – нет средств для отправки учителей на семинары, курсы. Спасибо за возможность увидеть прекрасные уроки и поучиться у талантливых педагогов здесь, в райцентре».

В Старой Руссе одна из учительниц, собиравшаяся уходить из школы, после мастер-класса Казаниной, на котором Светлана показывала методику «Ключевое слово», решила порвать заявление. Достигшая потолка в традиционной методике, она вдруг ощутила бесконечность в методике развивающей. Очень захотелось реализовать увиденное самой и немедленно.

А десятиклассники села Медведь, добросовестно и активно отработав на первом уроке, несмотря на каникулы, решили не уходить домой. Кто-то спросил разрешения, а кто-то по-детски потихонечку решил «раствориться» в актовом зале большой учительской аудитории, чтобы посмотреть следующий урок. «Интересно же!» А потом несколько десятиклассников прорвались на занятие Петра Корнилова, хотя вообще-то оно было предназначено для одиннадцатиклассников.

В новгородской школе, перед началом уроков, оставив множество дел, появился председатель комитета образования области, профессор Владимир Николаевич Аверкин. После занятий он уединился с небольшой группой новгородских учителей года для обсуждения насущных проблем.

А завершилось путешествие десантников презентацией опыта работы первого на Новгородчине учителя года Виктора Зайцева. Собравшиеся педагоги познакомились с этапами его непростого пути к ребячьим душам, методическими находками, профессиональными секретами. После разговора и урока литературы для шестиклассников педагоги решили обратиться к руководителям образования с просьбой представить В.А.Зайцева к званию «Почетный работник» или министерской грамоте.

УРОК ПЕРВЫЙ: Неопалимая купина

Светлана Казанина вышла к десятиклассникам красивая, доброжелательная, уверенная. Ребята с любопытством ждали необычного урока биологии.

– Как вы считаете, существует ли на Земле бессмертный живой организм? Нет? Может, мы его просто не видели? Вряд ли? А чем вы руководствовались, отрицая это?

Десятиклассники притихли. А Светлана Казанина блестяще продемонстрировала в действии методику «ключевого слова», о которой журнал «Учитель года» писал в №5, 2003 г.

Ребятам очень понравился новый метод познания, и они решили со Светланой Михайловной тут же апробировать его на какой-нибудь сложной задаче.

Однажды, как рассказывает Библия, пророк Моисей пас овец в пустыне и увидел, что терновый куст горит огнем, но не сгорает. Горение куста продолжалось долгое время, но потом прекратилось. Куст остался неповрежденным. Возможно ли такое?

Ситуация напоминала интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Самыми активными в команде были Василий и Андрей. Появились две основные версии: «Куст цвел, но из-за плохого зрения Моисей подумал, что это огонь», «Цветение было непостоянным: бутоны то распускались, то сворачивались, поэтому он решил, что огонь прекратился», «Это были миражи в пустыне».

На первоначальном этапе горение в своем прямом значении ребятами отрицалось. На втором этапе на помощь пришла Светлана Михайловна со своей методикой. Ключевым словом в данном случае было «горение», и она спросила: что это такое? После обсуждения появились новые версии: «Один куст горел, а второй, неповрежденный, был сзади. Моисей его не заметил», «Горел кислород в листьях». Отталкивались уже от второй версии. Да, в пустыне горение вполне возможно. И с кислородом, и с температурой там порядок. Но если горел кислород, почему горение внезапно прекратилось? И, если кислород горел в самих листьях, почему листья остались неповрежденными?

К ответу все-таки пришли. Горели эфирные масла. Светлана Казанина рассказала, как ученые вырастили в специальных условиях подобный куст, который от жары мог загореться, но оставался невредимым после прекращения огня (процесса горения). Ученые обнаружили, что кустарник выделяет эфирные вещества, которые при высокой концентрации воспламеняются.

Светлана Михайловна была рада, когда в конце урока ребята стали сомневаться в невозможности бессмертия. В мире ничего нет однозначного, не стоит торопиться и категорично отрицать. Десятиклассники получили домашнее задание найти ответы на вопрос: можно ли человека сделать бессмертным? При этом Казанина предложила три варианта: спросить у своего учителя, сбегать в библиотеку, полистать журнал «Наука и жизнь» и запутаться в точках зрения разных ученых и, наконец, подумать самим на эту тему. Десятиклассники однозначно выбрали последний.

«Когда знаменитый французский ученый Рене Декарт открыл свою систему координат, то хвастливо заявил, что теперь он решил все задачи. Он отыскал универсальный метод для решения математических задач. С тех пор как я освоила универсальный метод обучения – методику «ключевого слова», я испытываю такую же эйфорию, которую, наверное, когда-то испытывал Декарт», – заключила Светлана Михайловна Казанина.

УРОК ВТОРОЙ:

Шапки бегают в бору

Тема занятия Виктора Зайцева была следующая: «Гласные Ы и И после Ц». Но тема не объявлялась: к ее формулировке дети должны были прийти сами.

– Если здесь прошла лисица, чей же это след?

– Лисицын!!!

Виктор Александрович подкидывал детям загадки, и они с готовностью выкрикивали версии ответов.

– Телятки-ребятки привязаны к грядке…

– Морковки!

– А если с пупырышками?

– Помидоры! – закричал чернобровый мальчишка, и весь класс подхватил: «Помидоры!..»

Почему-то слово с буквой «Ц» – огурцы – никому в голову не пришло.

– Без нее нельзя радисту!

– Коврик, сплетенный из соломы или тростника.

Здесь детишки вовсю предлагали «палас» и сами же смеялись над ответом.

– Если скрипка у сестрицы, это чей футляр?

– Спортсмену нужна хорошая…

«Подготовка», «тренировка», «умение», «ловкость», – кричали мальчишки, но хоть бы в одном слове была Ц!

– Место, где происходит это: «Выходят на арену силачи, не ведая, что в жизни есть печаль, они подковы гнут, как калачи, и цепи рвут движением плеча».

– Курица на улице, чей сыночек?

– А теперь самый лучший вопрос! Угадайте, что за шапки: меха целые охапки, шапки бегают в бору, у стволов грызут кору.

– Громкие аплодисменты – это о…

– Овация!

– Давайте поаплодируем друг другу!

Загадок было много, и оказалось вдруг, что все ответы есть на доске, стоило лишь открыть ее створки. Когда ребята старательно переписали все слова в тетрадь, Виктор Александрович задал вопрос, который для пятиклассника, с данной орфограммой не встречавшегося, вовсе не прост. Он требует анализа, обобщения и классификации.

– А что же нам позволило объединить эти слова в дружную семью?

Верный ответ пришел не сразу. Обобщить дети пытались по разным признакам: например, по частям речи. Сначала кричали, что это все существительные, а потом вдруг, когда Виктор Александрович просил задать вопрос к словам: «сестрицын», «синицын», поняли, что здесь иное… Пришла догадка: двадцать слов хитро скрывали в себе Ц.

Не стоит все правила разжевывать: дети – народ взрослый и умный. Если учитель искусно построит урок, ребята откроют правило сами и будут чувствовать себя Колумбами, гордыми и с немножко обветренными лицами.

УРОК ТРЕТИЙ:

Затаенное дыхание

Одиннадцатиклассники – народ возмужавший. С ними говорили о любви. Урок давал Петр Корнилов.

На уроках развивающего обучения коллизия должна возникнуть сама. Петр Петрович предложил разные темы, которым можно было бы посвятить урок. Ребята выбрали «проблему» определения степени влюбленности. Но ее нужно было решить, не забывая, что это урок физики.

– Физика начинается с формул. Могли бы вы вот так сразу написать формулу влюбленности? Это трудное задание, согласен, но в чем его трудность? Хорошо, дам задание полегче.

Петр Петрович выдал небольшие дощечки и шурупы и попросил шурупы ввинтить. Отверстий на дощечках не было. Девушки растерялись, но юноши не отчаялись: напрягли силушку и… загнали шурупы в дерево.

– В чем причина того, что шурупы не ввинчиваются?

– Они тупые!

– Дощечки плотные!

– Вы отвертку забыли выдать!

– Действительно, нет инструмента! А если бы он был? Чем отличается первое задание от второго? Давайте попробуем найти инструмент для написания формулы влюбленности.

Петр Петрович говорил о методах познания. Пользоваться одним из методов познания («ключевое слово») учила и Светлана Михайловна во время своего мастер-класса, на том же методе основывалась работа Виктора Александровича с малышами. Это был лейтмотив трех уроков.

С одиннадцатиклассниками говорить языком теоретических понятий было, конечно, проще. Они сами назвали такие методы познания, как наблюдение, обобщение, анализ и дифференциация, эксперимент.

– Вы пришли в Московский зоопарк, а там белая обезьяна, приковывающая все взгляды. Каким методом вы воспользуетесь, описывая ее поведение?

– Наблюдение!

– Ну что ж, давайте начнем наше познание с наблюдения. Понаблюдаем за поведением влюбленных людей…

В Медведской школе видеомагнитофона нет, и одиннадцатиклассники закрывают глаза, чтобы заработала память… Обычно Петр Петрович включает фрагмент фильма «Чужой билет».

Фрагмент заканчивается. Как же можно определить, что это влюбленные? Ребята говорят об улыбке, глазах, чувствах, но…

– Физика начинается не с чувств, физика начинается там, где начинаются измерения. Что можно измерить, когда влюбленные смотрят друг на друга?

– Блеск глаз!

– А что значит блеск глаз с точки зрения физики? Блеск глаз – это много света. А света много тогда, когда много отражения. Блеск, а также родственные ему «искорки в глазах» объясняются отражением световой энергии от сетчатки. В самом деле, свет лучится из глаз. Пользуясь микроэкспонометрами, можно определить освещенность глаз в сотых, тысячных долях люкса… Обозначим освещенность Е.

Хотелось бы дать возможность поразмышлять над этой формулой-загадкой и читателям. Если же азарта не появилось, читайте дальше.

Второй величиной выбрали время, продолжительность взгляда. Вспоминаю чье-то поразительное наблюдение: «Нет ничего интереснее разговора двух влюбленных, которые молчат…»

Третья величина – дыхание. Здесь возникло небольшое разногласие. Как показатель любви одиннадцатиклассники предложили учащенное дыхание. А Петр Петрович удивился: «А вам не кажется, что у влюбленных дыхание затаенное? Они почти не дышат…»

Тогда четвертой величиной стал учащенный пульс.

Влюбленные говорят почти шепотом. Поэтому следующей величиной выбрали громкость, амплитуду колебания голосовых связок.

Двигаясь в строгой последовательности по схеме методов познания, школьники получили формулу влюбленности, которую тут же предложили измерять в лавах (от английского «Love»).

Ушинский утверждал: «Передается не педагогический опыт, а идея, выведенная из опыта». Одна учительница, а это было в селе Медведь, подошла к гостям и рассказала, что у нее маленький ребенок, она в декретном отпуске, впереди еще два года. А потом призналась, что, наверное, дожидаться не будет – вернется в школу сейчас, уж слишком многое хочется попробовать самой.

Светлана РЯБОВА, «Новая новгородская газета»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте