Нашей стране есть чем гордиться: шедевры искусства, научные открытия, спортивные победы. Но особым предметом гордости для россиян всегда являлись наши достижения в области освоения космоса. Мы были первыми, преодолевшими земное притяжение и смело шагнувшими в бесконечность космического пространства.
Освоение космоса – это не удел героев-одиночек, это результат напряженного труда целых поколений, отражение уровня развития науки, промышленности и самосознания масс, готовых жертвовать личными благами ради великой общей цели.Полуграмотного обывателя можно развлечь сказкой о ковре-самолете или путешествии из пушки на Луну, но невозможно сподвигнуть на приложение колоссальных усилий по изучению сложных наук и созданию новейших технологий. Идеи о необходимости освоения космического пространства можно заложить только в детские умы, столь восприимчивые к мечтам и новым идеям. Но для начала в них необходимо хотя бы вложить научную картину мира, в частности знания по астрономии.Это прекрасно понимали наши предки. Для них было очевидно, что путь к звездам начинается за школьной партой. Да ведь если вспомнить, то и сам основоположник теории космических полетов К.Э.Циолковский был школьным учителем.В учебный план астрономия (как самостоятельный предмет) была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10‑м классе. Тогда особо отмечалось идеологическое значение предмета. Результат стал очевиден через тридцать лет: первый искусственный спутник, первый космонавт, первый выход в открытое космическое пространство… Освоение космоса пошло семимильными шагами.В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Целью помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, является изучение физики и математики, а также правильное отношение к лженауке и псевдонаучным сенсациям.Это замечательно. Но ведение данного курса в 10‑11‑х классах, по моему мнению, не отвечает изменениям, произошедшим в школе за последние десятилетия. В отличие от школы ХХ века, когда 10‑11‑й классы были периодом изучения наиболее сложных вопросов фундаментальных наук, в современной школе это время специализации учащихся, время их профильного обучения, когда предметы, не вошедшие в круг «выбранных», психологически относятся к «ненужным», «не обязательным».Действительно, трудно сподвигнуть учащегося гуманитарного профиля (которых сейчас подавляющее большинство) на изучение физики, которой у него уже нет в программе, или математики, итоговый экзамен по которой он сдает в 10‑м классе. Да и в профильных физико-математических классах 36‑часовой курс астрономии, который представлен парой вопросов в ЕГЭ по физике, не вызывает особого интереса.Изучение астрономии необходимо начинать гораздо раньше, когда у ребенка только формируется его личная сфера интересов, когда его легко увлечь, захватить его воображение интереснейшими вопросами мироздания.Именно поэтому в нашей школе №937 изучение астрономии решили начать в 5‑м классе. Пока, к сожалению, только в рамках занятий второй половины дня в кружке.Проблема заключается в неприспособленности существующих УМК для детей возраста 11‑12 лет. Такие известные пособия, как книги авторства Воронцова-Вельяминова и Страута, Галузо, Голубева и Шимбалева, предназначены для учащихся 10‑11‑х классов, а материалы из учебников «Естествознание. 5 класс» излишне упрощены и примитивны.Поэтому я пошла по пути адаптации существующей программы изучения астрономии к возрастному уровню учащихся. На мой взгляд, адаптация прошла достаточно успешно. Безусловно, пришлось отказаться от большого количества информации из математики и физики, а частично заниматься пропедевтической деятельностью, объясняя детям десятичные дроби, степени и системы координат. Мы разобрали темы, касающиеся звездного неба и звездных координат, общего строения Солнечной системы, природу и строение планет, Солнца, звезды, их виды и элементы их эволюции. В результате пятиклассники прекрасно усвоили базовые понятия курса, научились работать с подвижной картой звездного неба, приняли активное участие в московской олимпиаде по астрономии, вплоть до городского этапа, и, что самое главное, сохранили интерес к предмету и желание продолжить его изучение.Большую помощь в этой нелегкой работе мне оказала возможность легко и быстро находить необходимые материалы в базе МЭШ.В шестом классе я планирую рассмотреть оставшиеся вопросы курса, вернуться к уже изученным, но на новом, более высоком, уровне.Конечно, в кружок идут дети, изначально интересующиеся данным предметом, но я абсолютно уверена, что, если бы эти занятия проводились со всеми учащимися параллели пятых классов, результаты были бы не хуже, а детей, загоревшихся мечтой дотянуться до звезд, – гораздо больше.На мой взгляд, изучение астрономии в школе должно быть представлено в виде двух курсов: одного – ныне существующего, изучающегося в 11‑х классах только физико-математического и инженерного профиля, и другого – для параллели 5‑6‑х классов, который еще предстоит создать.
Освоение космического пространства продолжается, в него втянуты колоссальные научные и экономические ресурсы всей Земли, процесс этот необратим, и, чтобы наша страна не оказалась на обочине этого пути, начинать его необходимо как можно раньше.
Елена ТИТОВА, учитель физики школы №937
Комментарии