Владимир НИКОЛАЕВ на редкость уравновешенный человек. В самые трудные годы – с 1986-го по 1988-й получил боевое крещение в Афганистане. О том времени воину-интернационалисту напоминают награды, а боевая выучка, которая ему самому помогла выжить на войне, теперь спасает и многих мальчишек, вставших под знамена Российской армии.
Мы встретились в коридоре 56-й чебоксарской школы, где он работает учителем физкультуры. Я узнала его сразу, и не только по спортивной экипировке. От Владимира Ивановича веяло спокойствием и почти неуловимой добротой. И ни капли агрессивности. Поэтому, еще не зная конкурсной подноготной, нисколько не удивилась выбору жюри. Владимир Николаев – учитель года Республики Чувашия.
Школа долго шла к этой победе. Почему школа? Да потому, что районный, республиканский, Всероссийский конкурсы – это работа и успех прежде всего школьного коллектива. Директора школы, теперь ушедшего на повышение, Виктора Алексеева, который нашел спонсоров, чтобы лучшему учителю Чувашии и его группе поддержки поехать на конкурс в Москву. Завучей Инны Исаевой (сейчас она исполняет обязанности директора школы) и Светланы Коротковой, которые были постоянной опорой, в том числе и в методическом плане. Коллег, помогавших в подготовке конкурсных заданий. И, конечно, учеников.
Чебоксарской средней школе №56 в этом году 15 лет. Но школа считает себя моложе, потому что отсчет ведет с 2000 года, когда Виктор Алексеев собрал команду единомышленников. Каждый год педагоги школы участвовали в «Учителе года», но победить не удавалось. Вот и в прошлом году, когда встал вопрос об очередном кандидате и поучаствовать предложили Николаеву, он отказался: «А зачем мне это надо? Лишняя головная боль, ведь высшая категория уже есть!» «Надо честь школы защитить, поднять ее престиж!» – настаивала администрация, и Владимир Иванович согласился: «Если речь идет о чести школы, я готов!» После победы на районном конкурсе стало ясно, что заметили в Николаеве присущую только ему индивидуальность, непохожесть на других. А иначе чем объяснить, что из 28 участников республиканского конкурса, среди которых были и шесть мужчин, победил именно он, учитель физкультуры обычной школы.
В 56-й школе Владимир Иванович работает с сентября 2000 года. Он стал одним из тех, кого пригласил в свою команду Виктор Алексеев. Между тем на заре своей трудовой деятельности Владимир Николаев и не собирался посвящать себя педагогике. Зато сейчас в его большой семье три педагога. Одна из шести сестер пошла по стопам мамы. Володю, хотя и был последним, седьмым ребенком, в семье не баловали, напротив, воспитывали по-спартански. И Антонина Михайловна, будучи одновременно и мамой, и учительницей начальных классов, у которой учился Володя, всегда держала его в ежовых рукавицах. После армии Николаев работал на Чебоксарском заводе промышленных тракторов. Но начался учебный год, а в Таутовской средней школе, которую окончил Владимир, не было военрука, и ее директор Николай Васильев попросил бывшего выпускника, прошедшего Афган, поработать один год со старшеклассниками. Старше своих учеников всего на несколько лет и на целую войну, молодой учитель быстро нашел с ними общий язык. К тому же, не ограничиваясь уроками НВП, организовал военно-патриотический клуб «Гармония», где занимались основами рукопашного боя, отработкой навыков стрельбы и многим другим, что потом пригодилось мальчишкам. Ученики до сих пор вспоминают это время с благодарностью. Подготовка помогла им в армии, а кому-то предопределила и профессиональный путь – некоторые пошли работать в милицию.
Может, так и остался бы Николаев в родном селе, но НВП, как и многое в нашей «стране перестройки», вышла из моды, и часы сократили. А сыграв свадьбу со своей одноклассницей, порешили на семейном совете перебраться в город, и с 1992 года чебоксарская школа №23 приняла в свой коллектив учителя физкультуры. К тому времени Владимир Иванович уже был студентом-заочником факультета физвоспитания Чувашского государственного педагогического института, который и окончил в 1995 году. Как-то незаметно, но достаточно быстро шел он по профессиональной лестнице. В 2000-м удостоен звания «Почетный работник общего образования РФ». В 2003 году защитился на высшую категорию.
В чебоксарской школе «Гармонию» сменил спортивный клуб «Викинг». Занимаются в нем около 60 ребят, и не только ученики 56-й, но и подростки из близлежащих микрорайонов. Ездят в «Викинг» и с другого конца города, где раньше Николаев тоже тренировал ребят. Почему же выбирают его, ведь в Чебоксарах работает не один клуб, где занимаются карате? Навыки рукопашного боя Николаев приобрел на службе. После прихода из армии стал заниматься ушу. Но ближе к сердцу оказалось карате-кекусинкай. В 1998 году первым среди учеников своего тренера Анатолия Орлова Владимир стал обладателем черного пояса. Однако совершенствование не закончилось. «Все-таки карате – путь пустой руки, а хотелось бы познать себя и через приобщение к оружию. Мой нынешний учитель и духовный наставник Владимир Васильевич Пинегин – такой светлый человек. И моя мечта в этой жизни – почувствовать просветление», – говорит учитель года-2004 Владимир Николаев.
Такое же таинство и для него, и для детей – тренировки. Пусть и просятся иногда родители посмотреть, он непреклонен: посторонние сковывают. День открытых дверей устраивают в «Викинге» раз в году, когда юные спортсмены показывают, чего достигли, а их тренер рассказывает об успехах своих воспитанников. Свое мастерство ребята оттачивают и на показательных турнирах с другими клубами. На последних соревнованиях Максим Мизитов стал чемпионом республики. Ильшат Тапсеев участвовал в IV международном турнире в Москве. Сегодня в активе тренера Владимира Николаева – 40 спортсменов массового разряда, два кандидата в мастера спорта, пять ребят имеют уже I взрослый разряд по карате. Но главное для нашего героя – выращивать не чемпионов, а хороших людей: «Философия карате – это стержень, основа, которая выражается в умении любить. Любить ближнего, себя, своих родителей, Родину. Сейчас, особенно на Западе, взращивают хороших спортсменов, но упускается та нравственная чистота, которая идет от старых мастеров Востока. Я считаю, духовная гармония личности – главное, и если человек собирается стать великим спортсменом, он должен это понимать. По опыту скажу, что детская закалка – одна из крепких, она остается на всю жизнь, потому что воспитаны ребята на заповедях кекусинкай».
Кстати, внеклассное мероприятие, показанное на конкурсе «Учитель года», так и называлось «Тайны Древнего Востока в поисках гармонии». Это была игра, итог которой – выявить сегуна не только путем физических испытаний. Поэтому и дротики метали, и хокку сочиняли, и изображали звериные стили в статических позах и в динамических движениях. Интересно было всем, потому что плохо ли, хорошо ли получалось у каждого, но появлялся повод задуматься о последующем совершенствовании своего тела и ума.
В спортклубе дети собираются заинтересованные, и к взаимопониманию с ними прийти гораздо легче, чего не скажешь об уроках физкультуры. Здесь чаще сталкивается учитель года-2004 с безразличием: кто-то не хочет, у кого со здоровьем плохо, а кто-то по необеспеченности спортивную форму не может купить. И хотя клубовцев в учебном процессе Николаев нисколько не выделяет, разница заметна. Даже девочки, занимающиеся в «Викинге», частенько обставляют мальчишек в отжимании, подтягивании на перекладине. Безусловно, и этот соревновательный момент он обращает в пользу занятий физкультурой. И все же тревожит Владимира Ивановича, что современные дети в Чебоксарах ли, в Москве ли больше времени проводят за телевизором да компьютером, нежели заботятся о своем здоровье. В своем конкурсном уроке он и хотел показать ребятам, для чего нужна физкультура человеку.
Николаев и его коллеги рискнули представить на суд жюри нетрадиционный для школы урок «Дыхательные упражнения в восточной гимнастике цигун», на котором дети учились дышать. Ведь если дышать правильно, то можно восстановить силы в кратчайшие сроки, настроить свой организм на хорошую работу.
На своих уроках он использует лишь элементы такой гимнастики и объясняет почему: «Вот в некоторых чебоксарских школах пытались проводить все уроки физкультуры по программе ушу, но не получилось. Боевое искусство интересно не всем. Кому-то нравятся волейбол, лыжи, баскетбол, легкая атлетика. И у нас в школе ученики занимаются в этих секциях».
Николаев – практик, и личный пример ставит превыше всяких слов: «Я никогда не смогу понять учителя физкультуры, который курит и употребляет спиртное. Он не только должен пропагандировать здоровый образ жизни, но и быть в этом примером для своих воспитанников».
Сделав ставку на нетрадиционный подход к учебному процессу, Николаев выиграл на республиканском конкурсе. Уже после оглашения результатов к нему подходили и говорили, что, лишь только узнав о столь необычных для учителя физкультуры темах, заранее предрекали победу именно ему. На Всероссийском конкурсе в Москве один коллега сказал чувашскому учителю: «Здесь просто тебя не поняли. Это же урок будущего!» Он и учит своих питомцев жить будущим.
Фото автора
Чебоксары
Владимир НИКОЛАЕВ
Комментарии