«Она постучала в мой дом своим разноцветным крылом. Та птица, что мне подарила любви золотой медальон…» Вот такие красивые строки пишет Регина АХМЕТШИНА. Девочка, которая ничего не видит с рождения. В этом году Регина получила аттестат о среднем образовании. Поразила видавших виды педагогов желанием сдавать экзамены «как все» – в форме ЕГЭ. И сдала! Для нее в Министерстве образования и науки РФ заказывались специальные КИМы – контрольно-измерительные материалы.
А потом она отлично справилась с творческим заданием, которое требовалось выполнить на специальность «журналистика». И стала первокурсницей филологического факультета Пермского государственного университета.
– Надо пытаться что-то делать, даже если все кажется очень сложным, – говорит Регина.
Она может так утверждать. Они с мамой знают это не понаслышке!..
Беженцы
Наталья Ахметшина приехала в Пермь в 1995 году с пятилетней дочерью из Ташкента, когда там стали закрываться русские школы. Начались заморочки на границе: возить ребенка на лечение в Россию стало очень сложно.
Ахметшины все надеялись, что какое-то чудо поможет их девочке. Консультировали ребенка в глазной клинике Федорова, в НИИ глазных болезней имени Гельмгольца…
– Я сама из Тюмени, – рассказывает Наталья, – но в Тюменской области, как и в Свердловской, существующие школы для слепых и слабовидящих детей расположены в маленьких городках. Я боялась, что не найду работу.
Папа с ними не поехал. А в Перми их никто не ждал. Сначала мама с дочкой «прописались» на вокзале «Пермь-II». Потом поселились в брошенном бараке, отключенном даже от электричества.
– Каюсь. Не могу себе простить, что никак не вспомню, как звали женщину из администрации Дзержинского района, которая поверила и очень помогла нам, – говорит Наталья.
У них не было ничего – ни гражданства, ни прописки, ни денег. Квартира в Ташкенте считалась ведомственной, и продавать ее было нельзя. Благо из администрации Дзержинского района в отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю было направлено ходатайство с просьбой о том, чтобы ребенку выплачивали пенсию по новому месту жительства – тому самому бараку.
Работать Наталья устроилась, куда взяли. А взяли ее рекламным агентом в одну из фирм. Хлеб не для слабонервных людей – ходить по предприятиям и доказывать нужность своей деятельности.
Начальник рекламного отдела, как могла, поддерживала ее: «Не переживай, все у тебя получится, все наладится». Помогала на работе… справляться со слезами. Дома, естественно, Наталье раскисать было нельзя.
Регинин план
Регина поступила в школу для слепых и слабовидящих детей. Весь первый класс ее возила на уроки мама. Потом – бабушка, вызванная мамой в Пермь. Доставляла, сидела по 4-5 часов в коридоре, пока не кончатся уроки. Помогала внучке в перерывах. Регина слабо ориентируется в пространстве.
Для родившейся на юге девочки пермская погода была тяжелой. Ей постоянно было холодно. Но ребенок упорно учился! И учился хорошо!
Мир и тут оказался не без добрых людей. До приезда Регины класса слепых в школе не было. Не было сначала и соответствующих учебников. И вот молоденькая учительница Татьяна Фролова, только-только получившая диплом педагога, часами сидела и печатала для ребят нужные тексты шрифтом Брайля. Переплетала их, создавая по одному учебнику на класс. В их классе учились 6 человек.
Завуч Вера Герасимовна настояла на том, чтобы со второго класса Регине выделили одно из мест в интернате. Они предназначались только для ребят из территорий Пермского края. Но тут особый случай!
Девочке пошли навстречу с индивидуальным планом обучения. В частности, с уроками труда. Она никак не могла научиться шить, и эти уроки отменили. Отменили никак не дававшееся слепому ребенку черчение.
А вот с гуманитарными предметами все шло хорошо. Память у Регины отменная.
Сайты для слепых
Регину с мамой очень обрадовал вышедший в январе этого года закон, предписывающий создавать интернет-сайты, доступные для слепых. Регина – один из лучших пользователей персонального компьютера среди членов Всероссийского общества слепых (ВОС) в Пермском крае. Постоянно побеждает в конкурсах, проводимых ВОС на лучшего знатока компьютера в Прикамье.
В виртуальном мире у нее есть своя компания – клуб «Интеграция», созданный людьми с проблемным зрением, помогающими друг другу. С помощью этого клуба Регина освоила «миранду» – речевой аналог широко известной «аськи». Работает с электронной почтой.
Девушка много читает. Вернее, слушает литературу, скачиваемую из Интернета. Она очень довольна тем, что технический прогресс не стоит на месте. Скажем, если раньше скачанные из Интернета тексты читал механический голос, то теперь они озвучиваются даже по ролям, с интонациями.
Прицел на профессию
Они с мамой долго думали, какую профессию может получить Регина. Инвалидность у Регины рабочая. Закон считает, что даже абсолютно незрячие люди могут работать «в специально созданных условиях». А вот кто должен создавать такие условия? Закон молчит.
Многолетняя борьба ВОС за то, чтобы изменить ситуацию, остается безуспешной. Ни эту строку закона никто не отменял, ни специальные условия никто не создает.
Из информации в Интернете известно, что за рубежом есть даже офисы, в частности издательские, где работают слепые. А у нас… Положа руку на сердце, ни-че-го…
Правда, прикамские дети, оканчивающие школу для слепых и слабовидящих, могут выучиться на массажистов. В базовом медицинском колледже набирают такую специальную группу. Этот выбор сделали и три Регининых одноклассника.
Ахметшины остановились на радиожурналистике. Интервью можно взять по телефону, Интернету. С речью, знанием языка у Регины все в порядке. Есть надежда, что технический прогресс и дальше пойдет вперед, облегчая жизнь людям с проблемным зрением.
И вот в день открытых дверей в ПГУ они с мамой подошли к декану филологического факультета:
– Вот, собираемся поступать к вам на журналистику.
– А как будете выполнять творческое задание, необходимое при поступлении?
– С помощью компьютера с речевой программой.
– Ну попробуйте, – услышали в ответ.
Им было это очень важно – узнать, что их не примут в штыки. Никто им не сказал: «Опомнитесь!» Хотя на филфаке таких необычных студентов, возможно, не было никогда. По крайней мере на памяти работающих здесь преподавателей.
Так Регина отважилась на ЕГЭ. Русскую литературу сдавала на слух. В присутствии наблюдателя ей зачитывалось задание и записывались ответы. Задание по русскому языку выполняла шрифтом Брайля. Получила свидетельство о сдаче ЕГЭ.
Творческое задание в университете абитуриентка Регина Ахметшина выполнила на проходной балл!
– Оно было по Пастернаку, а я много о нем читала. Хотя, конечно, очень волновалась.
Учиться она будет на заочном отделении. Примерно так: темы осваивать дома – с помощью компьютера. В университет ездить на сессии в сопровождении бабушки.
…Сейчас, когда Регина окончила школу и стала студенткой университета, многие знакомые, услышав эту новость, столбенеют: «Как? Как это возможно?»
– Мы и сами еще немного в шоке, – говорит мама Регины. – Едва поверили. Только не надо писать, какие мы тут из себя талантливые. Мы просто любим жизнь…
У Регины по этому поводу такие соображения. Недавно она вернулась с турбазы, где проводились тренинги ВОС. Там ей очень понравился тренинг с «мышкой», знавшей, в каком туннеле бывает сыр, и наведывавшейся туда. А когда сыр напрочь исчез, ей неволей пришлось осваивать другие туннели.
– Вот так и мне нужно все пробовать! Не бояться и не сдаваться! А вдруг все получится?! И именно так, как хотелось.
Комментарии