search
main
0

Путь к успеху непрост

Начинается он с отсутствия страха перед неизвестным

На одной из наших образовательных площадок в старинном и не по-современному уютном здании царит своя неповторимая атмосфера. Здесь обу­чаются ребята с особыми образовательными потребностями. Они приходят к нам совсем малышами в первый класс, а уходят после 9‑го, поступают в лучшие колледжи Москвы.

 

Школа объединяет в своих стенах юных москвичей из всех районов столицы. Это и неудивительно, ведь к каждому ребенку независимо от особенностей его нозологической группы учителя и специалисты находят особенный, индивидуальный подход.

Коррекционная педагогика в нашей школе имеет давнюю и славную историю. Когда-то давно, а точнее до 2013 года, в Москве, на Олимпийском проспекте, находилась коррекционная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи. Вот тогда и стали формироваться особые подходы к обучению детей с ОВЗ, в том числе и в требованиях к уровню компетенции педагогов: каждый учитель, работающий с 1‑го по 9‑й класс с детьми с особыми потребностями, помимо основного педагогического имеет и профильное дефектологическое или психологическое образование.

В 2013 году 45‑й интернат вошел в комплекс школы №1297. И началась новая история нашей, теперь уже образовательной площадки, где ребята обучаются по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Менялись, а вернее добавлялись, различные нозологические группы и варианты программ, и вот на сегодняшний день в нашей школе обучаются ребята с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и расстройством аути­стического спектра. Бывает и так, что вариант программы, рекомендованный ЦПМПК, изменяется с течением времени с цензового на нецензовый уровень. Но и в этом случае наши ребята остаются с нами, меняется способ организации образовательного процесса для наиболее эффективной реализации рекомендованной программы.

Что нужно сделать, чтобы школа стала востребованной и обращения от родителей, желающих привести своего особенного ребенка именно в нашу школу, начинались задолго до объявления о новом наборе детей в 1‑й класс?

Доверие. Эффективность. Успех

Вот три кита, на которых строится наш подход к образованию и воспитанию, именно эти ценности стали основой нашего девиза «Школа №1297 – школа равных возможностей!».

Рассмотрим наш путь с самого первого, цветочно-волнительного, звонка до торжественного и с легкой грустинкой выпускного вечера.

Шаг первый. Доверие

Когда возникает это чувство у родителей особенного ребенка? Когда есть уверенность. Уверенность в безопасности и комфортных условиях пребывания ребенка в школе, в профессионализме и мастерстве специалистов и педагогов, которые смогут найти индивидуальный подход к каждому, поддержать успех ребенка и скорректировать недостатки. Здесь нет мелочей, важно все – от организации питания до качества пространственно-образовательной среды. В нашей школе ребята обучаются в автономных классах малой наполняемости (не более 12‑13 человек в зависимости от нозологических групп), в классах вместе с учителем работает тьютор, при необходимости – учитель-дефектолог и учитель-олигофренопедагог, функционируют ресурсный класс и сенсорная комната, в настоящее время мы работаем над созданием комнаты психологической релаксации. Уроки адаптивной физической культуры проводятся как в спортивном зале, так и на спортивных уличных площадках.

Очень важно правильно организовать систему питания, ведь все наши ребята и завтракают, и обедают в школе. Светлый обеденный зал, качественная и очень вкусная еда, четкий график приема пищи, налаженная система дежурства педагогов и старшеклассников – вот то, что заставляет ребят не только получать удовольствие от завтрака и обеда, но и учиться этикету приема пищи и аккуратности, правилам поведения и ценностям здорового образа жизни. Все это основа успешной социализации наших детей, над чем мы работаем постоянно: на уроках и коррекционных занятиях, в урочной и внеурочной деятельности, в столовой и на прогулках.

Шаг второй. Эффективность

Для того чтобы обучающийся с особыми образовательными потребностями смог раскрыться в учебной деятельности, обрести мотивацию к получению образования, научился конструктивно коммуницировать и быть активным, учебно-воспитательный процесс должен быть выстроен подобно швейцарскому часовому механизму. Все составляющие – урочная деятельность, которая реализуется в соответствии с учебными планами различных нозологий, внеурочная работа, основанная на сочетании коррекционно-развивающей деятельности, проводимой профильными специалистами, и занятия, направленые на развитие общих компетенций обучающихся, система дополнительного образования, общешкольные творческие дела и насыщенные внешкольные мероприятия – направлены на раскрытие талантов наших ребят, создание ситуаций успешности, коррекцию име­ющихся проблем в развитии.

Наше главное убеждение состоит в том, что каждый человек уникален, в зависимости от этого мы и строим учебно-воспитательный процесс. У нас нет отдельных классов для ребят с интеллектуальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития. И это наш принцип. Такие ребята в урочное время занимаются в метагруппах в соответствии со своим учебным планом, в рамках внеурочной деятельности с ними работают профильные специалисты, а в общих делах класса и школы ребята участвуют наравне с теми, кто осваивает цензовый уровень образования. Это и школьные, и вне­школьные мероприятия, которые способствуют успешной социализации, формируют коммуникативные навыки и чувство ответственности.

В нашей школьной жизни мы не ограничиваемся только учебной деятельностью. Огромное значение имеет воспитательная работа. И основана она на убеждении, что наши ребята могут все! Может, не сразу, может, им понадобится чуть больше времени, чем нормотипичным сверстникам, но они так же могут ставить спектакли и музыкальные вечера, участвовать в церемонии поднятия флага и «Разговорах о важном», быть волонтерами и активистами благотворительной деятельности. Важнейшая роль в этой работе отведена классному руководителю, ведь от его умения зажечь сердца детей, объяснить, повести за собой зависит очень многое. А еще правильно донести информацию до родителей, привлечь их к нашей жизни, чтобы они стали ее активными участниками и нашими первыми помощниками. Важно на­учиться видеть боль других людей, прийти на помощь, быть неравнодушными. Ежегодно мы проводим благотворительные акции в помощь нуждающимся: «Поможем встретить Новый год» – это акция для больных детей и стариков Нижегородской области, «Дай лапу, друг!» – сбор корма для приютов для бездомных животных, принимаем участие в городской акции «Добрые крышечки» и др.

Шаг третий. Успех

Путь к успеху непрост. А начинается он с формирования мотивации к достижению цели. И с отсутствия страха перед неизвестным, с уверенности в своих силах. Главный помощник в решении таких непростых задач – наш любимый город. Ребята стали участвовать в независимых диагностиках Московского центра качества образования. Да, не сразу все получилось, были и трудности, и неудачи. Зато в результате в системе преподавания учителя стали все больше использовать сервисы онлайн-диагностик, учить ребят работать с компьютерным форматом проверки знаний. И результат стал лучше.

Благодаря активной позиции учителей-предметников и классных руководителей в копилке значимых достижений школы победы в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы и городов России», «Не прервется связь поколений», выход в финал конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», два года подряд команда нашей школы становилась дипломантом и победителем открытого Московского фестиваля «1+1: равные условия – равные возможности» и во многих других конкурсах и соревнованиях. Активное участие наших детей в городских мероприятиях – принцип нашего педагогического коллектива: не замыкаться в себе, не останавливаться на достигнутых в результате коррекционно-развивающей деятельности результатах, а двигаться вперед, учиться преодолевать сложности и становиться сильнее. Учиться побеждать. И тогда в конце года на торжественном мероприятии, которого ждут все ребята и педагоги, успех будет отмечен.

Три года назад возникла в нашей школе новая традиция – проведение ежегодной итоговой конференции «Триумф», героями которой становятся и ребята, и учителя. Здесь отметят успех каждого – громкий, на уровне города, или пока еще робкий, школьный первый шаг к большим свершениям: это и победы в школьных конкурсах, отличная учеба, высокие результаты, проявленные в ходе диагностик, активность в волонтерской и благотворительной деятельности, ну и те конкурсы и олимпиады, о которых мы говорили выше. В нашем деле мелочей не бывает!

Конечно, говорить о том, что у нас нет сложностей, не приходится. Все мы с ними сталкиваемся и решаем возникающие задачи, может, и не так быстро, как хотелось бы. Но на этом пути, по которому мы идем рука об руку с нашими особенными детьми, нас поддерживает уверенность в правильности выбора того дела, которому мы служим!

Ксения КОШТИАЛ, заместитель директора школы №1297

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте