В Исилькульском районе Омской области есть Боевая средняя школа, вполне соответствующая своему названию. Уже 35 лет здесь готовят кадры механизаторов для ОПХ «Боевое». Несколько лет назад получили лицензию на право ведения профессионального обучения. По сей день существует пионерская организация – девяносто мальчишек и девчонок носят красные галстуки. Правда, абсолютно добровольно. За дело Ленина дети не борются, но девиз «Пионер – всем ребятам пример» соблюдают неукоснительно. Пять лет назад Боевая школа по инициативе своего директора Татьяны Сушко вступила в эксперимент, цель которого – постепенный переход к профильному обучению путем совершенствования структуры и содержания образовательного процесса.
– Я понимала, – говорит Татьяна Борисовна, – что у нас появилась возможность более плавно, в течение продолжительного срока перейти к тому, что обязательно произойдет со временем во всем образовании.
Большим плюсом Сушко считает создание в ходе эксперимента стабильного и творческого коллектива педагогов, почти наполовину состоящего из своих же выпускников. Экспериментальные программы пришлось самостоятельно адаптировать для сельской школы с учетом ее особенностей. В сентябре 2005 года утвердили программу опытно-экспериментальной работы по теме «Индивидуальные образовательные траектории обучающихся как фактор формирования мобильной личности в педагогической системе сельской школы». Своей целью педагогический коллектив считает «воспитание творческой личности, готовой к созидательному труду, владеющей фундаментальными знаниями во всех областях науки, нравственно и физически здоровой, способной к самоопределению и самореализации в жизни».
Татьяна Сушко утверждает:
– Суть нашей инновации в том, чтобы школа приняла всех детей, способных учиться, и дала каждому из них: в начальной школе – разнообразие форм деятельности, в основной – навыки самостоятельного учебного труда и определение круга интересов на будущее, а в старшей – профильность, но по индивидуальному образовательному маршруту.
Для решения этих задач необходимо создание банка данных на каждого обучающегося, поэтому психологическому сопровождению эксперимента уделяется большое внимание. При таком раскладе небольшое количество учеников в школе из минуса превращается в плюс, ведь прочертить индивидуальный маршрут для пятнадцати старшеклассников проще, чем для тридцати или шестидесяти. В Боевой школе ставят задачу научить учиться, активно воспринимать и творчески перерабатывать то, что готов дать ученику педагог.
Омская область
Комментарии