Если где-то что-то происходит впервые, это всегда привлекает внимание. Особенно когда организатором и инициатором выступает Российская академия образования при поддержке Минобрнауки РФ. Неудивительно, что первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в российском классическом университете», прошедший на днях в столице, вызвал интерес у всего образовательного сообщества.
В мероприятии, призванном обсудить ключевые направления развития педагогического образования в российских классических университетах, очно и онлайн приняли участие более 700 представителей российских и зарубежных вузов, а также ведущие ученые, эксперты, представители федеральных органов управления образованием.
По словам президента РАО Ольги Васильевой, сегодня в России профессиональных учителей готовят более чем в 200 вузах. Правда, именно педагогических среди них, подведомственных Минпросвещения, всего 33, отраслевых – 54, остальные классические. Во всех этих организациях обучаются более 600 тысяч студентов. Также стоит напомнить и о существовании более чем 400 колледжей и училищ.
– Хочу отметить, что проблемы образования по праву можно назвать общемировыми, поскольку в той или иной степени они проявляются везде, а не только в России, – подчеркнула президент РАО. – Это связано с недостатком научно обоснованного содержания образования, низким уровнем предметной подготовки студентов, плохой интеграцией теории и практики, оторванностью вуза от школы. Кроме того, и это я постоянно повторяю, современные исследователи очень слабо владеют всем тем, что было создано кем-то гораздо раньше, они часто идут по уже проторенным маршрутам, считая себя первооткрывателями, заявляют о том или ином открытии, не зная, что оно уже было сделано 40, 50, 70 лет назад. Надо изучать опыт наших великих предшественников!
Ольга Васильева отметила, что сегодня особую роль играет воспитание подрастающего поколения, поэтому педагогическим вузам следует внедрять новые формы воспитательной работы со студентами. В этом году РАО начинает большое исследование «Портрет современного студента – будущего педагога». Специалисты Центра развития образования РАО планируют опросить 7 тысяч студентов-педагогов, почему они решили получать высшее педагогическое образование, как оценивают его качество и содержание, участвуют ли в научно-исследовательской работе, какие отношения у них складываются с преподавателями, чем планируют заниматься и куда пойдут работать после вуза и так далее. Другое исследование будет посвящено мониторингу образовательных программ, по итогам которого станет понятно, от чего стоит отказаться, а что следует оставить.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев отметил, что хоть нашу страну сейчас и пытаются «заключить в резервацию», мы не стремимся сами отгородиться от остального мира, а всегда готовы к восстановлению и налаживанию связей как в образовании, так и в культуре, науке, экономике.
– Система подготовки кадров для образования в нашей стране третья по мощности после сферы IT и медицины, – напомнил замминистра. – Но, несмотря на то что будущих учителей сейчас обучают как в педвузах, так и в ведомственных и классических университетах, мы не рассматриваем это как некие параллельные реальности. Наоборот, мы выступаем за то, чтобы на выходе независимо от профиля вуза иметь выпускника, который был бы прекрасно подготовлен по своему предмету и при этом отлично разбирался в вопросах возрастной педагогики и психологии.
Дмитрий Афанасьев напомнил также, что в последние годы наблюдается увеличение количества тех, кто хочет связать свою жизнь с преподавательской деятельностью. Это говорит о росте престижности профессии учителя, однако чтобы это не было каким-то всплеском, а превратилось в устойчивую линию роста, необходимо и дальше прилагать усилия для создания комфортных условий работы российских педагогов, повышения зарплат, решения проблем жилья и так далее.
Заместитель министра просвещения РФ Анастасия Зырянова рассказала о том, что предварительный анализ образовательных программ вузов, в которых готовят будущих учителей, выявил серьезную проблему: нередко эти программы довольно сильно отличаются друг от друга. В результате выпускники одних и тех же специальностей имеют разный набор знаний, умений, навыков, обладают разными компетенциями. Это не только ставит под сомнение качество подготовки российского педагога, которое должно быть высоким независимо от того, какой вуз он оканчивал, но и противоречит идеям формирования единого образовательного пространства.
– В результате были определены единые подходы к предметной и методической подготовке будущих педагогов, сформировано «Ядро высшего педагогического образования», – констатировала Анастасия Зырянова. – Министерство просвещения разработало методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию. Были определены три модуля (психолого-педагогический, воспитательный и коммуникативно-цифровой), а также 24 модельные рабочие программы предметно-методических модулей, по каждому предмету школьного ФГОС. Все эти компоненты в обязательном порядке должны присутствовать во всех вузах, где обучают будущих преподавателей школ.
Помимо этого огромные средства ежегодно тратятся на модернизацию инфраструктуры педагогических вузов, создание 33 технопарков универсальных педагогических компетенций и, конечно же, капитальный ремонт фондов вузов. В ряде вузов открыты педагогические «Кванториумы», где студенты могут ознакомиться с теми техническими новинками и инструментами, которые сейчас используются в образовательном процессе. И количество таких «Кванториумов» постоянно растет.
Также идет усиление связей между педвузами и базовыми школами Минпросвещения (которых сейчас 547). За один лишь 2021 год там было проведено 1200 мероприятий и охвачены порядка 30 тысяч учеников. Активно растет количество педагогических классов, на данный момент их открыто 1305, в них обучаются около 17,5 тысячи детей, а будут – не менее 5000.
– На основе «Ядра высшего педагогического образования» в новом учебном 2022‑2023 году будут учиться все первокурсники, – пообещала замминистра. – Также продолжатся модернизация и оснащение университетов в рамках президентского проекта. Новым элементом инфраструктуры каждого вуза станут площадки для проведения демонстрационного экзамена. И конечно же, будут расширяться и укрепляться волонтерские проекты по поддержке граждан, прибывших на территорию Российской Федерации. В них задействованы около полутора тысяч студентов, и их количество также будет расти.
Член-корреспондент РАО, научный руководитель Центра развития педагогического образования РАО, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова перечислила основные функции современного университета в экосфере образовательной кадровой политики.
– Во-первых, это исследовательский центр, где производятся оценка качества и прогноз кадрового запроса, – отметила она. – Во-вторых, экспертный центр, который изучает программы развития образования региона и дает свое профессиональное заключение. В-третьих, проектный центр, который занимается решением актуальных задач и проблем по заказу системы образования. В-четвертых, собственно образовательный центр, который занимается реализацией образовательных программ. В-пятых, кадровый центр, где происходят повышение квалификации и переподготовка педагогических сотрудников. В-шестых, современный университет – партнер в единой системе непрерывного педагогического образования, включающей в себя педагогические классы, колледжи, педагогические вузы, учреждения системы дополнительного образования и все остальное. В-седьмых, это инновационный центр, и здесь в качестве вариативной модели можно предложить проект модернизации педагогического образования. Наконец, в-восьмых, университет – это еще издательский, производственный центр, где создаются онлайн-курсы, цифровые инструменты, учебники, учебное оборудование и многое другое.
Член-корреспондент Российской академии образования, ректор МПГУ Алексей Лубков высказал мнение, что для сельской школы следует готовить учителей по особым программам, делая упор на преподавание не какого-то отдельного предмета, а целых предметных областей – гуманитарной, естественно-научной, общественной и так далее. Ведь в глубинке школы, как правило, малокомплектные, достойную нагрузку (а значит, и зарплату) там учителя нередко могут получить, преподавая одновременно несколько предметов. Так почему же изначально не заложить этот принцип в систему высшего педагогического образования?
А еще он предложил бакалавриат в системе педобразования сделать пятилетним или вовсе вернуться к специалитету.
– Пора сконцентрироваться, наконец, на наших национальных ценностях образования, – подытожил Алексей Лубков.
На площадке форума состоялось совещание руководителей организаций высшего профессионального образования, в котором приняло участие руководство Минобрнауки России и Российской академии образования. Были высказаны намерения увеличить количество бюджетных мест в педагогических магистратурах российских классических университетов, создавать и укреплять сетевое межвузовское взаимодействие в плане обмена лучшими образовательными практиками.
Также обсуждались модели повышения качества профессиональной педагогической подготовки, модернизации системы непрерывного педагогического образования в контексте современных вызовов, подходы к развитию интеграции в области педагогического образования в странах СНГ с точки зрения форматов и механизмов работы и многое другое.
Стоит отметить, что мероприятия в рамках форума проходили одновременно как в самой Российской академии образования, так и в МГУ имени М.В.Ломоносова, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина, МГПУ, а также в издательстве «Просвещение».
Ключевые тезисы выступлений доступны в Telegram-канале форума https://t.me/axiomalab/31
Записи трансляций доступны по ссылкам:
Первый день
Второй день
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии