Новосибирскому образовательному комплексу «Наша Школа» исполнилось 25 лет. Это счастливое пространство, где дети и взрослые сообща творят свое настоящее, которое становится их будущим.
Мир глазами детей и взрослых
«Наша Школа» работает полный день: с 8.00 до 18.00. И целый день дети заняты полезными делами, для этого существует Детско-взрослая академия. Детско-взрослая академия – это дополнительное образование по интересам. В начале года проходит ярмарка проектов академии, и школьники выбирают направления. Их дюжина – от школьного телевидения до клуба интеллектуалов. Только на короткие презентации, не более 12 минут, в этом году ушло более двух часов. Самое трудное – это, конечно, определиться. Хочется так много! И кино снимать, и делать новости, и решать сложные физические задачи. А как же пение, рисование, музыка, английский? Как жить без умения писать сказки и создавать свой журнал? Каждый проект интересен. Когда все успеть? В итоге дети выбирают по две – четыре мастерские и в полном смысле живут в школе. Даже в каникулы их трудно отсюда отправить домой.
Но почему же Детско-взрослая академия? Потому что здесь роль взрослого не просто научить ребенка писать сказки или снимать документальное кино, а проживать это как событие. Когда ты отвечаешь за результат, а не взрослый делает работу за тебя. Кроме того, все мастерские разновозрастные: научился сам – помоги младшему. В этом году на базе школы в десятый раз проходил Международный детско-взрослый фестиваль «Человеческое кино». Но многие присланные работы не прошли предварительный отбор: жюри разглядело, что это снимали не дети, это не их видение и тем более не их проживание в этой деятельности. А «Наша Школа» ориентирована на воспитание личности. Чтобы не прерывать этот процесс, ее педагоги в летнее время выезжают в экоцентр «Развитие» в Горный Алтай, где дети продолжают работу. Снимают кино, осваивают фотографию и английский язык, рисуют, выжигают, мастерят игрушки, занимаются спортом. И, конечно, ходят в походы по-взрослому: с двумя ночевками и полной ответственностью за порученное дело. В этом году на четвертой смене, которая называлась «Мир глазами детей и взрослых», родился свой детский журнал «Малерята». Название родилось из немецкого глагола malen, потому что иллюстрации к нему выполнили юные художники. К Новому году выйдут уже второй номер и книга по итогам смены «Путешествие Благодаринки».
Благодаринку и историю про нее придумала педагог дополнительного образования образовательного комплекса «Наша Школа» Наталья Берязева, она ведет у детей мастерскую «Сказка».
Кто такая Благодаринка?
Благодаринка – это второе имя Благодарности. Такое милое существо, которое, как правило, прячется в карманы теплых банных халатов, которые мы редко надеваем, или в рукава старой одежды. А выглядит оно по-разному. Если часто с Благодарностью общаются, то она пушистая, лохматая, мягкая, теплая. Похожая с виду на одуванчик. Только у растения пушинки в конце цветения улетают, а у Благодаринки, наоборот, прибавляются, если ею пользуются. Благодаринка появляется на свет вместе с малышом. Тогда она крохотная и абсолютно лысая, без единой пушинки на розовом тельце. Прячется в подмышке у младенца. А когда малыш открыл глазки и улыбнулся маме, на нем вырастает нежная пушинка. Это первая Благодаринка маленького человечка своей маме. Затем с каждой улыбкой ребенка, с первым словом, с произнесенным «люблю» невесомых пушинок на теле Благодаринки становится все больше и больше. И она перебирается к малышу под подушку.
До семи лет самая лучшая пора у волшебного существа. Потому что малыш любит маму, папу, семью, игрушки, солнце и постоянно им об этом говорит. Он благодарит своей любовью окружающий мир. Его Благодаринка становится пушистым шариком, ярким и переливающимся на солнце. А ночью она теряет свой цвет и прячется в теплых вещах ребенка. Там, где можно уютно устроиться и подремать.
Человек растет и все реже и реже благодарит окружающих за счастье жить. Благодаринка все чаще начинает грустить и прятаться, отыскивая самые укромные уголки в квартире, куда редко заглядывают хозяева. К двадцати годам у многих Благодаринок начинают выпадать первые пушинки. Потому что выросший ребенок забывает улыбаться солнцу, разговаривать с цветами, слушать журчание воды, восхищаться звездами, любоваться огнем в печи. Говорить спасибо он считает не обязательным, звонить родителям – действием бессмысленным, просить прощения – уделом слабаков, читать книги – напрасной тратой времени, восхищаться красотой – глупостью. Вот тут-то и начинает когда-то милое и нежное существо Благодаринка терять свое пушистое очарование. Попросту лысеть. И часто стремительно. Потому что детские благодарности уже совсем износились, а новые не растут. Ведь нежные пушинки на тельце Благодаринки растут лишь тогда, когда человек не разучился благодарить. Одна благодарность – одна новая пушинка.
Услышать сказку
Дети нарисовали свои Благодаринки и каждый день стали писать благодарности всем, кому хочется сказать спасибо, а на своей – пририсовывать новые пушинки. Домой они повезли уже пушистых и веселых Благодаринок. У каждого она своя.
«Я познакомился с Благодаринкой, когда был очень маленький. Она квадратная, веселая и воспитанная. Когда я с ней познакомился, то узнал, что она веселая и у нее есть антенна на голове. Она включает Ютьюб для меня, она воспитанная и живет у меня в голове», – написал 9‑летний Илья. «Я познакомился со своей Благодаринкой на первой ночевке, когда мы были в пути. Я очень ей рад и благодарен… нет, даже мы (Благодаринка и я) благодарны за красивые пейзажи», – рассказал 14‑летний Александр. «Моя Благодаринка добрая и отзывчивая. Она любит рисовать со мной, петь и танцевать. И путешествовать. Она обожает витать в облаках, ведь у нее есть крылышки. Она очень любит цветы. Моя Благодаринка очень пушистая», – поведала 7‑летняя Влада. А у вожатой Анны Ильиничны Благодаринка «крутая, потому что не дерется. Сегодня у нее была баня, и она чистая. Моя Благодаринка полосатая по кругу, потому что она все время крутится».
Из детских и взрослых благодарностей выросло к концу смены целое дерево. А из историй и сказок детей родился журнал.
– Зачем ребенку писать? Сочинять сказки и стихи? Придумывать истории? Их ведь уже столько написано, что невозможно и миллионной части всего прочитать. Что дает это занятие? Оказывается, очень много, – объясняет Наталья Берязева. – Например, можно написать: «На веревке висит полотенце». А можно так: «На веревке висит мокрое и уставшее после трудового дня полотенце». В первом случае фраза ничего нам не говорит и не вызывает никаких эмоций. Полотенце да полотенце. Ну и пусть себе висит. Во втором случае полотенце мокрое и уставшее. И что происходит? Мы сразу начинаем представлять картинку. Как оно устало? Где? Кто его хозяин? Что он делал, что так тщательно мылся, полностью намочив полотенце. Всего несколько слов, но картинка полностью изменилась. Задача литературной мастерской – составлять красивую мозаику из слов. Учиться их перебирать, как камешки, составляя новый и новый узор. Фантазия у детей прекрасная, но пока слова плохо их слушаются, слишком мал их выбор, слишком коротки словесные бусы. Вот сбором их и занимаются ребята, рассматривая и изучая мир вокруг, собирая слова в свою волшебную коробочку.
Сказку, по мнению Натальи Берязевой, можно сочинить про что угодно, надо только разрешить предметам рядом заговорить. Точнее, услышать, о чем они мечтают рассказать.
Закончилось лето, но дети продолжили сочинять. Их уже не остановить. Сказки просят, чтобы их записали. Каждый день в школе происходит маленькое чудо: рождается новая сказка, бумажная игрушка, оживает мелодия в зале с пианино. А вот неслышно крадется песня, которая пока еле уловима. Но еще немного, и она зазвучит на школьных посиделках или на отрядном «огоньке», ее подхватят гитары, и песня станет общей, но при этом у каждого она будет своя. Как и Благодаринка, которая навсегда поселилась в школе.
Из книги «Путешествие Благодаринки»
Что значит «извини»?
Извини – это не просто слово. Это конструктор, в каждую букву которого упакован определенный смысл. «И» – искренность в своем переживании. «З» – знание о том, как я должен поступить в определенной ситуации. «В» – вина, которую я признаю. «И» – интерес и уважение к тому, у кого я прошу прощения. «Н» – несение ответственности за свой поступок. «И» – изменение мое личное и того человека, у которого я прошу прощения.
Женя Власова, 17 лет
Прищепка
Жила-была прищепка. Она была красного цвета. У нее была скучная работа – помогать сушить вещи. Как-то к ней поднесли штаны. Прищепка хотела их укусить и так и сказала штанам: «Я тебя укушу». Штаны спокойно ответили: «Кусай. Главное – высохнуть!» И не поверите, они подружились, потому что были нужны друг другу.
Аргымай Тадыров, 10 лет
Сказка про старую лестницу
Лестница была очень старая. Она долго служила людям, потому стала скрипучей и при каждом удобном случае жалобно напоминала о своем возрасте. Но однажды семья, которая жила в этом доме, решила переехать. По лестнице больше никто не ходил. А на воротах дома висело объявление «Продам». Лестница совсем загрустила, потому стала скрипеть еще больше.
Однако через некоторое время в дом вошел пожилой мужчина. Он осмотрел все вокруг, поднялся по лестнице на второй этаж и… даже ласково погладил ее. Скоро лестницу отремонтировали. Это было немного больновато, но зато она больше не скрипела и не охала. И началась новая жизнь лестницы. Ведь это здорово, когда ты кому-то нужен!
Автор решил остаться неизвестным
Новосибирск
Комментарии