Издательство «Искусство-ХХI век», взявшее на себя непростую задачу – возродить традиции знаменитого советского издательства «Искусство», выпустило первые книги. Среди них по широте замысла, фундаментальности, по объему материала выделяется энциклопедический том «История искусства».
Временной охват статей – от палеолита до сегодняшнего дня. Географический – от Ассирии до древнего Бенина (город-государство на территории Нигерии), от Америки до России. Словом, все эпохи, все страны объединены под одной строгой черной обложкой, где золотыми буквами стоит заглавие, окруженное цветными репродукциями. Они символизируют искусство разных эпох и континентов: первобытная статуэтка, головка Нефертити, Владимирская икона Божией Матери. Авторы книги – известнейшие отечественные искусствоведы.
Книга задумана как обобщение накопленных на сегодня знаний о пластических искусствах. «Мы задались целью представить многообразие и сложность мирового художественного процесса, не выходя за рамки одного тома, в отличие от предшествующих многотомных отечественных историй искусства. На наш взгляд, ограничение одной книгой облегчает читателю возможность сопоставить факты и явления духовной жизни разных стран и регионов в различные эпохи и тем самым как бы включает его в увлекательный процесс осмысления художественной культуры человечества в ее многослойных и вертикальных связях и параллелях», – говорит в предисловии авторский коллектив. Другая особенность книги – стремление уйти от «привычного европоцентристского взгляда» на историю. Не умаляя значения античности, возрождения, классицизма и других художественных эпох, значительное место в книге отведено искусству стран Ближнего и Дальнего Востока, Азии, исламского мира. Русское искусство рассматривается не отдельно, а в системе мировых цивилизаций, в контексте развития восточнохристианской культуры.
Словом, новая книга – универсальный справочник, доступный и взрослому, и школьнику. Осталось указать еще одно достоинство. Помимо великолепного полиграфического исполнения в «Истории» около 400 цветных и тоновых иллюстраций.
Комментарии