Пореформенная Россия развивалась чрезвычайно болезненно: разорялось дворянство. Началось расслоение крестьянского сословия. Против интеллигенции и либерально настроенной части общества проводились репрессии. Пошло наступление реакции в гуманитарной сфере. Резко возросла роль церкви в сфере образования. В то же время в 80-е г. происходил бурный процесс капитализации российской экономики. К 1890 году в стране сложились предпосылки для проведения индустриализации, которую Англия к этому времени уже завершила, а Германия и США были близки к ее завершению. У российского капитализма были неограниченные возможности расти не вглубь, а вширь. Но этого не случилось, ибо российские предприниматели предпочитали вкладывать свои средства в легкую промышленность, которая давала быстрый рост прибылей. Зато иностранный капитал шел в российскую тяжелую промышленность.
Освобождение 23 млн. помещичьих и 19 млн. государственных крестьян высвободило их энергию, и Россия совершила огромный скачок в своем развитии. Но процессы, происходившие в ней, значительно отличались от аналогичных процессов, завершившихся в свое время в Западной Европе. В стране так и не был решен до конца земельный вопрос, ибо крестьяне не являлись полными собственниками земли, к тому же 3/4 ее находилось в собственности общин, которые распоряжались ею по своему усмотрению. Община выполняла роль сборщика налогов и контролера за поведением крестьян. Крестьяне страдали от малоземелья, больших выкупных платежей за получаемую ими в пользование землю. Правительство вывозило хлеб на продажу за границу, не считаясь с тем, что деревня жила крайне бедно и голодно. В 90-х годах ХIХ в. был принят ряд экономических мер по ускорению капитализации страны, что было связано с именем С. Витте: введена винная монополия, проведена денежная реформа, начато строительство Транссибирской магистрали. Россия попыталась сделать свой экономический рывок, напрягая все силы и стремясь догнать развитые страны мира, но и эта попытка не удалась.
Огромный комплекс экономических и социальных проблем, с которыми столкнулась Россия в пореформенные десятилетия и которые не спешило решать самодержавие, вызвал идейный разброд в обществе в целом. Либералы, консерваторы, народники, социалисты всех мастей, церковь – все стремились к проведению своей политики, к внедрению в сознание неграмотного в своей основе народа тех идей развития России, с помощью которых они надеялись вывести ее из политического, экономического и социального кризиса.
Одной из существенных особенностей исторического развития России было то, что в ХIХ в., когда национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения (как это было в Западной Европе), основными субъектами политического процесса проведения реформ радикальными мерами “снизу” выступила российская интеллигенция, она попыталась двинуть прогресс в России в сторону цивилизованного Запада.
Прогресс (от латин. progressus – движение вперед, успех) – переход от низшего к высшему, на более высокую ступень развития, изменение к лучшему, развитие нового, передового, переход от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Наиболее общими критериями исторического прогресса являются степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительных сил и производительности труда, и степень освобождения общества из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Противоположным по смыслу и содержанию понятию “прогресс” является понятие “регресс” (по латин. – regressus – возвращение, движение назад), т.е. тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, характерны процессы деградации, понижение уровня организации управления, утрата способности к выполнению тех или иных функций. Понятие “регресс” также включает в себя моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Прогресс и регресс как понятия общеисторического процесса развития человечества входят в понятия формационного и цивилизационного подхода к изучению истории.
Формационный подход стал основой марксистского материалистического понимания исторического процесса. Об авторах этой теории говорилось выше, но в данном случае необходимо рассмотреть суть данной идеи. Марксизм рассматривает исторический процесс как процесс смены общественно-экономических формаций. Ключевое понятие в этой теории – общественно-экономическая формация. Но предварительно дадим определение понятию “формация” (по лат. formatio – образование, вид), т.е. тип, строение чего-либо, соответствующие, определенной ступени, стадии развития. Исходя из него общественно-экономическая формация – это определенный тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией. Основными элементами структуры общественно-экономической формации являются базис и надстройка. Базис представляет собой совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, основой которых являются отношения собственности. Все иные общественные отношения, не относящиеся к производственным, носят понятие надстроечных. Под надстройкой понимается совокупность политических, правовых, идеологических, духовных, религиозных и других взглядов, отношений и учреждений. Отношения базиса и надстройки строятся по закону: базис определяет надстройку, но надстройка в то же время играет активную роль и может оказывать обратное влияние на базис. В некоторой степени формационный подход к истории часто приводит к замене исторического процесса простой схемой. В этом плане цивилизационный подход связан с пониманием цивилизации как стадии исторического развития человечества или конкретного общества.
Понятие “цивилизация” имеет много значений, как, например:
стадию общественного развития, следующую за дикостью и варварством;
состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы личности в рамках закона;
стадию развития культуры эпохи ее упадка и умирания;
совокупность проявлений культуры как таковой;
совокупность уникальных экономических, политических, социальных, духовных, психологических, нравственных, ценностных и других структур, отличающих одни исторические общества от других;
воспитанность, умение вести себя в обществе как показатель цивилизованности человека; и др.
Понимание цивилизации как стадии общественного развития, следующей за дикостью и варварством, утвердилось в обществознании уже в ХVIII в. и было широко распространено в ХIХ в. Оно легко совместимо с понятием “формация” по общему стадиальному взгляду на ход истории. С таким пониманием цивилизации как стадии исторического развития человечества или отдельного конкретного общества ряд теорий предлагает видеть последовательную смену аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизаций, обществ традиционных и современных. Современная цивилизация в этих теориях представлена характерными для развитого западного общества чертами: рыночной экономикой, основанной на признании частной собственности и являющейся его абсолютной ценностью, демократическим политическим режимом, правовым государством, реализацией широкого круга прав и свобод человека, автономии личности, взаимной ответственности общества и личности.
Понятие цивилизации как совокупности уникальных проявлений общественных порядков, отличающих одни исторические общности от других, имеет также большое распространение. Но при этом обосновывают существование в истории человечества локальных цивилизаций (культур, культурно-исторических типов).
Общими чертами всех этих теорий являются следующие понятия:
история человечества не является единым, однонаправленным процессом, ибо в ее основе лежит развитие цивилизаций (культур, культурно-исторических типов);
каждая цивилизация – независимый от других, замкнутый, имеющий самостоятельную жизнь организм;
каждая цивилизация обладает своей собственной историей и судьбой;
каждая цивилизация имеет определенный цикл развития: рождение, становление, расцвет, болезни и гибель;
все цивилизации равноценны по их исторической значимости.
В понятие “цивилизация” входит понятие “культура” (по лат. – cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие “культура” имеет множество значений:
применяется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура, культура Возрождения, современная культура и т.д.);
характеристики определенных конкретных народностей, наций (культура майя, русская культура и т.д.);
а также и специфических сфер деятельности или жизни человека (культура труда, быта, художественная, политическая, правовая культура);
в более узком смысле слова – сфера духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты их деятельности (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права, а также человеческой силы и способностей, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта, нравственном и эстетическом развитии, мировоззрении, способах и формах общения людей и т.д.).
В основе развития материальной и духовной культуры, находящейся в органическом единстве, лежит прогресс материального производства. Каждая формация или цивилизация характеризуется определенным типом культуры, который меняется с переходом от одного типа к другому, наследуя при этом все ценное из культуры прошлого.
Вообще же в современной науке имеется свыше пятисот определений культуры. Причин этого многообразия данного понятия тоже множество, но из них можно четко назвать следующие: культура является предметом целого ряда наук (философии, истории, этнографии, антропологии, психологии, социологии и т.д.). Каждая наука имеет свою специфику, свой подход и свой инструмент анализа; различные традиции употребления этого понятия в духовном опыте народов мира.
Можно выделить основные подходы к пониманию культуры:
технологический: под культурой понимается все то, что создано трудом человека в материальной и духовной сфере;
ценностный – под культурой понимается все, что имеет положительную значимость для человека. Все негативное, деструктивное не может рассматриваться как факт культуры, а напротив, противостоит ей (например, диктатура, фашизм, война, насилие, грабеж и т.д.);
семиотический – культура рассматривается как совокупность знаковых систем:
деятельностный – культура выступает как единство различных форм созидающей, производящей, творческой деятельности человека во всех сферах общественной жизни. С точки зрения этого подхода важен не только результат, но прежде всего сам процесс.
При всем многообразии понятий культуры и подходов к ним необходимо осознать, что культура – это не “природа”, это то, что отличает человека от животного; культура неотделима от человеческого общества; культура не обусловлена генетически, она предполагает обучение, приобщение к существующим в обществе идеям, нормам, ценностям, формам и видам деятельности; культура – это система, процесс (деятельность), результат.
С этой точки зрения культуру можно представить как некое системное образование, основными элементами которого являются материальная и духовная культура. Но более точным будет трехчленное деление культуры на: 1) культуру материальную; 2) культуру социальную; 3) культуру духовную. Конечно, деление это условное, так как одна форма деятельности человека порождает другую и третью, и все они между собой тесно связаны.
Материальная культура как явление неприродное связана непосредственно с человеческой деятельностью и как реальность воплощается в процессе производства в материальных продуктах человеческого труда – в жилище, одежде, орудиях труда, средствах связи, транспорта и т.д. Очень важно понять, что материальная производственная деятельность является необходимой основой деятельности человека в других областях жизни. Вместе с этим в материальной культуре отражаются идеи, открытия, теории, которые являются результатом духовной культуры.
В понятие социальной культуры входят отношение людей друг к другу, социальные статусы, правовые, политические, моральные нормы, типы управления, стили лидерства и многие другие факторы социальной жизни людей.
К духовной культуре относят все области духовного производства, основанные на едином для всех членов общества языке, а также единство искусства, науки, нравственности, морали, религии. В сферу духовной культуры могут быть включены политика, право и философия как формы общественного сознания и соответствующие им виды общественных отношений.
В ходе своего развития человечество пришло к индустриальному обществу как определенной форме цивилизации. Термин “индустриальное общество” был введен в начале ХIХ в. французским ученым Анри Сен-Симоном и с тех пор широко употребляется в обществознании.
Эльвира ЕРШОВА,
доктор исторических наук
Комментарии