Сегодня основу московского образования составляют крупные многопрофильные образовательные комплексы, ведущие самостоятельную финансово-экономическую деятельность.
Инновационный характер развития этих комплексов потребовал от них принятия управленческих решений в конкурсной среде, новой для образовательных организаций.В такой среде возможности московских школ по качественному обучению еще три года назад не могли быть реализованы в полной мере из-за существенного дефицита практики, средств и технологий управления ресурсами школы (кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и имущественными). А эффективное управление ресурсами бюджетной организации, какой является школа, и организация хозяйствования в интересах качества обучения в современных условиях возможны только на основе конкурентных принципов. И эффективность хозяйственной деятельности школ сегодня напрямую зависит от эффективности их закупочной деятельности.За последние три года закупочная деятельность московских школ претерпела существенные структурные и содержательные изменения. Так, до 2013 года школы, по сути, закупками не занимались. Они только принимали участие в них. Вся закупочная деятельность школ была сведена к определению перечня потребностей школы, который формировали исключительно технические и хозяйственные сотрудники школ. Закупками занимались окружные дирекции, а финансированием закупок – окружные бухгалтерии.Такая система управления закупками решала оперативные хозяйственные задачи образовательных организаций вне очевидных образовательных потребностей. Отсутствие правовых, кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и организационных механизмов управления закупками самими школами не позволяли им осуществлять самостоятельную закупочную деятельность.Уже в 2013-2014 годах опытными специалистами Общегородской дирекции и Московского центра образовательного права школам была оказана целенаправленная и систематическая правовая, методическая, информационная и организационная поддержка при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности и совершении ими отдельных закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения образовательных нужд. С 2015 года в системе образования была начата реализация программ повышения квалификации кадров – управленческих команд образовательных организаций, которые в 2016 году переросли в полноценную программу профессиональной переподготовки работников образовательных учреждений по тематике закупок товаров, работ, услуг для нужд образовательных организаций города при поддержке Тендерного комитета и МГУУ при Правительстве Москвы. Все эти образовательные программы носили практико-ориентированный характер. К их преподаванию были привлечены руководители и специалисты профильных структурных подразделений Департамента образования. Формировались эти программы при непосредственном участии базовых и экспертных школ системы образования: директоров образовательных организаций, их заместителей по управлению ресурсами и контрактных управляющих.Немалый опыт образовательные организации города получили в ходе проведения совместных закупок по организации питания и охраны в школах, организации технического обслуживания зданий и территорий, проведению ремонтов зданий, сооружений, сетей и инженерных коммуникаций, а также при подготовке образовательных организаций к новому учебному году.Оценивая пройденные этапы развития самостоятельности закупочной деятельности московских школ, можно достаточно четко выделить получение ими определенных преимуществ:1. Типологизация школьных закупок (аналогичных или похожих товаров, работ и услуг) дала возможность школам получить экономию их собственных средств при осуществлении совместных закупок.2. Координация закупочной деятельности школ в межрайонных объединениях сократила временные затраты на подготовку закупочной документации по сравнению с закупками каждым образовательным учреждением в отдельности.3. Обоснование типовых закупок, нормирование их по цене и характеристикам повысили их эффективность.4. Аккредитация межшкольных торговых площадок позволила сформировать межшкольные профессиональные команды, успешно решающие образовательные задачи средствами закупок.По инициативе образовательных организаций Москвы в июне 2016 года накопленный школами положительный опыт совместных закупок естественным образом был трансформирован в некоммерческую организацию «Ассоциация специалистов по закупкам в сфере образования».Общественно-профессиональная деятельность этой ассоциации ориентирована на представление общих интересов, содействие созданию условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов, защиту их прав и законных интересов.Ассоциация уже начала свою работу по распространению в системе образования успешных закупочных практик, общественной аттестации специалистов по закупкам в сфере образования, экспертиз закупочных решений.Именно поэтому в настоящее время в системе московского образования есть четкая уверенность, что взаимодействие Департамента образования города Москвы и ассоциации, начатое в 2016 году, позволит осуществлять качественное управление закупочной деятельностью в образовательных организациях города, повышать эффективность и целесообразность использования выделенных школам средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, обеспечивать добросовестную конкуренцию и создавать равные условия для всех участников закупок.Артем РОВЕНСКИЙ, директор школы №7;Елена ЩЕТНЕВА, директор пушкинского лицея №1500
Комментарии