Наша школа-интернат работает с детьми-сиротами, страдающими задержкой психического развития, конечная цель коррекционной работы – преодоление проблем развития ребенка и благополучное вхождение его в социальную среду. Важное средство для решения этого вопроса – профориентация.
Любая школа для решения воспитательных и учебных задач использует свою образовательную программу. Она определяет организацию работы на уроках и занятиях, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль отношений между детьми, организацию внеучебной школьной жизни. Исходя из этого мы тоже составили программу работы педагогического коллектива школы-интерната по профессиональной ориентации воспитанников. Наша программа отражает лишь технологический процесс профориентации в школе-интернате, это позволяет нам наполнять технологию различным учебно-методическим содержанием. Выбор пособий и материалов зависит как от характера занятий, так и от коррекционных проблем каждого воспитанника и группы в целом. Изначально профориентационная работа была рассчитана на учащихся 7-9-х классов и включала в себя предпрофессиональное просвещение, предварительную профессиональную диагностику, профессиональное консультирование, медицинское обследование, социальное сопровождение самоопределения, административный контроль и педагогическую поддержку. Этот перечень в основе технологии и предусматривает взаимодействие и преемственность профориентационной работы педагогов, специалистов школы-интерната.Проработав по этой технологии несколько лет, мы убедились, что профориентация стала главной темой в воспитании и социализации сирот, но заниматься профориентацией с детьми-сиротами нужно еще в начальной школе, что объясняется не только особенностями восприятия детей с ЗПР, но также тем, что период с 3 до 10-12 лет – возраст становления самосознания. Ребенок в этот промежуток времени насыщает сознание разнообразными представлениями о видах деятельности человека, мире профессий, проигрывает действия и входит в различные роли, основываясь на наблюдении за окружающими его взрослыми. Мы убеждены в том, что тема трудового воспитания и профориентации наших детей должна быть продолжительной по времени и охватывать все возрастные группы: от дошкольников до учащихся выпускного класса. Для дошкольников важна игра (в магазин, в больницу), и воспитатель учит их этому, а психолог развивает полученные навыки и закрепляет их через развивающие занятия целенаправленно. У младших школьников ведущим направлением становится познавательная деятельность, она определяет дальнейшее развитие ребенка, на этом этапе важно расширять его представление о профессиях через ближайшее окружение. На практике мы знакомим детей с работой различных служб интерната, организуем экскурсии в библиотеку, в кабинет врача, в прачечную, в гараж, на кухню. Именно эти первоначальные представления создают психологическую основу для развития профессионального самосознания ребенка. Экскурсии проводят либо воспитатели, либо учителя, они же организуют практические занятия с детьми. Психолог ориентирует педагогов в особенностях детского восприятия и знакомит детей с теми качествами и умениями, которые необходимы в овладении различными профессиями. Игровые методы остаются актуальными и в работе с детьми 5-го класса. Пятиклассники, опираясь на ранее полученные знания и приобретенные умения, продолжают играть: прорисовывают свои проблемы, проигрывают их на занятиях, сочиняют сказки со значимыми словами, с ними уже возможны беседы о профессиях (как разговоры о будущем, как интересная информация о судьбах наших выпускников, чья постинтернатная жизнь и профессиональная деятельность сложились благополучно). Для учащихся среднего звена важны проблемы самопознания и осознания своего «я»-социального. На первый план выдвигаются интересы подростков, их общие и специальные способности. В 6-7-х классах в профориентационной работе появляются диагностические процедуры, проводятся беседы о том, что труд – это благо и что необходимо трудиться и уважать любой вид полезной деятельности человека, причем содержание и уровень сложности работы в 6-7-х классах во многом зависят от степени эмоциональной готовности детей к самопознанию. В 8-9-х классах мы серьезно говорим о выборе профессии и об учебном заведении, где можно получить профессиональное образование. Порой запросы наших подростков не соответствуют их собственным возможностям, в том числе и выбору профессии. Важно дать им реальное представление о самих себе и выбираемой специальности. Здесь важна работа психолога по изучению личности подростка, его возможностей, уровню достижений и представлений о самом себе. Для этого в средних и старших классах мы активно используем рекомендации московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» и опираемся на их разработки. Рабочие материалы по профориентации предполагают как коллективную форму работы, так и индивидуальную. Для проведения успешной профориентационной работы важна регулярность процесса с 1-го по 9-й класс при условии преемственности из года в год, из класса в класс. Взаимодействие воспитателей, классных руководителей и специалистов в этом процессе необходимо, а сопровождение и поддержка психолога обязательны. Для реализации этой задачи мы попытались скоординировать весь профориентационный процесс, представив его в виде плана работы и технологической карты. Для начальной школы и 5-6-х классов мы составили план, а для среднего звена и выпускного 9-го класса – технологическую карту. Такой подход показался нам целесообразным, потому что полностью отражает круг проблем, связанных с выбором профессии, и определяет последовательность действий педагогического коллектива, а также меру ответственности каждого участника образовательного процесса.Узнать о рынке труда, своих правах и возможностях дальнейшего трудоустройства помогает участие детей в психологических тренингах. Эти тренинги проводят с выпускниками школы-интерната психологи-волонтеры наркологического диспансера №8. Работа педагога-психолога связующая и сопровождающая в рамках профориентационной деятельности педагогического коллектива. В этой работе важно не только междисциплинарное взаимодействие академических знаний и практических навыков, но и преемственность в деятельности учителей, воспитателей и специалистов. На всем протяжении профориентационной работы важна психологическая поддержка, которая стала неотъемлемой частью образовательной среды школы-интерната и заключается: – для воспитателей – в психопрофилактике и психологическом просвещении; – для детей – в овладении элементами самопознания и развитии активного познавательного интереса и творческих проявлений. Педагоги-психологи интерната, учитывая мнение и практику работы других образовательных учреждений, согласны с тем, что профориентационная работа с детьми-сиротами должна предусматривать соблюдение и реализацию таких принципов, как: систематичность и преемственность – профориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс; дифференциация и индивидуализация, предусматривающие опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости, состояние здоровья и т. п.; оптимизация в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с учащимися; взаимосвязь школы-интерната, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите; учет потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена; психологизация профориентационной работы. Спланированная, целенаправленная профориентационная работа с детьми-сиротами имеет свои конкретные положительные результаты. Все наши выпускники учатся в колледжах. Некоторые, успешно окончив колледжи, продолжают образование в высших учебных заведениях. С красным дипломом закончили обучение в колледже два воспитанника школы-интерната. Поступили в высшие учебные заведения 5 наших ребят: один учится в МГПУ на факультете иностранных языков, двое – в Московском государственном социальном университете. Один молодой человек, отслужив в армии, поступил в Академию труда и социального обеспечения, с ним вместе учится еще один наш выпускник. В армии отслужили 5 выпускников. За последние 10 лет у нас образовались 14 супружеских пар. В каждой семье растут дети, в некоторых по двое ребят. Все выпускники школы-интерната, получившие профессиональное образование, работают в основном по выбранной профессии. Это, как мы считаем, и есть высокий результат нашей педагогической деятельности.Т.РОДИОНОВА, Н.АРТЕМЬЕВА, педагоги-психологи школы-интерната VII вида №49 имени Г.И.Россолимо
Комментарии