search
main
0

Путь педагога. Ветеран труда Валентина Войлокова отмечает двойной юбилей

​Недавно по телевидению в очередной раз демонстрировали художественный фильм «Сельская учительница». Отбросив все идеологические тонкости, вновь восхищаешься образом педагога, созданным на экране. Учительница, пришедшая в школу совсем девчонкой, в конце истории предстает перед нами Учителем с большой буквы. Убеленная сединами, но не потерявшая оптимизма и веры в свою профессию, она продолжает учить и воспитывать, помнит имена всех выросших уже учеников.

Этот фильм для нас, коллектива московской школы №492, не просто красивая история. Примером такого человека – Учителя, Воспитателя, Педагога – для нас служит Валентина Борисовна ВОЙЛОКОВА. Ее педагогический стаж – только вдумайтесь! – 60 лет.«Ну, – скажете вы, – это «руина». Ничего подобного! Молодая, никогда не унывающая, она не отстает от времени и всегда готова дать совет не только в педагогической ситуации, но и в жизненной. Даже человек, знающий Валентину Борисовну недавно, может сказать о ней только теплые слова.Можно просто написать, что ветеран труда Валентина Борисовна Войлокова «сделала отличную карьеру» в школе, но хочется показать не карьерный рост, а путь педагога.Что движет человеком, когда он выбирает профессию? Какие факторы влияют на этот выбор?Конечно, пример друзей, востребованность специальности, возможно, мода. Но в первую очередь – семья. Валентина Борисовна выросла в семье, в которой профессия учителя считается одной из самых важных. Большинство ее родных – педагоги, врачи или военные.Валентина Борисовна родилась в Омске, где находилось в тот момент место службы отца, кадрового офицера. Вскоре семья переезжает в Ленинград, где их застает Великая Отечественная война. Отец немедленно отправляется на фронт, а Валю вместе с мамой и двумя младшими сестрами эвакуируют в Чкаловскую область. Собирались спешно, не взяв никаких вещей, и ехали долго в холодном товарном вагоне.В эвакуации семье пришлось пережить множество тягот и лишений: смерть одной из сестер, голод, тяжелую болезнь мамы, во время которой сестрам даже пришлось пожить в детском доме. Но всегда, по словам Валентины Борисовны, находились добрые, хорошие люди, способные помочь другим, несмотря на общее горе. После выздоровления мама, учительница по профессии, устроилась работать в колхоз и организовала пункт сбора вещей для фронтовиков. Валентина Борисовна вспоминает, что она тоже «вносила посильный вклад»: рисовала для солдат рисунки.За год до окончания войны семья выезжает из эвакуации в Тамбов (в Ленинграде вернуться было некуда). Здесь Валентина Борисовна пошла в первый класс. Старенькую учительницу она вспоминает с большим теплом. Но самое яркое воспоминание из жизни того периода – День Великой Победы, когда все жители города вышли на улицу, обнимались, поздравляя друг друга, а в небе распускались цветы необыкновенного салюта.По окончании войны отец забрал родных из Тамбова, и вновь семья военного «путешествует» – переезжает вслед за новыми назначениями. Долгое время жили в Германии, на территории бывшей Польши. Здесь пришлось снова обустраивать быт, искать, где же будут учиться дети.Школы для русских детей не было, было организовано обучение в одном из домов, где занимались человек семь детей разного возраста. Преподавала родственница одного из военнослужащих. Время голодное, нищее: ни тетрадей, ни ручек… Но жизнь не останавливалась ни на минуту.Через некоторое время организовали школу-интернат для детей советских военнослужащих. Обучались дети из разных районов Германии, поэтому родители забирали учеников только на каникулы.Здесь семья прожила около семи лет, а после выведения войск из Германии поселились в Ростовской области. А еще через год отец Валентины Борисовны увольняется в запас и приобретает часть дома в дачном поселке Перловка Московской области. Семья уволенного в запас полковника должна была получить квартиру, но отец, считавший, что многие люди находятся в гораздо менее обеспеченном положении, отказался от бесплатного жилья.Здесь Валя оканчивает десятый класс. Несмотря на то, что училась в местной школе всего один год, до сих пор она помнит имена многих учителей, а с одноклассниками поддерживала отношения долгие годы.Валентина Борисовна, проработавшая сама много лет учителем, директором школы, наверняка могла бы рассказать об ошибках в работе каких-то учителей, об огрехах в образовании военного и послевоенного времени, но говорит о своих учителях всегда с большой теплотой, благодарна каждому из них не только за знания, но и за воспитание.По окончании учебы в школе вопроса о том, куда пойти учиться, для выпускницы не возникало. Только в педагогический! «Я всегда хотела работать в школе, приносить пользу людям», – говорит Валентина Борисовна. Но первый год для поступления оказался неудачным. Конкурс был огромным, и «тройка» по географии превратила учебу в мечты на целый год. В следующем году она поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова. Долго не могла решиться: на какой факультет подать документы? Вопрос был разрешен дядей, школьным учителем математики: «Русский язык – главный предмет в школе!» Параллельно с учебой Валентина Борисовна стала работать.Свой трудовой путь она начала в 1956 го­ду в качестве пионервожатой одной из московских школ. На этой невысокой, на первый взгляд, должности она смогла проявить свои педагогические способности, о чем говорят благодарности за успехи в деле воспитания молодежи, полученные ею в тот период. Также попробовала свои силы на должности учителя начальных классов. В 1963 году Валентина Борисовна окончила МГУ и стала преподавать русский язык и литературу. Работая учителем, она была и организатором по внеклассной работе, и заместителем директора, а потом и директором.В школе №497 Валентина Борисовна руководила и театральной студией, организовать которую помогали родители учеников: Михаил Жаров, Надежда Чередниченко и другие. Много ролей здесь сыграла Наталья Гундарева, тогда еще ученица.Став директором этой же школы, молодой руководитель не забывала и о патриотическом воспитании детей. На базе учебного заведения она создала музей 360‑й стрелковой дивизии, предшественницы известной в настоящее время 108‑й Невельской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии. В создании музея участвовали не только учителя, но и ученики. Каждому классу было поручено «шефство» над одним из ветеранов дивизии. На базе школы проводились встречи ветеранов, для них организовывали экскурсии по Москве и местам боевой славы. За эту работу Валентина Борисовна была удостоена благодарности от Московского городского совета ветеранов Великой Отечественной войны.Валентина Борисовна всегда стремилась поддерживать связь поколений. Многие из ее учеников сами стали педагогами, а любовь к этой профессии она старалась воспитать в них с детства. Для этого в школе были открыты классы с педагогическим уклоном. Также был создан музей истории школы №497, одной из старейших школ района.В 1987 году было принято решение назначить Валентину Борисовну на должность директора школы-новостройки. Переезд, как известно, всегда сродни пожару. К работе приступила в апреле, а с 1 сентября нужно открыть двери для учеников. Нет ничего проще! Но отделка здания еще не окончена, территория не обустроена, да и в самом здании нет ни парт, ни стульев. Приходилось работать днем и ночью, быть и руководителем, и грузчиком, и сторожем. Но школа – это не только стены и мебель. Не один год прошел, пока удалось собрать коллектив учителей-единомышленников. Со временем в школе появились и свои традиции.На базе школы №1169 была создана программа обмена учениками – налажены контакты с одной из гимназий в Германии. Дети из немецких семей приезжали в Москву, жили в семьях учеников. Для гостей проводились интересные мероприятия в самой школе и экскурсии по музеям города и Подмосковья.По поручению Министерства образования СССР Валентина Борисовна несколько лет направлялась в Германию как преподаватель русского языка для немецких учителей. Ей пришлось работать в разных городах страны: в Потсдаме, в Ростоке, в Дрездене. Вела занятия по стилистике языка, фонетике, разучивала с немцами русские песни, объясняя смысл слов. Случалось, «ученики» делали смешные ошибки, оставшиеся в памяти. Поразила Валентину Борисовну и пунктуальность немцев. «Я пришла на занятие, – рассказывает она, – в аудитории пусто. Жду. До начала занятия пять минут – никого. Три минуты – никого. Одна минута – никого! Слушатели пришли сразу все – минута в минуту!»В 2001 году Валентина Борисовна решила оставить должность директора школы и уйти на пенсию, но отдыхать ей не пришлось: ее пригласили на работу в школу №873. Школе срочно требовался учитель. «Новая» сотрудница получила сразу три 10‑х класса и классное руководство.В 2012 году школа соединилась со своей соседкой. Был образован комплекс под общим номером 492, где Валентина Борисовна продолжает трудиться. Интересно, сколько экзаменов сдала она вместе со своими учениками? Вот и в этом году у нее снова выпускной 9‑й класс.Скольких учеников выпустила Валентина Борисовна, скольких научила? Сосчитать, наверное, невозможно. Да и незачем. Главное, что она стала для них дорогим человеком, любимым учителем, примером педагога. Выпускники постоянно навещают Валентину Борисовну, приглашают ее на встречи, приходят к ней в школу. А если не застают на работе, обязательно оставляют для нее букет цветов. Многие сами стали учителями русского языка и работают в разных округах Москвы. Есть и такие, кто преподает другие дисциплины в школах и вузах города. Главное, что они выбрали профессию педагога по примеру любимого учителя.Перед тем как написать статью об Учителе, Наставнике, просто об одной из сотрудниц нашей школы, я побеседовала с Валентиной Борисовной. Слушая ее рассказ, я испытывала разные чувства: горечи за трудное детство малышей военного времени, волнения за их судьбу, радости за то, что их сердца не ожесточились, а пережитое выразилось готовностью помогать другим людям. Я рассказала о детстве так подробно, потому что считаю, что главные свои качества – бескорыстие, умение не растеряться в трудной ситуации, прийти на помощь, память о жизненных уроках прошлого – Валентина Борисовна получила еще тогда, от своих родителей. Практически любое ее дело «начиналось с нуля»: организация театральной студии, создание музея боевой славы в школе (он существует до сих пор), открытие новой школы. И каждое дело доведено до конца. Она пронесла частицы своего детства через все свои начинания и стала связующей нитью нескольких поколений.Я спросила Валентину Борисовну о том, какая работа для нее была наиболее интересна: должность директора, простого учителя или организатора внеклассной работы. По ее словам, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Каждая из должностей имеет свои плюсы и минусы. Руководитель имеет больше возможностей для развития школы, больше свободы в поступках, но и несет огромную ответственность за учеников и коллектив. Директор посвящает много времени руководящей работе, поэтому ограничен во времени преподавания и общения с детьми. А это главное, ради чего Войлокова пришла в школу. Даже будучи директором, Валентина Борисовна вела уроки или кружок. Любая работа в школе, по ее убеждению, важна и интересна.Конечно, за свой труд Валентина Борисовна отмечена многими наградами. Ее трудовая книжка пестрит благодарностями от руководства. Она имеет грамоты различного уровня и от разных организаций. Валентина Борисовна – ветеран труда, отличник просвещения СССР, награждена медалью «В память 850‑летия Москвы».Казалось бы, можно спокойно почивать на лаврах, но она постоянно спешит на различные курсы, подтверждает свою категорию, проводит литературные вечера.В этом году Валентина Борисовна Войлокова отмечает сразу два юбилея: свое 80‑летие и 60‑летие трудовой деятельности.Весь коллектив школы №492 желает ей крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов, такой же неутомимости в начинаниях.Мария СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы, председатель профсоюзной организации школы №492, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте