Все дети – строители, ученые, музыканты и поэты. От рождения ребенок обладает только задатками многих талантов, но какие именно у него будут развиты, во многом будет зависеть от условий воспитания и развития. А если в детском коллективе появляется особый ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, как помочь ему сформировать свое творческое начало, справиться с трудностями и проблемами в развитии?
Многого нам удалось добиться благодаря песочной терапии, проводимой педагогом-психологом. В эти моменты удается определить игровые интересы ребенка, начало коммуникативных отношений в рамках общения со сверстниками.
В результате такой работы повышается уровень социальной адаптации, способствующий формированию социально активной личности, развитию толерантности и эмпатии. И наши воспитанники нередко становились лауреатами районных и городских конкурсов, направленных на формирование профессиональных компетенций через досуговую среду (фестиваль «Я + мои друзья», смотр-конкурс «Огонь – друг. Огонь – враг»).
Снижение познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую является существенным препятствием в процессе обучения. Работа в данной сфере трудоемкая, требующая включения всех специалистов образовательной площадки. Но особая роль принадлежит учителю-дефектологу.
Формирование сведений об окружающем мире, физических свойствах и отношениях предметов, пространстве и времени происходит в индивидуальной и групповой формах. Сделать данную работу наиболее эффективной позволяют лайтбокс (светящаяся коробка для слабовидящих), 7‑уровневый конструктор-коммуникатор Enabling Devices. Использование технических средств обучения помогает обогатить познавательный и чувственный опыт детей, задействовать скрытые механизмы компенсации.
Не секрет, что уровень речевого развития ребенка является для родителей детей с ОВЗ своеобразным маркером, по которому они определяют необходимость специальных коррекционных мер. В нашем учреждении 92% дошкольников имеют нарушение языковой системы в большей или меньшей степени выраженности.
Работа по формированию данной системы происходит с первых дней пребывания ребенка в школе. Наиболее эффективным методом, на наш взгляд, является методика Т.Н.Новиковой-Иванцовой по формированию языковой системы. Однако она не является единственной.
Формирование первичного слухового восприятия у детей с нарушениями речи, и не только, происходит с использованием авторского пособия Ольги Суховой «Слушать интересно». Развитие темпоритмической организации речи, слухо-двигательных координаций происходит с опорой на импульсную структуру метронома.
Благодаря проводимой работе значительную часть нарушений речи удается скомпенсировать уже к моменту перехода в школу. Запуск проекта «Детское телевидение» позволяет наглядно оценить работу в сфере речевого развития не только родителям, специалистам, но и самим участникам творческого процесса.
Такой необычный опыт открывает для воспитанников возможности для изучения профессиональной компетенции в будущем.
Формирование художественно-эстетического восприятия невозможно без музыкальных занятий. В рамках данной деятельности развивается музыкальный слух, дети знакомятся с фольклором, театрализованной деятельностью, помогающей развить весь потенциал творческой активности.
Знакомство с художественной литературой является неотъемлемой частью по формированию эстетического воспитания детей. Успешность наших ребят оценена Московской городской комплексной целевой программой воспитания молодежи «Поют дети Москвы», Городским психолого-педагогическим центром.
Развитию физического здоровья нами уделяется особое внимание. Использование здоровьесберегающих технологий во всех сферах позволяет расширить возможности для физической активности. Многие дети, имеющие нарушения ментального развития или расстройство сенсорных систем, обладают достаточно сильными физическими качествами, позволяющими им стать успешными в сфере спорта. У детей много талантов, надо только позволить им их проявить.
Светлана КОВАЛЕНКО, методист школы №1368; Ольга ГУСЕВА, учитель-логопед школы №1368
Комментарии