Любые изменения, происходящие в обществе, влекут за собой и изменения требований, выдвигаемым к выпускнику современной школы. Ситуация такова, что на первый план выходят такие качества, как коммуникативность, умение самостоятельно ставить перед собой задачи и искать пути их решения. И чем нестандартнее будет решение, тем выше его оценит работодатель, особенно если речь идет об инженерных профессиях.
Это подтверждают исследования, проведенные Л.Н.Банниковой, Л.Н.Борониной, Ю.Р.Вишневским, представителями Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина: «Реальный уровень развития компетенций по ряду позиций у выпускника с дипломом инженера, по оценкам практиков, значительно ниже ожидаемого. Прежде всего речь идет об оценках работодателями значимости таких компетенций, как «способность к самостоятельной работе» (выбор проблемы исследования, методов). …Второе место по значимости для работодателя разделяют две компетенции – «опыт взаимодействия с реальным сектором» и «коммуникативные навыки».
На мой взгляд, вовлечение ребенка в научно-исследовательскую деятельность не только позволит развить все необходимые качества для взрослой жизни, но и сделает процесс обучения интересным и увлекательным. Ибо, как считает А.О.Карпов, в системах научного образования новые знания создаются в результате исследовательской практики.
Почему я делаю акцент на инженерах? Учителя, работающие в профильных инженерных классах, знают, что проектная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. От нас требуют проекты, причем индивидуальные, с каждым ребенком. А как научить ребенка за один год проводить грамотное научное исследование, и не просто научить, а сделать эту деятельность образом его жизни? По-моему, ответ очевиден – никак. Для того чтобы новый школьный предмет «Проектная деятельность» был не мучением для учащихся и их педагогов, а отдушиной, приносящей удовольствие, новые знания и открытия, вводить элементы исследования необходимо с раннего возраста, чтобы от воспитанника дошкольного отделения до выпускника школы деятельность ребенка была выстроена согласно следующей цепочке: «удивление – интерес – пробы – знания – опыт – навыки – мастерство». Сейчас, когда школы стали огромными комплексами с детскими садами, это становится возможным.
Первые два понятия – «удивление» и «интерес» – это привилегия дошкольных отделений. Поэтому основной задачей воспитателя становится создание таких условий, при которых на каждое «почему?» ребенок, направляемый мудрым наставником, попробует найти ответ сам. Найти – значит поэкспериментировать, проверить опытным путем.
Вторые понятия – «пробы» и «знания» – осуществляются, когда у ребенка возникает интерес к получению знаний опытным путем, и учитель начальной школы поддерживает его желания, давая ему новые знания и новые задачи для самостоятельных исследований. На мой взгляд, начинать нужно с небольших вопросов на уроке, оставляя что-то недосказанным, побуждать юного исследователя к самостоятельному поиску ответа. А на внеурочной деятельности показывать различные методы проведения опытов и экспериментов, благо сейчас материальное обеспечение многих школ позволяет это делать.
В среднем звене уже реализуется третья ступень – «опыт» и «навыки» – происходит ранняя профилизация, и, если грамотно были выстроены программы в дошкольном образовании и в начальных классах, большинство детей легко решат, в каком профиле хотят учиться.
Так как мы говорим о будущих инженерах, то особое внимание хочется обратить на классы «Математической вертикали». В этих классах изучение математики идет на углубленном уровне. Но для воспитания мыслящих и умных людей мало дать им большой объем знаний, им нужно привить культуру научной деятельности, культивировать желание совершать новые, пусть на этом этапе только для них, открытия. Если ребенок умеет мыслить, думать, искать ответы на вопросы, он без особых проблем решит любую олимпиадную задачу и без алгоритма, который в него вложит учитель, найдет свое собственное, более интересное решение. То есть необходимо создать детям атмосферу творчества, чтобы им самим захотелось искать и находить новые знания, а по мнению А.О.Карпова: «Творческое отношение к знанию и познанию образует психосоциальную основу метода научных исследований».
Для полного погружения ребенка в научно-исследовательскую деятельность образовательная организация должна детально продумать и проработать каждый элемент образовательного пространства. В первую очередь в образовательные программы по всем предметам необходимо включать элементы исследования. В классах инженерного направления по основным профильным предметам программы должны содержать больше практического применения и перекликаться с темами других определяющих дисциплин. Метапредметные практические задания помогают понять детям, что изучаемые предметы являются частью реальной жизни, они способны помогать не только решать теоретическую задачу, но и находить выход из конкретной жизненной ситуации. В таком случае, естественно, поменяется и структура урока. Давая материал, учитель будет ставить перед учащимися задачи, которые либо расширяют тему, либо углубляют ее. И это, на мой взгляд, не увеличит нагрузку на ученика, это будет давать ему темы для самостоятельных научных исследований. Задачи можно ставить не перед всем классом, а перед отдельными учениками, которые впоследствии донесут найденный материал до своих одноклассников, что будет способствовать не только развитию познавательной деятельности, но и умению выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, формировать коммуникативные навыки.
Учителям старшей школы останется лишь оттачивать четвертую ступень – мастерство своих учеников, которые освоили все ступени проектной деятельности.
Образовательное пространство школы – это не только программы, по которым преподают учителя, но и кабинеты, коридоры, холлы. Продуманные школьные коридоры, как ни странно может это звучать, также способны побудить ребенка к поиску новой информации. Например, чтобы разнообразить формы и методы выдаваемой детям информации, наши учителя в коридорах вывешивают листы с QR-кодами, за которыми прячется интересная и полезная информация. Там стоят стеллажи с книгами и журналами, которые меняются еженедельно. Диваны в виде геометрических фигур, широкие подоконники служат столом, если необходимо поставить ноутбук или записать пришедшие мысли, все это развивает и стимулируют ребенка потратить время перемены с пользой для себя, а не сидеть и играть в телефон.
Я не могу рассказать, как будет, если эта методика заработает и проектную деятельность начнут культивировать с дошкольных групп. Могу лишь поделиться своими результатами, когда, взяв детей в 5‑м классе у учителя, который занимался с ними исследованиями, адекватными их возрасту, оттачивая наработанные навыки, к 10‑му классу мои инженеры достигли немалых высот. Из 30 проектов 23 стали неоднократными победителями конкурсов различного уровня: «Инженеры будущего», «Шаг в будущее», «Открой в себе ученого», фестиваля «Наука. Образование. Производство» и других, 11 из них были рекомендованы для участия в международных соревнованиях. И когда в 11‑м классе им была поставлена цель готовиться к экзаменам, они не смогли отказаться от исследований и продолжают выдавать идеи и их реализовывать, занимая места на олимпиадах и фестивалях уже международного уровня.
Ольга РЯСЬКО, учитель математики Школы имени В.В.Маяковского
Комментарии