search
main
0

Путь долог к профессии “геолог”

На совместном заседании коллегии министерств образования и природных ресурсов была обсуждена концепция геологического образования в России.

Обывательское воображение при слове “геолог” рисует тайгу, рой комаров или горы в снеговых шапках да каких-то людей с рюкзаками и кирками. Не секрет, о геологии мы знаем крайне мало, хотя ежедневно сталкиваемся с ней – с газом на кухне хотя бы. К тому же Россия – ведущая сырьевая держава мира, крупнейший экспортер минерального сырья. Людей, которые умели бы его находить и им распоряжаться, нужно готовить, и готовить хорошо. Неспроста идея геологического образования выдвигалась у нас еще в 1902 году.

В концепции геологического образования заложен теоретический взгляд в будущее. Это стало предметом обсуждения на совместной коллегии. Особое внимание привлекло профессиональное геологическое образование. Оно отстает от рыночных требований. Проблем здесь множество. Геология – один из самых дорогих видов образования. Но дело деньгами не ограничивается. Наука идет вперед, современному геологу требуются экологические знания, а это принципиально новая сфера. Другая сторона – умение ориентироваться в современных технических достижениях, последних информационных технологиях. Добывающая отрасль претерпевает глубокие изменения во всех сферах, от технической до правовой, и требует нового специалиста. Той самой обывательской киркой теперь ничего не сделаешь. Кроме компьютера, надо знать и закон. Добыча полезных ископаемых переходит в частные руки. Это особые требования к геологу, в том числе и со стороны государства, которое, разрешая частную разработку, не собирается ослаблять контроль за использованием недр. Обучение специалиста-геолога должно быть направлено на конкретного заказчика (потребителя), и без тесного контакта с ним невозможно. А значит, традиционная система подготовки требует соответствующих изменений.

Если профессиональное геологическое образование отталкивается от задач чисто прагматических, то непрофессиональное – направлено на общеинтеллектуальное развитие личности. Геология – наука мировоззренческая, тесно связанная с научным естествознанием. Изучать ее предполагается на всех ступенях образования, и первые знания о месте человека в природной среде давать еще до школы.

Преподавание геологии в школе невозможно без учета содержания образования в целом; взять и вписать эту дисциплину в базисный план механически – нецелесообразно, да и невозможно. С другой стороны, ориентировать молодого человека на профессию геолога нужно со школьной скамьи.

Геология, как определено в концепции, ставит целью выработку научного мировоззрения, осознание взаимосвязи наук, повышение экологической грамотности, осознанный выбор специального образования. Ту же цель преследуют природоведческие дисциплины, дающие сегодняшнему школьнику и геологические знания. Знания эти отрывочны, неполны. Но объединить их в единый курс, дополнить тоже надо умеючи. В этом отношении пока непочатый край работы. Учебников нет, программ нет, методик нет. И то, что будет разработано, должно учитывать общее содержание школьного образования.

Профессиональное геологическое образование будет ориентировано на конкретный заказ и социально-экономические требования. В отличие от него профессиональная геология в школе или вузе требует взвешенного подхода. Эмоциональное “Как хорошо было бы!” – пользы сейчас не принесет.

Коллегия, посвященная концепции геологического образования, готовилась давно. Ее часто переносили в силу разных причин. Теперь же, собрав представителей двух министерств, учебных заведений, где готовят геологов (не только из Москвы, но и из других городов), она явилась заметным шагом в становлении экологического образования. Концепция получила одобрение. Избранный на коллегии совет приступил к изучению предложений, дополнений, поправок. Обсуждение вопросов геологического образования будет продолжено.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте