Российский научно-просветительский центр «Холокост» организовал семинар преподавателей стран СНГ в Национальном музее катастрофы и героизма Израиля, который проходил в г.Иерусалиме весной этого года. В нем приняли участие преподаватели, научные сотрудники, специалисты органов управления образованием Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Петрозаводска, Тулы, Тамбова, Калининграда. Информационно-методическая работа по теме холокоста проводилась в разных формах: лекции, практикумы, встречи с очевидцами, ролевые ситуации, работа в музеях. Например, в музеях: Национальном музее катастрофы и героизма – Яд Вашем, Историческом музее Израиля (Иерусалим), Национальном музее Масада, Музее – мемориале борцов гетто им. Ицхака Каценельскона в Западной Галилее, на территории кибуца «Лохамей ха-геттаот», музее «Энергия мужества» в г.Хадере.
В течение девяти дней мы обсуждали темы лекций: «История еврейского народа»; «Еврейская община и еврейская традиция в средние века и в новое время»; «Советское еврейство между двумя мировыми войнами. Операция «Барбаросса» и уничтожение советского еврейства»; «Антисемитизм в исторической перспективе»; «Нацистская идеология и евреи. Арабский мир и катастрофа. Отношение еврейского ишува и израильского общества к катастрофе»; «Сравнительная характеристика гетто на территории Польши и СССР. Свободный мир и катастрофа, местное население и катастрофа»; «Праведники народов мира», «Отличительные черты российского и восточноевропейского антисемитизма».
Наиболее привлекательной формой работы оказались практикумы: в библиотеке музея и архиве, Долине общин, на экскурсии на художественную выставку, в Зале имен (погибших в гетто). Ряд проблем организаторами были вынесены на обсуждение участников, стали объектом дискуссий: дилеммы еврейского руководства в годы войны, катастрофа и театр, встречи с очевидцами холокоста, отрицание катастрофы (точка зрения), стереотипы и предрассудки, антисемитизм, обмен мнениями между участниками семинара и сотрудниками Яд Вашем.
Представление об Израиле было дополнено интересными экскурсиями по Иерусалиму и стране: Мертвое море, крепость Масада, древние пещеры, старый г.Яффо (на месте современного Тель-Авива), г.Хадера, кибуцы, поездка на Голанские высоты, в Иорданскую долину.
Для работы была предложена концепция преподавания истории холокоста (шоа). Сформулированы для обсуждения принципы, которые могут (или не могут) использоваться для преподавания данной темы в российских школах: преподавание темы шоа должно опираться на изучение подлинных источников и документов: человеческий аспект катастрофы как противовес нацистской политике систематической дегуманизации; осмысление этических проблем через дилеммы и проблемы человеческого выбора в ситуации катастрофы; междисциплинарный подход – использование интерактивных методик в качестве учебного материала, а также произведений литературы, искусства и т.д.; преподавание темы шоа должно включать три стороны треугольника: жертва-убийца-стоящий в стороне; предыстория катастрофы и ее последствия как обязательные составляющие преподавания темы; преподавание темы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Слушатели в начале программы и в конце ее выполняли задание: «Для чего, по вашему мнению, нужно преподавание катастрофы не только в Израиле, но и в странах бывшего Советского Союза, Польше и т.д.». Градация ряда положений в результате учебы претерпела у многих участников школы изменения. Предложенный вариант выглядел следующим образом: чтобы воспитывать толерантные отношения в обществе; для того чтобы строить здоровое плюралистическое общество; для того чтобы предотвратить повторение подобных событий; чтобы увековечить память жертв и героев; чтобы побороть предвзятые мнения и стереотипы; чтобы воспитывать сострадание к жертвам и чувство справедливости; в качестве средства борьбы за демократию и права человека; чтобы побороть антисемитские предрассудки; чтобы оценить значение существования государства Израиль.
Холокост (тотальное, целенаправленное уничтожение евреев) не был событием одного измерения, он возник в результате разнородных факторов, зависимых как от идеологии, территории, так и от времени. Холокост – событие, подготовленное людьми и нацеленное против людей. Поэтому необходимо вернуть человеческие качества всем группам людей, участвовавшим в истории холокоста: жертвы, палачи, люди, оказывающие помощь евреям, коллаборационисты, свидетели, преследователи евреев (Праведники Народов мира – впоследствии) – все были обычными людьми, жившими при чрезвычайных обстоятельствах. Это отнюдь не означает, что палачам и преследователям восстанавливают человеческий облик. Это также не означает, что холокост можно оправдать всеобъемлющим «злом».
Преподавание истории холокоста, обучение холокосту может и должно иметь разные формы для различных контекстов истории и политики, для того чтобы осознать разницу между катастрофой (холокостом) и геноцидом других народов, для того чтобы внимательно отметить как различия, так и сходство.
Вся учебно-содержательная, научно-методическая, культурно-просветительская работа сотрудников Национального института преподавания катастрофы Яд Вашем, несмотря на использование большой палитры средств, методов, содержательных акцентов, построена так, что участники семинара с самого начала задаются тремя главными вопросами:
Почему надо преподавать холокост?
Что преподавать на тему холокоста?
Как преподавать холокост?
Первый вопрос относится к рациональным установкам.
Второй – к выбору содержания, информации.
Третий – к подбору подходящих для данной группы учителей или учащихся образовательных, педагогических, информационных методик, технологий, места преподавания: уроки истории, литературы, психологии, религии и др.
Исходя из ценности государственных и локальных мероприятий, связанных с памятью холокоста, желательно создать прежде всего просветительскую базу для начала преподавания этой тематики.
На наш взгляд, образование, связанное с холокостом, следует рассматривать в контексте мировой истории, европейской истории в целом. Целесообразно учитывать также местные особенности, национальный фактор в освещении изучаемого фрагмента истории. В этой связи учителя школ, преподаватели вузов, ИУУ могут и должны дать предваряющую холокост информацию: «Избранные темы по истории еврейского народа»; «Еврейство между двумя войнами»; «Нацистская идеология и антисемизм»; «Последствия Первой мировой войны».
Более конкретно можно осветить следующие вопросы этой проблемы, изучая историю 1933-1939 гг.: национал-социалистическая диктатура в Германии; советский режим в СССР; евреи в Третьем рейхе, Польше, СССР; первые концлагеря; позиция международной общественности; параллельное освещение линии: жертвы – палачи – коллаборационисты -свидетели – оказывающие помощь;
1939-1945 гг.: Вторая мировая война в Европе; расистская идеология и политика нацистов в Европе; программа «эвтаназии»; преследование и гибель евреев; преследование и гибель народов других стран; реакция евреев (диаспоры и в Палестине) на политику нацистов; гетто; действия «Айнзацкомандо»; развитие системы лагерей, центры уничтожения; коллаборационизм; движение Сопротивления; различная помощь евреям; освобождение; послевоенные процессы; лагеря для переселенцев и эмиграции.
Обозначение и решение этих вопросов создаст солидную базу для преподавания холокоста как самостоятельной темы (спецкурса, факультатива), так и в контексте преподавания всеобщей и отечественной истории, литературы. Безусловно, методы обучения будут отличаться в разных странах, в разных возрастных группах. Поэтому важно подчеркнуть огромную роль подготовки и переподготовки работников образования, методистов, учителей в разработке и преподавании темы «Холокост».
Проблема преподавания холокоста и проста и трудна одновременно. Казалось бы, в учебном плане всегда можно найти время, место для влечения тем по истории холокоста. Но эта тема, как никакая другая, вероятно, требует уважения, заботы, взвешенного и продуманного подбора и содержательного и методического материала, критической оценки источников информации. Учащихся следует подготовить эмоционально и психологически к разговорам на эту тему (неправильно подобранный материал (свидетельства, документальные снимки способны вызвать стресс, смущение, неадекватное поведение). Учитель, планируя свою работу, должен учитывать время для анализа учениками известных и неизвестных сюжетов, использовать методы и приемы, приемлемые в разрешении волнующих их вопросов.
Прежде всего это касается самого понятия «Холокост». Для многих людей этот термин проблематичен. Семинарские занятия в Международной школе Яд Вашем учитывали и наши представления об этом понятии.
Холокост в принятой библейской терминологии означает жертву всесожжения, приносимую Богу, в исторической – мученичество евреев, и в этом значении нет элемента святости. Остальные термины, применяемые эквивалентно, как, например «окончательное решение», могут говорить о том, что они несознательно перенимаются из расистской терминологии нацистов. Некоторые предпочитают термин «Шоа» (обозначающий на иврите катастрофу), у которого нет религиозной окраски.
Институтом Яд Вашем разработаны дидактические материалы в помощь учителю, преподающему тему холокоста.
Учащимися дается стимул к изучению влияния массовой культуры на формирование коллективной памяти и мест памяти: Каким образом прошлое формирует местную общественность? Как разные группы, обращаясь к объективной истории, создают собственную историю? Как общество разрешает сложные аспекты национальной истории? Чем отличаются торжества в память о событиях прошлого в других государствах?
Остановимся на некоторых обстоятельствах преподавания холокоста.
Учащиеся должны помнить, что авторами большинства документов были преследователи.
Проводимая немцами политика на оккупированных территориях была дифференцированной. Такая трактовка темы неизбежно ведет к нравственным вопросам: легко судить тех, кто отказал в убежище и помощи своим еврейским соседям – лучше ознакомиться с историей, с оценкой свидетелей.
Учителя могут убедить своих учеников в том, что необходимо включиться в местные и общегосударственные мероприятия в память о событиях прошлого.
У учеников не должно складываться мнение, что все немцы были нацистами или все немцы предрасположены к совершению геноцида. Им надо предоставить возможность ознакомиться с разными реакциями немцев на политику нацистов: поддержка, сотрудничество, недовольство, апатия, активное сопротивление. То, что данное явление совершилось, не означает, что его нельзя было избежать. Холокост свершился, потому что отдельные люди, группы, народы решили действовать либо бездействовать. Если во главу угла поставить этот аспект, то мы можем формировать взгляды на природу человека, на историю, что в дальнейшем позволит развивать критическое мышление у наших учеников.
Существовали ведь разные лагеря: концентрационные, принудительного труда, промежуточного лагеря. Во времена холокоста разные лагеря по-разному функционировали. Важно, чтобы учитель, избегая обобщений, точно описывал события, имевшие место в разных лагерях в период их существования. Сопротивление против нацистских преследований было самым разнообразным: вооруженная борьба, усилия сохранить достоинство при страшных условиях в гетто, лагерях. Жертвы не всегда пассивно поддавались. Важно показать разные формы сопротивления евреев в период холокоста, когда их действия были ограниченны.
События холокоста охватывают такое множество аспектов человеческой жизни, что их могут преподносить учителя, занимающиеся различной тематикой. Обучение холокосту должно иметь солидную историческую основу, но преподаватели истории не должны монополизировать эту тематику. Междисциплинарный подход к тематике холокоста (катастрофы, шоа, гибели) и многоплановое ее представление позволяют ссылаться на знания и методологию разных отраслей науки.
Собственно, нет единого, правильного способа обучения по какому-либо предмету, не существует идеального метода обучения, подходящего всем учителям и учащимся. То, что предлагает Институт Яд Вашем, – это рекомендации и советы, содействие и результат опыта.
Следует отличать историю холокоста от выводов, которые мы делаем из него для будущего.
Следует определить понятие «холокост».
Скоординированными действиями учителей разных предметов можно обогатить знания учащихся на тему «Холокост». Проверить, как ученики подготовлены к встрече, цель которой заключается не в передаче исторических знаний. Главное – общение с человеком, очевидцем, который может рассказать свой личный, уникальный опыт. Многие учителя определяют это понятие слишком широко, включая сюда все жертвы нацистов. Однако историки – специалисты по этому периоду истории, предлагают довольно четкое определение.
Учитель призывает к поискам информации об исторических событиях в своем регионе либо местности.
Учитель формирует умение и навыки критического анализа, различных толкований, версий истории холокоста.
Преподавание холокоста отнюдь не требует показа снимков груд обнаженных трупов, более того, такой прием не безвреден. Этим мы можем привести к дегуманизации жертв, к употреблению стереотипа «евреи-жертвы».
Преподавание знаний о холокосте должно быть взвешенным и комплексным.
Следует поощрять учеников задавать вопросы не только на тему жизни во времена холокоста, но и о прежней жизни так, чтобы представить личность человека, показать, как люди справлялись со своим тяжелым опытом.
Учитель должен научить учащихся отмечать разные по отношению к нацистам позиции жертв, разные формы сопротивления.
Следует отметить, что холокоста можно было избежать.
Рассказ о холокосте должен показать проявление крайних качеств человека: ненависть и жестокость. Освещение холокоста на уроках истории и других дисциплин можно обогатить элементами поэзии, живописи, музыки (т.е. обращение к сфере эмоций, что поможет ученикам проникнуться темой).
Отрицание холокоста имеет идеологические корни. Те, кто отрицает, пытается вселить сомнения путем искажения либо неверной интерпретации исторических фактов. Следует осторожно оценивать возможности использования доступных дидактических материалов. Антисемитизм, человеконенавистничество присутствуют в любом обществе, и не исключено, что в каждом классе. Поэтому надо тщательно подбирать методические материалы, чтобы не усугубить негативного образа жертв.
Учитель должен осознавать опасения своих учеников относительно теории и практики холокоста. Освещение холокоста осуществляется разными методами. В их числе академические работы, монографии, учебники и учебно-методические материалы, научно-популярные эссе, кино, другие средства СМИ, документальные материалы, средства изобразительного искусства, театр, художественная литература, мемуары, музейные экспозиции – все то, что формирует коллективную память.
На основании встречи с очевидцами, людьми, пережившими холокост, нельзя делать выводы по любой проблеме холокоста. Но дорого каждое воспоминание, каждое свидетельство, потому что со временем число переживших холокост сокращается, что усложняет личный контакт учеников с такими людьми.
Нравственное содержание холокоста, катастрофы чрезвычайно важно для правильного и объективного освещения исторических фактов.
Учитель должен четко ставить перед собой задачи: не пытайся сравнивать страдания разных категорий жертв. Не оправдывай отрицания исторических фактов. Не нужно опасаться преподавания темы холокоста. Не называй преследователей бесчеловечными монстрами. Не допускай того, чтобы определения еврейского народа формировались только через призмы холокоста.
Многие учителя опасаются обсуждать холокост с учащимися, полагая, что это весьма сложная тематика. Они рассуждают, как передать знания о масштабах и объеме трагедии, о методах и вместе с тем не потерять гуманитарных ценностей. Как преподнести эти знания, не причиняя травму самим учащимся? Учителя опасаются также реакции учеников, связанных с хихиканьем, антисемитскими и расистскими лозунгами, на что придется реагировать. Опыт преподавания холокоста показывает, что, несмотря на подобные опасения, знания о холокосте можно передавать эффективно.
Здесь нужно иметь в виду одно обстоятельство. Многие свидетельства холокоста – документы, фотографии, кинофильмы – сделаны руками нацистов. Поэтому возникает опасность, что, пользуясь ими, мы будем освещать историю через их идеологию и жертвы предстанут перед нами в унизительном, бесчеловечном ракурсе.
Междисциплинарный подход к тематике холокоста обогащает знания учащихся.
Лучшие источники по теме холокоста – письма, мемуары, газеты тех времен, речи, произведения искусства, а также приказы и другие официальные документы. Эти подлинные источники позволяют понять мотивацию, образ мышления, ощущения и побуждения жертв нацизма, осмыслить то главное, что двигало людей на подвиг либо на бездействие.
Историю холокоста следует освещать в контексте всемирной и отечественной истории.
Учитель может использовать приемы изучения и методы преподавания, подходящие конкретной, данной группе учащихся.
Интернет можно считать потенциально ценным источником знаний и информации, дополнением книжных знаний. И тем не менее учителя должны осмотрительно рекомендовать ресурсы интернета, поскольку многие ценные, казалось бы, сайты создаются и администрируются теми, кто отрицает холокост, – антисемитами. Учителя должны предостеречь от этого своих учеников, выяснив, что некоторые поисковики дают ложную информацию. В свою очередь ученики должны уметь отличать сами добросовестные сайты от некачественных.
Учитель должен избегать упрощений истории.
Изучение истории холокоста порой может привести к возникновению ложных стереотипов, например, о том, что все преследователи были безумцами или садистами, а все свидетели – хорошие и приятные существа, лишенные человеческих чувств. Такая картина не имеет ничего общего с тогдашней действительностью.
Знания о холокосте помогут молодым людям сравнить исторические события с явлениями настоящего времени: нарушения прав человека, совершенные при нацистах до начала войны, можно сравнить с современными фактами предубеждений, дискриминации и преследований.
Знания о холокосте способны повысить восприимчивость учащихся к нынешним проявлениям несправедливости и предрассудков, позволят им сопоставить с историческими фактами стереотипы, мифы на тему «Шоа».
Знакомясь со сложной историей холокоста, учащимся следует обеспечить возможность ее углубленного анализа, учитывая особенно дилеммы людей, оказавших помощь. Одни, помогая скрывшимся евреям, ежедневно подвергали опасности свою жизнь, жизнь своих близких. Вопросы можно задать и относительно союзников.
Нельзя было сделать что-то еще для спасения евреев?
Почему некоторые юденраты составляли списки для высылки евреев в лагеря смерти?
Почему большинство населения оккупированных территорий не делало ничего, чтобы помочь евреям?
Почему обыкновенные люди участвовали в массовых казнях?
Такая сложная тематика не позволяет дать однозначных ответов, порождает многие вопросы, разрешить которые невозможно. Главное заключается в том, чтобы до сознания учащихся довести то, что на некоторые вопросы ответов не существует.
Учитель может, применяя интерактивные методы обучения (в частности, ролевые игры, ситуационные модели и т.д.), ученику дать роль гражданина нейтрального государства, роль журналиста, который пишет письмо своему представителю в парламент, роль человека, занимающегося обобщением или фиксацией общественного мнения.
Если принято решение пригласить на урок или внеклассное мероприятие очевидца, то поговорить с ним надо заранее, выяснив и убедившись, что собеседник в состоянии выступить перед классом. Учеников тоже надо готовить к подобной встрече: они должны с уважением и вниманием относиться к гостю, поскольку для него прошедшие события по-прежнему живучи и болезненны.
На территории современной России, части бывшего СССР, холокост совершался и на территории других республик (Балтийский стран, Украины, Белоруссии). В этой связи учителю надо показать, подчеркнуть специфику тех событий, показывая их на фоне истории данного государства и Европы. В этом показе нужно отметить те элементы, которые вошли в местную, региональную и национальную память, в историческое повествование.
Если обоснована установка на то, что благодаря преподаванию холокоста молодые люди, подростки будут более ответственны, более чутки к современным проявлениям геноцида, расизма, дискриминации, ненависти, ксенофобии, межнациональных и межконфессиональных проявлений, то изучение катастрофы следует включать в план работы любого учителя истории.
Тамара ТЮЛЯЕВА, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права, кандидат исторических наук
Комментарии