Давно в Южном округе на августовской конференции не было аудитории столь адресной, столь мобилизованной на реализацию намеченных целей, как 24 августа 2012 года.
Это не громкие слова, это не излишняя пафосность, а действительно результат начала тех масштабных изменений, которые сегодня происходят в Москве в системе образования, и очень важно, что это чувствуют многие.В зале сегодня коллектив управленцев разного звена: аппарат окружного управления, руководители структурных подразделений, директора и заместители руководителей тех наших школ, которые уже вошли и войдут в ближайшее время в процесс выстраивания модели в системе образования, которая приходит на смену той, в которой мы жили и работали последние 20 лет.Я глубоко убеждена, что присутствующие на педсовете далеки от мысли, что все, что делалось в эти годы, надо зачеркивать и забыть. И если вдруг паче чаяния эта поверхностная оценка кому-то бередит голову, это очень грустно.Бесценный багаж, приобретенный каждым образовательным учреждением за эти годы, – то, без чего нам сегодня не обойтись, но только его нам в новых условиях уже мало.Постановления Правительства Москвы, приказы Департамента образования, наша совместная работа по реализации этих документов позволили поставить паруса в нужном сегодня для отрасли, нужном для родителей-москвичей, для наших детей направлении, дорога расчищается, ставятся светофоры.Идет процесс очистки русла от ила, которым занесло это русло за последнее время. Это архинеобходимый для отрасли процесс, и мы слукавим, если скажем, что не чувствовали потребности в этом.Года четыре назад, остро ощущая пустоту, в которой находимся, общаясь с коллегами, которые переживали и ощущали так же остро это время, Александр Королев сказал мне: «Нина Григорьевна, фишку мы потеряли, скучно, надо что-то делать!» Александр Андреевич, дорогой, я рада сказать, что обрела эту фишку, что мне очень хочется свое личное ощущение и веру в новое донести до всех, кто сегодня будет активным участником этих процессов, а других здесь сегодня нет. Формируется коллектив, который, наверное, будет претерпевать изменения, и это неплохо. Но это будет уже новый коллектив управленцев всех ступеней, это будет другой коллектив, нацеленный на конечный результат в серьезно измененных условиях.Задачи, которые нам предстоит решать в ближайшее время, масштабны. Нам необходимо в кратчайшие сроки завершить оптимизацию сети на территории округа. Все вместе мы ответственны за становление новых коллективов, которые формируются уже сейчас. Много сил уйдет на то, чтобы передать им веру в новое, точно нацелить на нужный результат, а главное – создать условия для каждого для реализации поставленных задач. Нам необходимо доказать нашим подчиненным, да и родителям, что права, данные сегодня руководителям учреждений, в руках профессионалов, что степень ответственности за использование этих прав понятна каждому, кто претендует быть первым лицом и вести за собой.Не за горами год, когда мы будем держать экзамен за тех, кого выпускаем в подростковые школы по новым ФГОС. Никто из присутствовавших на педсовете не может сказать, что в нашем городе для учителей первой ступени под решение этой задачи не создавали условия. А вот выросли ли мы до этих условий? В некоторых школах это сказать нельзя.Принимая в свои образовательные комплексы дошкольные отделения, мы отчетливо понимаем, что смысл этого действа не в сокращении числа юридических лиц, он глубоко педагогический, его осмысление даст новый импульс в работе, и наши почти тщетные усилия последних лет в решении вопросов преемственности, когда, не имея возможности, как сейчас, мы направляли своих учителей начальных классов в подготовительные группы садов, высасывая из пальца возможность оплаты их труда в чужом учреждении не нужны. Всё! Для решения этой задачи дорога в нашем городе тоже расчищена.Совершенно очевидно, что сегодня жесточайшая конкуренция за право быть руководителем, заместителем руководителя должна принести нам результат. Основательность, профессионализм, без которых невозможно себе представить администраторов новых образовательных комплексов в новых условиях, теперь не на голом энтузиазме замешивается, и здесь расчищена дорога, созданы условия для достойной оплаты этого труда. Значит, и люди должны быть достойны этой должности.Наблюдения последних лет дают основание говорить, что растущая агрессия всех участников образовательного процесса – детей, родителей, учителей – относительно других серьезно подорвала доверие к школе: по итогам прошлого учебного года более 100 тысяч семей в России не пустили своих детей к нам. Это не маргинальные семьи. Это другие семьи. Нужно любой ценой возвращать их доверие. То, что приходится слышать из уст учителей: «Это головная боль родителей!», «Это не мои проблемы!», «Я не обязана!», привело к ситуации, что грамотная педагогическая консультация для родителей – что-то ушедшее из многих педагогических коллективов, но ведь потребность в ней не отпадает никогда, а сейчас серьезно растет. Мы нужны родителям. Безопасность пребывания детей в наших учреждениях – задача, абсолютно понятная в своем исполнении, но именно бесконтрольность администрации за выполнением правил внутреннего распорядка, равнодушие учителей к дежурству, неправильно выстроенные алгоритмы для ее решения – это сотни травм, порой с серьезными последствиями, это серьезный груз на чаше весов против нас.Завершая реструктуризацию сети, параллельно вычленяя все болевые точки нашего образовательного организма, мы начнем вместо пустопорожних совещаний, носящих информационный характер в век совершенствования информационных технологий, проводить тренинги по всем проблемам, которые обязаны решать.1 сентября – день особый. Каждый ребенок именно в этот день хочет начать по-другому, сначала, с чистого листа. Давайте поддержим это желание наших детей.Мне кажется, что накануне 1 сентября 2012 года мы те же дети. Мы начинаем все сначала, с чистого листа, но с багажом опыта.Если желание есть, и большое, то результат будет непременно. Удачи всем, здоровья в 2012-2013 учебном году, дорогие коллеги!Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования
Комментарии