В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Важно обеспечить равное отношение ко всем людям, создать условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В колледже малого бизнеса №4 есть все, чтобы таким детям было комфортно и безопасно учиться: оборудованные лаборатории и производственные мастерские, уютные кабинеты и спортивные площадки, грамотные специалисты и квалифицированные педагоги – настоящие профессионалы своего дела, словом, все, что позволяет усовершенствовать, сделать максимально эффективной систему инклюзивного образования для ребят с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с интеллектуальными нарушениями. Среди них есть очень сложные дети с сочетанием разных дефектов развития.
Особые образовательные потребности, которые различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушений развития, определяют логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании процессов обучения и воспитания в колледже.
Партнерские отношения с родителями
При решении проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом, мы опираемся на семейно ориентированную модель работы образовательной организации. Административная команда колледжа, учителя и специалисты стараются выстраивать продуктивные партнерские отношения с семьями своих учеников, добиваясь сотрудничества, понимания родителями сути происходящих вокруг ребенка и с самим ребенком событий. Для того чтобы дать позитивное направление взаимоотношениям с родителями, в колледже проводятся заседания семейных клубов и дни открытых дверей с мастер-классами, веселыми играми и квестами, профэкспедициями, где ребята и их родители знакомятся с разными профессиями.
От профессиональной ориентации к профессиональному мастерству
Проблема выбора профессии и последующего трудоустройства является общей проблемой современных старшеклассников с ОВЗ, поэтому профориентации детей и подростков уделяется большое внимание со стороны специалистов колледжа.
Чем раньше у ребенка с нарушениями развития произойдет встреча с профессией, тем надежнее и увереннее он будет себя чувствовать в процессе взросления. И тем больше вероятность того, что для него будет грамотно простроена профессиональная траектория и он в будущем сможет самостоятельно представить свою профессиональную перспективу.
Учеба в нашем колледже позволяет на всем протяжении образовательного маршрута обеспечить обучающимся прохождение следующих этапов формирования профессиональных компетенций:
1) на дошкольном уровне – вводный (формирование интереса к профессиям);
2) на уровне начального образования – ознакомительный (осознание роли трудовой деятельности в жизни человека);
3) на уровне основного общего образования – базовый (обращение к исследованию собственных интересов, способностей, формирование профессиональной направленности);
4) на уровне среднего общего образования – углубленный (рациональная оценка профессии, адекватная собственным возможностям, обдумывание и принятие решения о выборе дальнейшего образования);
5) на уровне профессионального образования – этап непосредственного освоения профессии (вхождение в профессиональную деятельность).
Образовательная среда является очень важной для формирования трудовых умений и навыков. Важным дополнением традиционных технологий является проведение профессиональных проб в рамках подготовки и участия в чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Для наших детей эти соревнования являются хорошей возможностью «прокачать» свои знания и навыки, продемонстрировать свои умения в самых разных компетенциях. Стабильно удачными являются такие компетенции, как «Фотография», «Мультимедийная журналистика», «Дизайн персонажей», «Робототехника», «Художественный дизайн», «Сборка и разборка электронного оборудования». Есть ребята, которые на протяжении обучения в колледже пробуют свои возможности в нескольких компетенциях чемпионата: «Флористика», «Художественный дизайн», «Робототехника», «Сити-фермерство», «Ландшафтный дизайн».
В прошлом учебном году школьники, студенты и специалисты с нарушениями слуха принимали участие в 26 компетенциях «Абилимпикса» и почти в каждой из них одержали победу. Воля участников к победе, а также совместная колоссальная работа всей команды педагогов – мастеров производственного обучения, учителей, преподавателей, сурдопереводчиков, учителей-дефектологов, педагогов-психологов – привели к такому высокому результату.
Победители чемпионатов уверенно чувствуют себя в качестве наставников «Кружков от чемпионов» и делятся своими практическими навыками и умениями со школьниками.
Все это помогает ребятам осознать, что в будущем они способны воплотить свои профессиональные планы в жизнь.
На базе нашего колледжа в 2019 году Ассоциацией инклюзивных школ совместно с Городским психолого-педагогическим центром ДОНМ был проведен конкурс профессионального мастерства «Навыки умелых» для школьников с ментальными нарушениями. Этот конкурс стал не только способом осуществления профессиональных проб для таких ребят, но и своеобразной ступенькой к их полноправному участию в «Абилимпиксе».
Активное развитие социальных компетенций детей, обучающихся в колледже, происходит в том числе благодаря внедрению в систему их непрерывного образования общеразвивающих программ дополнительного образования. Использование разнообразных технологий в сфере реабилитационной и коррекционной работы с особыми детьми и подростками позволяет обеспечивать полноценную организацию «зоны ближайшего развития» данной категории детей, способствует развитию сферы их общения, позволяет познавать новое, расширяет горизонты их представлений и ощущений.
Время творчества
Дополнительное образование позволяет свободно осуществлять выбор режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение для детей с ОВЗ. Кроме того, использование технологий дополнительного образования создает широкую возможность для реализации «социальной ситуации развития» ребенка с ОВЗ, его склонностей, способностей и интересов, дает право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, создает благоприятные условия для генерирования и реализации детских и подростковых инициатив и проектов.
На сегодняшний день почти 100% обучающихся колледжа с ОВЗ и инвалидностью до 18 лет принимают участие в работе кружков, секций, творческих объединений. Большим спросом у детей и родителей пользуются кружки по IT-технологиям и кружки, которые пробуждают профессиональные интересы детей: мебельные мастерские, мастерские дизайна и моды, кулинарные студии.
Мы развиваем новые формы и методики обучения, формируем современную мотивирующую среду для социализации детей не только с учетом особенностей их развития, но и с учетом ожиданий родителей: дать ребенку знания, развить способности, организовать досуг, получить представление о профессии. При этом все используемые технологии дополнительного образования тесно переплетаются с коррекционно-развивающими технологиями.
В колледже выстроена система работы с талантливыми обучающимися. Специалисты стараются раскрыть способности каждого ребенка. А это в свою очередь способствует развитию речи, коммуникативных навыков и реализации творческих возможностей обучающихся.
У нас давно и успешно работает объединение жестового пения «Виртуоз». Ребята постоянно принимают участие в школьных и городских мероприятиях, таких как, например, городской фестиваль жестового пения «Крылатая песня», который уже традиционно проводится на базе колледжа.
Уже который год в рамках московского фестиваля «1+1: равные условия-равные возможности» наши «виртуозы» становятся победителями. На V фестивале они представили музыкальный спектакль «По дорогам Великой Победы». Их вклад в командную победу колледжа позволил получить высшую награду – звание «Мэтр фестиваля».
Ярослава КЕБИЧ, пресс-центр колледжа малого бизнеса №4
Комментарии