Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце в полноте жизни творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким.
Николай Карамзин
Помните ли вы свои первые рабочие дни в школе? Множество незнакомых пока еще коллег, усиленная подготовка к урокам с последующей проверкой тетрадей и письменных работ, повышенное внимание со стороны администрации и огромное количество вопросов, на которые нужно очень быстро найти ответы. Чего стоит разобраться с одним только электронным журналом или убедить родителей, что вчерашний студент качественно подготовит их детей к олимпиадам и экзаменам, сможет поддержать дисциплину в классе и не допустит панибратства со старшеклассниками.
Будет ли время у молодого педагога, находящегося первые недели своего трудового пути в ситуации постоянного цейтнота, разобраться, зачем конкретно ему нужен профсоюз и стоит ли в него вступать? Думаю, ответ очевиден.
В 2019 году в ходе VII отчетно-выборной конференции Юго-Восточной территориальной организации были поставлены вопросы о низком членстве молодых педагогов в профсоюзной организации, о необходимости повышения мотивации к вступлению в нее данной категории работников, о том, что без молодежи в рядах профсоюза практически невозможно плодотворное его развитие. В связи с этим конференция постановила реализовать проект для молодых педагогов «Узнай профсоюз!», который позволил бы в общих чертах и в игровой форме показать структуру, цели и задачи, направления работы профсоюза. Понятно, что для погружения в профсоюзную тематику нужно время, которого нет у начинающего педагога, поэтому задача стояла сложная, но конкретная: за пару часов в игровой форме дать представление о работе профсоюза и заинтересовать педагога, чтобы впоследствии он продолжил изучение информации самостоятельно. Так родился проект квест-игры «Узнай профсоюз!», реализация которого началась в 2022-2023 учебном году.
Почему бы просто не собрать молодых педагогов в актовом зале какой-нибудь школы и не прочитать им лекцию об основных направлениях работы профсоюза, спросите вы? Зачем тратить силы, средства, время? На наш взгляд, недостаточно просто рассказать о деятельности профессионального сообщества, нужно познакомить молодых педагогов друг с другом, а для этого лучше всего подходит игровая форма мероприятия. Зачастую коллеги, даже работающие в одной образовательной организации, не знают друг друга и не общаются между собой, не взаимодействуют, бьются со своими трудностями и проблемами в одиночку. Помимо этого нам важно вызвать интерес к профсоюзу, желание разобраться, как он работает и чем занимается, а не просто монотонно проинформировать про те или иные программы.
После долгой подготовительной стадии, которая включала в себя анализ степени информированности молодых педагогов о работе профсоюза, подготовку сценария квест-игры, разработку макетов и печать баннеров, было решено начать реализацию проекта в апреле 2023 года.
Особо хочется подчеркнуть личный вклад членов Совета молодых педагогов ЮВАО, которые разработали задания, проанализировали потребности начинающих педагогов, взяли на себя многие организационные моменты игры. Как же здорово, когда коллеги-сверстники в свободное от работы время и на безвозмездной основе хотят помочь другим молодым педагогам облегчить первые шаги в профессиональной деятельности!
1 апреля 2023 года на базе школы №2048, а спустя три недели на базе марьинской школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы в непринужденной атмосфере молодежному активу округа предлагалось пройти в игровой форме по 5 станциям, где их ждали интересные испытания и каверзные вопросы по профсоюзной тематике. В начале квест-игры председатель МСМП №18 Ирина Медведюк рассказала о структуре профсоюза, о его основных функциях и важности членства в его рядах. Сразу проявились те проблемы, ради которых и планировалось проведение данной игры: не все молодые педагоги знают, кто у них председатель первичной профсоюзной организации, какие есть вышестоящие профсоюзные организации, чем вообще занимается профсоюз и какая от него польза всему педагогическому сообществу и конкретному молодому педагогу. В режиме диалога удалось оперативно устранить эти пробелы в знаниях у начинающих свою трудовую деятельность коллег.
Начало маршрута открывала станция «Правовая», где нужно было решить юридические кейсы, разобраться в нормативно-правовых актах различного уровня, помочь абстрактному педагогу выйти из сложной ситуации на работе, где нарушались его трудовые права и социальные гарантии. Мы очень старались разбирать реальные жизненные ситуации, такие как перенос отпуска, сокращение заработной платы в течение учебного года, дисциплинарные взыскания. В каждом кейсе подчеркивалась особая роль профсоюзной организации в решении этих сложных для работника ситуаций. Приятное удивление вызвал тот факт, что профсоюз готов бороться за своих членов до победного конца, включая поддержку в судебных инстанциях при трудовых спорах. Покидали «Правовую» станцию молодые педагоги с твердым убеждением: если возникают юридические проблемы или какие-то недопонимания с администрацией образовательной организации, нужно обращаться к председателю первичной профсоюзной организации, который всегда окажет поддержку и поможет найти выход из любой сложившейся ситуации.
Станция «Социальная» ознакомила педагогов с вопросами выплаты материальной помощи и работой Фонда социальной и благотворительной помощи МГО Общероссийского профсоюза образования. По ходу обсуждения возникало множество вопросов: как узнать, кому положена материальная помощь, кто определяет ее размер, почему выплачиваются разные суммы по одинаковым основаниям и т. д.? Большинство ответов молодые педагоги нашли сами, обратившись к Положению об условиях и порядке оказания материальной помощи членам профсоюза Юго-Восточной территориальной организации Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Если про возможность получения материальной помощи от первичной профсоюзной организации многие слышали, то рассказать про направления работы Фонда социальной и благотворительной помощи МГО Общероссийского профсоюза образования для большинства коллег оказалось почти непосильной задачей. На наш взгляд, это вызвано тем, что в силу юного возраста не все сталкивались с теми жизненными ситуациями, по которым обращаются в фонд. С большим позитивом была воспринята информация про поддержку из фонда при рождении ребенка и свадьбе двух членов профсоюза – самым актуальным «молодежным» основаниям для получения материальной помощи. Теперь молодым педагогам стало понятно: ты не один, ты часть большого сообщества, где тебя не бросят, где помогут в трудную минуту и разделят с тобой радость во время больших и приятных событий.
Серьезное значение коллективного договора для улучшения условий труда и повышения социальных гарантий и особая роль уполномоченных по охране труда были основными темами станции «Партнерство». К сожалению, далеко не все молодые педагоги знают, что такое коллективный договор, многие никогда не читали его, не понимают, в чем его значение и ценность для работников. Несмотря на ограниченное время, нам удалось ознакомить коллег с основной информацией о коллективно-договорном регулировании. Мы показали, где на сайте образовательной организации можно найти раздел с коллективным договором и другими локальными актами, посмотрели, какие дополнительные права и гарантии молодым педагогам могут быть внесены в коллективный договор. А что же с уполномоченными по охране труда? Если про коллективный договор у части молодых педагогов были какие-то представления, то о деятельности уполномоченных коллеги не обладали практически никакой информацией. Оказывается, помимо специалистов по охране труда, которые более-менее известны, в образовательной организации на страже здоровья и безопасности труда стоят члены профсоюзного актива, которые на общественных началах входят во все комиссии по вопросам охраны труда, проводят мониторинги, выявляют нарушения и заботятся о соблюдении всех норм и требований, установленных законодательством.
С удивлением была воспринята информация, что именно уполномоченные по охране труда совместно с председателями ППО добились появления в ряде образовательных организаций комнат отдыха для педагогов, где можно спокойно передохнуть на перемене или комфортно переждать «окно» между уроками. Создать не просто безопасные, но и комфортные условия труда – задача уполномоченных и комитета первичной профсоюзной организации. После посещения первых двух станций было очевидно, что наши молодые коллеги были удивлены тем объемом работы и степенью значимости вопросов, с которыми работает профсоюз на различных уровнях.
Безусловно, особый интерес молодых педагогов вызвала станция «САМП», где можно было узнать о проектах и мероприятиях Столичной ассоциации молодых педагогов города и посоревноваться в разгадывании анаграмм и необычных ребусов. Чем живет Столичная ассоциация молодых педагогов? Профсоюзная школа профессионального роста «Новый вектор», акция «САМП-детям», фестиваль педагогических мастерских «Общайся! Создавай! Применяй!», проект «САМП тревел», проект «ПроДвижения» и многое другое. Помимо обсуждения проектов и акций САМП молодые педагоги проанализировали проблемы, возникающие при работе советов молодых педагогов на уровне своих образовательных организаций, низкую мотивацию многих молодых коллег к общественной работе, попробовали выработать план действий по вовлечению молодежи в проекты САМП.
Завершающая станция – «Хобби» – была посвящена увлечениям и отдыху членов профсоюза, где в комфортной и непринужденной атмосфере молодые педагоги смогли ознакомиться с окружными и городскими программами по отдыху и оздоровлению, решили несколько задач на логику и помогли разработать план действий по укреплению здоровья. Подробно разобрали, как работают программы «Профсоюзный вояж», «Театральный калейдоскоп», «Шаг к здоровью», «От спорта к искусству» и др. О многих возможностях, которые дает профсоюз, молодые педагоги узнали впервые. Так, с большим приятным удивлением была воспринята информация, что член профсоюза нашего округа имеет право на компенсацию 20% (но не более 4000 рублей) от стоимости годового абонемента в фитнес-клуб или бассейн. А многие любители путешествий открыли для себя возможность поехать в увлекательную экскурсию с интерактивной программой или отдохнуть на море в летний период по ценам, значительно ниже рыночных.
В ходе всей игры особое внимание уделялось структуре профсоюза, его основным функциям, роли первичной профсоюзной организации в работе образовательных учреждений. Теперь у молодых педагогов есть четкое понимание, что такое конференция ППО, чем отличается комитет от контрольно-ревизионной комиссии, а профгрупорг от уполномоченного по охране труда. Безусловно, много тем еще можно было бы осветить и на многие вопросы ответить, но цель нашего проекта была именно в том, чтобы заинтересовать, направить молодых педагогов в сторону профсоюза, и это нам удалось. Равнодушных педагогов не было, все были полны желания и дальше открывать для себя различные грани работы профсоюза, изучать сайты территориальной профсоюзной организации и Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования.
Все участники квест-игры получили в качестве памятного подарка полезные для путешествий аксессуары, а самым активным молодым педагогам вручили сладкие подарки от ТО ЮВАО.
Несмотря на то что проект завершен, комитет территориальной профсоюзной организации совместно с Советом молодых педагогов принял решение сделать проведение квест-игры ежегодной традицией нашего округа.
Я думаю, что проект «Узнай профсоюз» внес ощутимый вклад в популяризацию профсоюзного движения среди молодых педагогов округа. Надеюсь, что проведенные мероприятия позволят привлечь в ряды профсоюзного актива перспективных, амбициозных педагогов, нацеленных на развитие и становление в профессиональном сообществе.
Жанна ГУСАРОВА, председатель Юго-Восточной территориальной организации МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарии