search
main
0

Путь к себе. Помогает сделать осознанный выбор профессии

Лучшего подарка не придумать. В год своего полувекового юбилея костромская школа №6 стала победителем в одной из номинаций Всероссийского конкурса инклюзивных школ. Директор Лариса Мамакина, почетный работник общего образования РФ, принимая поздравления, радости своей не скрывала. В послужном списке достижений у школы немало, но нынешняя награда особенная. Учреждение признано лучшим в России по организации профориентационной работы с детьми-инвалидами на Всероссийском конкурсе инклюзивных школ.

Надо ли говорить об актуальности  этого направления? Но о том, как гордятся учителя своими выпускниками, сказать следует. Вячеслав, инвалид детства по зрению с диагнозом ДЦП, стал юристом. За его плечами вуз, аспирантура. К тому же именно в школе проявился шахматный талант ученика. Имя победителя межрегиональных турниров вписано в музейную летопись. Ольга стала врачом после окончания Ивановской медицинской академии. Выпускница Тамара с таким же диагнозом – ДЦП – студентка факультета иностранных языков. Учась в школе, она стала победителем Всероссийской олимпиады по английскому языку «Покори Воробьевы горы». – В течение последних лет число детей с ОВЗ в школе постоянно растет, – рассказывает Лариса Витальевна. – К примеру, в прошлом году их было 17, в нынешнем – 21 человек. Из 32 классов-комплектов у нас почти половина инклюзивных. Не может не радовать тот факт, что за последние три года 12 выпускников с ОВЗ поступили в высшие учебные заведения, чтобы получить такие профессии, как переводчик, программист, юрист, специалист в сфере туризма и социальной работы. Они  наиболее востребованы. Дать возможность каждому ученику с ОВЗ определиться с выбором профессии в школе стало задачей коллектива. Помогла в ее решении специальная программа «Путь в профессию». Она позволяет предоставить ребятам в соответствии с их способностями, физическими возможностями, запросами рынка обучение по той или иной специальности. Так, в 9-м классе ребята знакомятся с предприятиями и профессиональными учебными заведениями Костромы. К примеру, училище №5 вот уже в течение шести лет обучало ребят с ОВЗ профессиям токаря и переплетчика. Профессиональные практики как внутри школы, где используются специально оборудованные среды – медицинский кабинет, столовая, слесарная, столярная и швейная мастерские, кабинет домоводства, лаборатория дистанционного обучения, библиотека, так и в пространстве учреждений-партнеров (почтовое отделение связи, кондитерская фабрика «Меренга», мастерская по ремонту обуви, парикмахерская «Красивые люди» и др.) помогают нашим воспитанникам  с ОВЗ лучше узнать мир профессий. Здесь нужно сделать экскурс в историю. Поскольку шестая школа создавалась вместе с заводом «Мотордеталь», то он и стал шефом своей ровесницы. Завод оснастил учебно-производственные мастерские, помог в создании автокласса, выделил учебный грузовик. Старшеклассники осваивали профессию автослесаря, получали по возможности  даже права водителей-автолюбителей. В восьмидесятые годы был изменен профиль производственного обучения. В школе создан швейный цех, а производственные машины для него приобрел тот же завод «Мотордеталь». Слесарные и столярные мастерские при всех сложностях перестроечного периода сохранились, позже были заново переоборудованы. Надо отметить, что школа №6 не случайно в свое время была базой для прохождения педагогической практики студентами – будущими учителями трудового обучения. Что касается инклюзии, то школа одной из первых в городе распахнула свои двери для детей не таких, как все. Ведь в микрорайоне неподалеку от школы №6 расположен интернат для детей с нарушениями слуха и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Естественно, что о возможности обучаться в обычной школе воспитанники раньше могли только мечтать. И мечта эта сбылась. Доступная среда начинается с порога школы. В самом здании в ходе реконструкции были расширены дверные проемы, реконструированы коридоры и раздевалки, оборудована комната гигиены с соблюдением всех технических параметров. Приобретено также специальное оборудование для передвижения маломобильных учеников. Создана сенсорная комната. Среди 27 учебных кабинетов есть и кабинет тьюторского сопровождения по профориентации. Все педагоги прошли специальную подготовку по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов. Кроме таких специалистов, как дефектолог, психолог, логопед, появился в штатном расписании тьютор (педагог сопровождения). Программа по профессиональному и личностному самоопределению детей с ОВЗ «Найти себя» стала, по сути, путеводной нитью для каждого ребенка. В начальной школе она ведет к знакомству с профессиями своих родителей. Результатом становится защита проекта «Атлас семейных профессий». Он дает возможность каждому малышу увидеть многообразие профессий и присмотреться внимательнее к семейным предпочтениям в выборе будущего призвания. А пяти- и шестиклассников уже знакомят с тем, какие профессии востребованы на рынке труда. Ребята проходят предварительную профессиональную диагностику, получают рекомендации по выбору наиболее подходящих профессий с учетом своих возможностей здоровья. В старших классах особая роль отводится тьютору, он осуществляет  сопровождение проектной деятельности учеников. Старшеклассники в конце 11-го класса защищают индивидуальный проект профессиональной карьеры. Эта работа  помогает ученику, в том числе с ОВЗ, проанализировать свой выбор, сопоставить профессиональные требования с  личностными возможностями, изучить потребности рынка труда и определиться с дальнейшим местом обучения для получения профессии. Совместная деятельность не только помогает индивидуализировать профориентационную деятельность, но и позволяет расширить объем информации о профессиях и другим ученикам. Среди интересных тем проектов можно привести такие: «Хрущевки: ремонтировать или сносить», «Новые строительные технологии на стройках Костромы», «Роботизированная хирургия» и другие интересные проекты. Важно, что из пассивного слушателя и наблюдателя ученик с ОВЗ становится активным создателем своего будущего. Зная свои склонности и учитывая возможности здоровья, выпускник может сделать осознанный профессиональный выбор. Коллектив освоил практику партнерства и сетевого взаимодействия по вопросам профориентации детей с ОВЗ с организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины, учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Как правило, все выпускники с ОВЗ к концу школы определяются с выбором профессии. Так было и в этом году. После окончания 9-го и 11-го классов из шести выпускников с ОВЗ один ученик стал студентом  вуза, три человека поступили в учреждения СПО, двое продолжат свое обучение в 10-м профильном классе школы.Школа №6:     опорная площадка Управления образования города Костромы «Модель сетевого взаимодействия при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения»;    опорная площадка Управления образования города Костромы по дистанционному профильному обучению;     региональная опорная площадка по работе с детьми-инвалидами по программе «Доступная среда»;     региональная инновационная площадка по введению ФГОС на уровне среднего общего образования;    школа – муниципальная площадка по апробации дневника профессионального самоопределения школьника.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте