search
main
0

Путь к диалогу. Каждый должен быть психологом

В июне специалисты Центра практической психологии образования Академии социального управления совместно с Комитетом образования Звенигорода Московской области на базе 1-й школы провели научно-практический семинар «Современные технологии развития социальных компетенций детей и подростков».

В работе семинара приняли участие 60 специалистов образовательных учреждений Звенигорода, Лотошино, Можайска, Истры – педагоги-психологи школ и детских садов, классные руководители и социальные педагоги.

Председатель Комитета образования Галина Попова в своем вступительном слове рассказала о планах взаимодействия образовательных учреждений Звенигорода и Центра практической психологии образования Академии социального управления. Современному педагогу просто необходимо пройти психологическую подготовку. Программу «Жизненные навыки в 1-4-х классах» планируется ввести во всех школах Звенигорода, педагоги могут обращаться за консультациями к сотрудникам центра.

В условиях реализации нового государственного стандарта начального образования программа «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе», разработанная сотрудниками ЦППО под руководством Светланы Кривцовой, приобретает особую актуальность. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».

Для того чтобы добиться этого результата, нужно работать над развитием эмоционального интеллекта как учащихся, так и учителей.

Учителям-предметникам просто необходимо приобрести хотя бы элементарные психологические навыки с помощью курсов либо индивидуальных консультаций, ведь в настоящее время большинство педагогов привыкли чувствовать себя во время урока как на трибуне. В результате происходит эмоциональное сгорание учителя, отсутствует диалог между учителем и учащимся, не возникает общего благожелательного энергического поля, учитель и учащийся будто разделены невидимой стеной.

Сегодняшние дети неспособны правильно реагировать на те или иные жизненные обстоятельства, у них не развиты коммуникативные навыки. В первую очередь нужно научить ребенка осознанию своих чувств и донесению их до окружающих таким образом, чтобы это было приемлемо для коммуникации: адекватно воспринимать критику, обратиться с просьбой, принять отказ, правильно реагировать на несправедливые обвинения, суметь извиниться. Развитый эмоциональный интеллект может помочь ребенку в будущем стать хорошим управленцем, с наибольшей эффективностью использовать знания и опыт подчиненных, правильно выбрать себе заместителя.

В своем докладе «Жизненные навыки. Развитие социальных компетенций младших школьников» Светлана Кривцова затронула важнейшие вопросы теории и практики современного школьного образования: интеграция российского образования в европейское образовательное пространство, разработка стандартов оценки качества образования, изменение психологического и физического статуса ребенка, требующее особых подходов к развитию социальных компетенций. По мнению Светланы Васильевны, школа не может и не должна жестко определять планку когнитивных способностей детей, потому что является в первую очередь институтом социализации личности. Приоритетом начального образования должно стать развитие соответствующих возрасту компетенций в учебе, игре и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Выступление старшего научного сотрудника ЦППО Николая Дятко «Жизненные навыки для педагога» было посвящено вопросам профессионального и личностного развития специалистов образовательных учреждений.

Программа «Жизненные навыки в 1-4-х классах» включает не только систематические занятия с детьми, но и параллельное обучение педагогов и родителей социальным и эмоциональным компетенциям. Передать другому можно только то, что имеешь сам. Все ли мы, взрослые, умеем слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях? А ведь это только базовый набор компетенций младших школьников. Есть еще навыки установления контактов, понимание собственных и чужих чувств и многое другое, без чего школьный багаж знаний станет для человека балластом. Развитие социальных компетенций возможно в рамках феноменологического подхода, позволяющего видеть в каждом ребенке личность, а не объект обучения.

Занятия по программе «Жизненные навыки. Уроки психологии в школе» школьные психологи ведут во многих регионах России с 2000 года. В последние годы обучение по программе «Жизненные навыки» прошли 215 психологов и педагогов Московской области. Однако впервые по этой программе планируется работа образовательных учреждений целого городского округа, причем вести ее будут не только школьные психологи, но и учителя начальной школы, прошедшие отбор и обучение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте